Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дорогу молодым

Круглый стол в Общественной палате РФ по профориентации для молодежи Юждага

 

Во вторник, 22 апреля, в Общественной палате РФ состоялся круглый стол под названием «Проблемы профориентации молодежи Южного Дагестана. Роль органов местного самоуправления и гражданских структур».
 
Дезориентация молодежи, невозможность найти себя в жизни, невозможность реализовать свой потенциал, сложность выезда за пределы Дагестана для учебы в престижных вузах, - обсуждению этих и других проблем, а также поиску путей их решения и был посвящен данный круглый стол.
 
Мероприятие было организовано молодежным департаментом ФЛНКА и стало логическим завершением серии круглых столов, проведенных в районах Южного Дагестана, на которые были приглашены ученики выпускных классов районных школ, сотрудники районных Управлений образования, родители, журналисты и эксперты.
 
Мы уже публиковали статью о проведенном мероприятии в Общественной палате России. В данном материале мы предлагаем вниманию наших читателей наиболее знаковые и интересные выступления экспертов данного круглого стола.
 
Асали Асалиев, декан факультета маркетинга Российской экономической академии, доктор экономических наук
 
Говоря по теме профориентации, я бы хотел отметить, что на Кавказе получение высшего образования вошло в привычку.  В качестве примера приведу свое родное село.
 
Так вот там поголовно все с дипломами о высшем образовании. Заметьте я не говорю, что там люди с высшим образованием, до этого там далеко. Все с дипломами.
 
И над этим нужно работать. Ведь платят огромные деньги, а на самом деле не учатся и, что самое главное, у них знаний нет. Все с дипломами, а по специальности работают единицы.
 
Мне кажется, что нужно вспомнить о той практике, что была распространена в советское время, когда работали ПТУ, когда работали колледжи, которые готовили специалистов, которые были реально востребованы и зарплаты, которых, самое главное, были больше, чем у людей с высшим образованием.
 
Это токари, фрезеровщики и другие специальности. Посмотрите на заводах все оставшиеся специалисты - это люди в возрасте. Поэтому нам нужно работать и в наших регионах над разъяснением важности и востребованности технических и рабочих профессий.
 
Я не согласен с утверждением, что детям из регионов сложнее поступать в вузы Москвы, потому что московские или другие абитуриенты сильнее. Я бы.
 
Опять же приведу в пример свое село. У нас была мощная школа и каждый год 5 человек поступали в центральные вузы России. Из моего выпуска в одно и тоже время 3 человека учились в "Баумана", я в "Плехановке", один в Железнодорожном, другой в МГУ.
 
Поэтому нынешнее положение дел говорит, о безобразном качества образования в школах. 
 
Но при этом есть и прекрасные ребята. Я могу назвать сотни умных и способных ребят.
Из Дербента, Махачкалы,  Кабардино-Балкарии и других республик ребята – я очень многих могу назвать. Все зависит от того, как ребенок подготовлен. Как родители смогли привить любовь к знаниям. Нам нужно, чтобы сейчас родители серьезно подняли вопрос в своих селах об уровне и качестве школьного образования., ведь от этого зависит будущее их детей и общества в целом.
 
Султан Тогонидзе, руководитель Комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа
 
Должную роль необходимо отдавать проблемам кавказской молодежи в Москве, потому что это сегодня пестрит во всех средствах массовой информации. По телевидению мы каждый день наблюдаем о том, как девиантное поведение кавказской молодежи портит общую атмосферу в городе Москве.
 
Тем не менее, хотелось бы посмотреть чуть более глубже на эти проблемы, происходящие в обществе, и поставить вопрос немного иначе. Говорим ли мы сегодня о доступности образования, как наполнения, как контента, либо о доступности корочки об образования?
 
Безусловно, если говорить о втором, это достаточно доступно и на самом Кавказе и в Центральной России. Что же касается качества образования, проблема в регионах существует. В регионах качество образования это проблема не решенная и запущенная.
 
И является одной из причин тех миграционных процессов, которые мы сегодня наблюдаем. Молодежь выезжает за пределы своего региона в поисках не только средств к проживанию, но и качественного образования. О качестве самой молодежи я тоже чуть позже уделю внимание.
 

 Султан Тогонидзе

Мы Российский конгресс народов Кавказа, в частности Комитет по делам молодежи занимаемся интеграционными, адаптационными процессами в молодежной среде.
 
Нашей целевой территорией является кавказская молодёжь не зависимо от национальной принадлежности. «Кавказская» подразумеваются все жители Кавказа, Большого Кавказа.
Начиная от абазин, заканчивая якутами, которые тоже там проживают. Эти молодые люди приезжая в Москву, безусловно, на 1, 2, 3-х курсах мы так называем, есть такой термин «нерастаможенная молодежь».
 
Занимаемся именно такой молодежью, проблемами этой молодежи, профилактикой асоциального поведения совместно с ГУВД Москвы, посещаем ВУЗы, проводим встречи с такой молодежью.
 
Надо отметить, что на сегодняшний день, формируется достаточно серьезный сегмент интеллектуальной кавказской молодежи. И под давлением, которое сейчас производится на регион в связи с тем, что они не могут туда попасть и самореализоваться рано или поздно эта дамба даст трещину, и мы следим за развитием событий. Я думаю, что через пять лет этот поток интеллектуализированной новой молодежи зайдет в регион и займет свое достойное место.

Азат Бадранов, руководитель Ассоциации студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге

Наша организация основана в 2009 году силами молодежи, и основных целей было две: раскрытие потенциала республики Башкортостан, и социализация молодежи.
 
Глубинки Российских регионов, будь то Кавказские, Урало-Поволжские или любые другие они оставляют желать лучшего, особенно национальные.

Наша организация дистанцировалась в определённом смысле от органов власти республики, осуществляя свою деятельность исключительно на основах общественного самоуправления и общественного контроля.

Каждый год у нас проходит масштабная профориентационная работа. Буквально неделю назад я вернулся из Башкирии, организовывали там приезд представителей ВУЗов Москвы и Петербурга в город Себай.

Это небольшой город на Юго-Востоке республики в этом городе мы собрали порядка 2000 абитуриентов из близлежащих районов, это порядка 10 муниципальных образований приняли участие в этих профориентационных встречах, где ребята сами имели возможность пообщаться с этими ВУЗами, узнать о специальностях, задать какие-то вопросы.

К вопросу о том, что все ломятся в ведущие ВУЗы, начиная от МГУ, МГИМО, Российская Экономическая Академия в том числе - действительно это так.
 
Когда 5 лет назад мы начинали свою работу, поводили эти профориентационные встречи, задавали вопросы абитуриентам: «Есть ли желание поступить в Москву или в Петербург? И если да то в какой ВУЗ?».
 
То если 5 лет назад нам абитуриенты практически в каждом городе и селе, отвечали: «Да, я хочу поступить». «А в какой ВУЗ?». «МГУ!» – говорят. «А в какой еще рассматриваешь?».
 
Они: «Кроме МГУ я ничего не знаю!»Максимум МГИМО, Баумана, соответственно там узнаваемость университетов очень слабая. Но в то же время, в одной только Москве порядка 50 государственных ВУЗов, которые предоставляют общежития и бюджетные места, большинство из них узко профилированы, большинство из них нуждается в абитуриентах, готовы принимать из регионов, но о большинстве и них в регионах не знают ничего!
 
И мы начали выстраивать эту работу преимущественно с такими университетами.
 
В первые годы, когда мы начинали, посредством нашей работы было инициировано заключение договоров с республикой, это МГУ, СПБГУ, со всеми ведущими.
 

Азат Бадранов

По поводу целевых и не целевых, и всех этих университетов существует механизм целевого обучения, в новом федеральном законе об образовании Российской Федерации этот механизм детализирован, в том числе с участием работодателя.
 
Мы работаем как по целевому приему, так и по общему конкурсу. Помимо профориентации выглядит следующим образом, это мы приглашаем университеты в республику, не только в Сибай, это и Уфа, и другие районы и города республики.

Для молодежных организаций хочу отметить, что инициатива проведения профориентационной встречи в регионе она всегда поддерживается университетами.

У университетов есть специальные отделы по профориентации и так далее, где есть соответствующие бюджеты, на дорогу каждый университет найдет, как и на что отправить своего сотрудника, соответствующими материалами и так далее.

Этот механизм слабо используется регионами, потому что когда мы приглашаем университеты в свою республику, они всегда соглашаются, но всегда приятно удивлены, что их пригласили.

Помимо того что мы приглашаем университеты, мы вменяем  в обязанность своим студентам на каникулах в летнее или в зимнее каникулярное время ходить в свои школы и встречаться с выпускниками, рассказывать о быте, жизни, и так далее.

Пятилетний опыт работы со студентами показывает, что на самом деле барьером для ребят для поступления в ВУЗы в другой регион, в другие города выступают не маленькие баллы, не наличие или отсутствие каких-то специальностей и так далее, а страхи бытовые: тяжело и дорого жить, опасно, скинхеды, кавказцы и так далее.

Наша задача состоит в том, чтобы развеять эти бытовые страхи, показать, что для проживания в Москве студенту денег необходимо не больше, чем для проживания в Уфе.

А по поводу страхов этноэкстремизма, национал шовинизма все тоже разъясняется. И по большому счету, для чего ты едешь в Москву, то ты там и найдешь.

Если ты там будешь заниматься учебой, то никогда не встретишь в течение пяти лет ни одного скинхеда на своем пути. Если ты каждый день об этом думаешь то, наверно будешь встречаться в переходах темных и так далее.

Профориентация на этом у нас не заканчивается, мы каждый год проводим анкетирование ребят. В марте месяце, когда ребята уже выбрали ЕГЭ, определились, мы рассылаем свою анкету.

Анкета ассоциации студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге. Суть этой анкеты в следующем, нам необходимо получить данные по всем абитуриентам республики.

То есть  в этой анкете отражается фамилия, имя, отчество, школа, интересы, какие ЕГЭ человек выбрал и куда хочет поступить. Сейчас как раз идет процесс заполнения анкет.

Какие-то районы и города уже заполнили, присылают, какие-то еще заполняют. Март-Апрель-Май они заполняются, собираются у нас в одном месте в Уфе. И в июне,  в конце июня ребята студенты из Москвы и Петербурга едут в Уфу.
 
Как выстраивается процесс работы? Вообще со всеми этими ВУЗами  с кем работали и не работали, мы проводим анализ, в течение прошлого, позапрошлого года на ту или иную специальность какой был конкурсный балл, можно примерно спрогнозировать с точностью до +/- 50 баллов возможность поступления.
 
Это один момент, где можно ребят направлять, второй момент это осенью/весной. Эта работа на самом деле занимает весь год. Потому что после зачисления начинается работа по установлению взаимоотношений с ВУЗами, осенью/весной/зимой, я хожу, встречаюсь с председателями приемных комиссий университетов, рассказываю о нашей организации, о том, как я  предлагаю поработать в приемной комиссии.
 
У всех профильных ВУЗов технических и узкопрофильных, их профильные специальности плохо заполняются. Мы знаем достаточно престижный Университет МИСИС, он ориентирован на металлургию, сталь и промышленность, но этот университет не заполняет профильные специальности.
 
В первый год мы им предлагаем помочь заполнить «провальные» для них специальности. Для них они провальные, для нас технические и инженерные специальности. И это для кого-то возможность. И, как правило, никто не отказывается, каждый университет говорит, давайте мы поработаем, мы дадим вам два места.
 
Мы берем эти два места, они определяют нам какой-то минимум, говорят того кого мы от вас примем у него должно быть не менее 160 баллов. Либо ставится условия об оформлении целевого направления. По целевым направлениям проблем вообще нет никаких.
 
Потому что по закону целевые договоры могут подписывать органы госвласти, органы местного самоуправления. Мы работаем в основном с органами местного самоуправления, это главы муниципальных районов, главы и сельских поселений сельсоветов и, подбирая и заполняя эти 2 места, мы подходим к этому с большой ответственностью, потому что по этим двум будут относиться к нам. От этого зависит, как мы будем работать в последующем.
 
Как правило, почти со всеми университетами у нас развитие идет в геометрической прогрессии если в первый год мы устраивали  только 50 человек, то могу сказать, что за 5 лет мы устроили порядка 1,5 тысяч ребят.
 
Помогли с поступлением. Ежегодно это сумма примерно 150 человек, самый большой пик был в 2010 году, когда мы за этот год устроили 400 человек. Устраиваем не только в Москву и Питер, но и в том числе на дальний Восток начали ребят отправлять на изучение Китайского, Японского, Корейского языков.
 
Абидат Эюбова, координатор международного проекта «Планета детства» под патронажем комитета по делам национальностей Госдумы
 
Я бы хотела сказать об уровне образования в Республике Дагестан, где я проработала в школе 23 года. Учителя нашей республики работают достаточно хорошо. Но, конечно, в результате того, что очень много было нашумевших эпизодов, нарушений сдачи ЕГЭ и т.д., репутация испортилась.
 
Я хочу даже сказать что один из моих последних выпусков, те дети, которые в 2009 году первыми сдавали обязательно ЕГЭ, из них 19 детей из моего класса - все поступили в самые престижные ВУЗы страны.
 
И один из этих выпускников три экзамена сдал по 100 баллов, и он поступил в Питере на юридический факультет.
 

 Абидат Эюбова

И проверяли все его баллы, они соответствовали. Это мальчик, который занимал на республиканском уровне призовые места, был победителем олимпиад. Необходимо отметить, что целевые направления, которые выдаются детям, об этом наши дети не знают.
 
Эти целевые направления распределяются по клановому принципу, чьим-то  детям, они своим близким распределяют или же за деньги их продают, потому что я с этим сталкивалась, и знаю эти случаи. И надо поднимать этот вопрос и его решение на уровне республики.
 
Я очень благодарна Азату. У них  действительно хороший опыт, и если процесс наладить у нас в республике, наши дети действительно будут получать нормальное образование.
 
Ведь страх из-за чего? Мой сын поступал в три ВУЗа Москвы по результатам ЕГЭ. Ребенок хорошо учился в лицее в математическом классе, поступил в три Вуза, но я как мама настояла, чтобы он остался в Военно-инженерном строительном Университете, ведь там он под присмотром, в казарме, никто на него не нападет.
 
Пока я сама не переехала, не понимала этого. Нужно работать и с родителями и со школами, и составлять базу данных по ВУЗам, где нехватка абитуриентов и туда направлять по целевым направлениям детей.

.

Пресс-служба ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Круглый стол в Общественной палате РФ по профориентации молодежи Юждага

Доступна ли Москва молодежи Юждага

Молодежный департамент ФЛНКА проводит в Общественной палате РФ Круглый стол по проблемам поступления молодежи Южного Дагестана в ведущие вузы страны

Южный Дагестан: языковая ситуация ("Перезагрузка")

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия созывает Круглый стол по сохранению родных языков

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия