Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Год под крыльями орла

Новые подробности появления символики Лезгинской Автономии

Вот уже год прошел с того дня, как 22 февраля в столице нашей Родины в Московском доме национальностей состоялась торжественная презентация новой символики Лезгинской Автономии. На нашем сайте в свое время мы публиковали подробную статью, посвященную данному событию.
 
Необходимо сказать, что за прошедший год новая атрибутика нашей организации стала узнаваемой, вошла в лезгинскую среду и была принята в качестве символа молодежной активности в рамках Автономии.
 
Также, учитывая активную деятельность ФЛНКА на российских и международных общественных площадках, она стала известной на общегосударственном и интернациональном уровнях.
 
По имеющейся у журналистов традиции, мы решили напомнить нашим читателям о том, как это было и предложить детальный рассказ о зарождении новой символики ФЛНКА.

Отсюда, данный материал нами посвящается новым подробностям, разработке концепции и доселе неизвестным фактам из истории появления символики нашей организации, освещению основных этапов проведенного конкурса.
 
Напомним также, что на самой презентации новой символики был представлен подробный рассказ об условиях, этапах и результатах проведенного конкурса.
 
Конкурс

В августе 2009 года ФЛНКА объявила конкурс на лучшую символику. С этого момента в адрес нашей организации стали приходить эскизы флагов и гербов.

Основными условиями конкурса были:

* должны быть изображены символы - образы, отождествляемые с лезгинским народом, связанные с его историей и культурным наследием;

* дизайн символики должен опираться на народное искусство лезгин и его орнаментальные школы;

* цветовая гамма должна быть выдержана в палитре сакральных цветов лезгин - белом, красном, синем, зеленом, желтом и в их оттенках;

* среди символов могут быть отмечены такие значимые для лезгин элементы, как солнце, орел, горы, река Самур, море. А также: элементы истории и культуры лезгин, Кавказской Албании, стилизованные и отраженные, например, в ковроткачестве, камнерезном искусстве, деревянном зодчестве и т.д.

Однако качество присланных работ не совсем устраивало руководство ФЛНКА, поэтому конкурс не был завершен.

Дать новый старт этому конкурсу решили в конце 2011 года. В этот раз было прислано гораздо больше работ. Это говорило о том, что данный конкурс вызвал неподдельный интерес у лезгинской аудитории.

Что касается эскизов, то надо сказать, что они были разного уровня: от совершенно кустарных до высокопрофессиональных. Следует отметить, что данный конкурс многими лезгинами воспринимался гораздо шире. Нередко приходилось сталкиваться с тем, что участники конкурса думали, что выбирается общелезгинская символика, а не символика конкретной организации – ФЛНКА.

Это в свою очередь вызывало у некоторых участников неоправданные ожидания и болезненную реакцию. К большому сожалению, и на этот раз не удалось выбрать победителя конкурса. Несмотря на то, что для отбора участников применялось интернет -голосование.

Мы бы хотели обратить ваше внимание на то, что еще в 2009 году к нам поступили работы, использовавшие в качестве центрального символа знак печати-геммы царя Асвагена, т.н. «лунную колесницу». Но тогда этот символ был признан не совсем подходящим.

Но уже после формального завершения конкурса к членам Совета ФЛНКА (оргкомитету конкурса) обратился известный лезгинский ученый Аликбер Аликберов, который предложил использовать символ с печати албанского царя в качестве центрального образа символики ФЛНКА. Именно в этот период и родился первоначальный вариант флага ФЛНКА, принятый на том этапе.

На тот момент конкурсная комиссия уже приняла несколько промежуточных вариантов флага автономии. Данный флаг представлял собой красное полотнище с двумя полосами белого и зеленого цвета и с печатью Асвагена по центру.

Основной цвет фона – красный является самым распространенным у лезгин. Он символизирует огонь и солнце, жизненную силу и плодородие, активное начало, а также, красоту, силу, кровь и жертвенность.
 
В нижней части флага расположены две узкие полосы белого и зеленого цветов. Белый цвет традиционно символизирует святое, новое, чистое, незапятнанное, благородное, лучшее, справедливое, зеленый – природу, благоденствие, молодость и возрождение, он также в представлении лезгин и многих других мусульманских народов символизирует Ислам.
 
Вопросы происхождения печати албанского царя Асвагена, вынесенной на флаг ФЛНКА, а также степень зависимости албанского престола от соседних держав того периода обсуждались на круглом столе в офисе ФЛНКА с участием академика РАН Абдусалама Гусейнова.
 
Размещением на своем флаге печати царя Асвагена ФЛНКА решала несколько важных задач – во-первых, отображен традиционный символ, а во-вторых, печать царя Асвагена являет собой преемственность традиций государственности Кавказской Албании и самоорганизации лезгинского народа.

Однако герб с точки зрения геральдики является гораздо более сложным произведением. После принятия герба был утвержден окончательный вариант флага ФЛНКА с центральным символом, взятым с герба.

Мы бы хотели поблагодарить всех, кто принял участие в конкурсе и дальнейшей работе над флагом и гербом, несмотря на то, что многие эскизы совсем не соответствовали необходимым требованиям, а многие представляли собой рисунки. Все участники хотели внести свой вклад, а и их работы были искренними. В каждой из них была свою изюминка, передававшая чувства своего создателя.

После рассмотрения вариантов, присланных читателями сайта ФЛНКА, было принято решение вывести работу по поиску идей для новой символики на более серьезный уровень. Было принято решение привлечь к работе профессионалов – художников, графистов, специалистов по лезгинской орнаменталистике, этнографов и дизайнеров.


Одним из первых специалистов, чьи идеи и эскизы привлекли внимание конкурсной комиссии, был специалист по лезгинской орнаменталистике, доктор педагогических наук, выходец из селения Куг Хивского района Марат Байрамбекова.


Из идей, которые Байрамбеков отразил в своих эскизах, больше всего конкурсную комиссию заинтересовали совмещение образа крепости с круглым ободом, по которому был пущен традиционный лезгинский орнамент.

 

 

Причем под образом крепости в будущем гербе руководство ФЛНКА хотела бы понимать не только образ Дербента, но и таких героических городов государственных образования предков лезгинских народов, как Кабала, Партав (Барда), Шаки и др.

Однако образ орла, как древний символ лезгинских народов, не был в эскизах Байрамбеков достаточно явно и выпукло проработан. Не присутствовал в эскизах Байрамбекова и образ печати Асвагена, имевший для ФЛНКА столь большое значение.


В изображении на своем новом гербе орла ФЛНКА пыталась найти разные варианты стилизации образа этой благородной птицы, как с учетом традиций наших народов в его изображении, так и с учетом современных графических решений.

Примерами подобных вариантов стилизации на гербах народов и республик России для конкурсной комиссии служили стилизованные прорисовки орлов на гербе Дагестана и КБР, а также стилизованные прорисовки барсов на гербах республик КБР, СОА и Татарстан.

 

 

В данных вариантах авторы эти работ на наш взгляд удачным образом отражали в современной графике традиционные варианты изображения животных – символов этих народов в древности.

Для поиска древних вариантов изображения орлов в культуре наших народов привлеченные нами специалисты изучали сохранившиеся в наших горах рисунки орлов в камне. Из этих древних рисунков нам стало очевидно, что наши предки практически никогда не изображали орла летящим (как в эскизах Марата Байрамбекова) или со сложенными крыльями.

На всех доступных нам древних рисунках орла эта гордая птица была изображена с распростертыми крыльями.

Вариант совмещения удачных находок профессора Байрамбекова с образами орла и печати Асвагена предложил молодой дизайнер и графист, выходец из селения Квардал Курахского района Расим Наврузов.


В его эскизах присутствовал и образ крепости, и круглый обод с пущенными по нему ковровым орнаментом «кIекер», а также орел с распростертыми крыльями, печать царя Асвагена и профиль горной вершины.

Однако и данный вариант герба не во всем устраивал конкурсную комиссию и тут в адрес конкурсной комиссии невероятно оригинальная идея совмещения образа орла и печати Асвагена, автором которой был бизнесмен, выходец из селения Ахты Фарад Букаров.

Присланный им вариант представлял собой сделанный им от руки набросок. Доработать эту идею на профессиональном уровне, а также вписать ее в рождающуюся основу нового герба конкурсная комиссия попросила того же профессионального дизайнера Расима Наврузова.
Предложенное Расимом графическое решение идеи Фарада Букарова по многим параметрам устроило конкурсную комиссию, оставалось дело за малым. Найти удачный вариант компоновки всех показавшихся конкурсной комиссии удачными элементов будущего герба.

И на этом этапе было найдено последнее важное решение, которое было включено в новый вариант герба – вместо абстрактного и отвлеченного графического символа горной вершины на герб было решено поместить выполненную с оригинальной фотографии графическую прорисовку профиля горы Шахсув. Данная вершина была принята конкурсной комиссией не случайно, поскольку эта вершина является объединяющей для северных и южных лезгинских народов.

 

Окончательный вариант герба, прорисованный Расимом Наврузовым, был утвержден Советом ФЛНКА 20 декабря 2013 года.

Как сказал на презентации один из авторов нашей символики - бизнесмен Фарад Букаров, возможно, со временем придут лучшие идеи, появится потребность в изменениях. Все эти идеи, естественно, будут обсуждаться всеми вместе и решение будем принимать все вместе" - добавил бизнесмен.

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В офисе ФЛНКА стартовали курсы лакского языка

Презентация книги «История села Фий» состоится 18 октября в Москве

Под крыльями Лезгинского орла

Рождение нового герба ФЛНКА

Ариф Керимов: «Об итогах поездки делегации ФЛНКА в Женеву»

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 12 март 2015 22:31

В тексте ,когда увидел слово Шахсув, вдруг я задумался об одном нюансе.Среди азербайджанцев,иногда встречается такая фамилия как Шахсуваров. В этом слове  лезгинский СУВ- на азербайджанский переводиться как гора. На ихний лад звучал бы как Шахдаг. Но а кроме этого,даже если вторую часть этой фамилии просмотреть  не как СУВ,а как СУВАР,то в этом случае тоже  можно предполагать что, давними предками носителей этой фамилии были лезгины.Но сами они об этом недогадываются,в связи давний ассимиляцией.Даже мы,лезгины об этом не догадывались.Но это всего лишь догадки,которые имеют под сабой веские аргументы.


Комментарий #1, дата: 12 март 2015 21:29

Герб прекрасный, но флаг без знака лучше смотрится




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия