Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Эхо лезгин в ООН

Интервью с руководителем Международного департамента ФЛНКА Татьяной Чубриковой

Татьяна Чубрикова

Как вы знаете, совсем недавно завершились Интерактивные слушания с участием представителей коренных народов, проходившие в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН. После этого наши читатели могли познакомиться с подробным отчетом о данном мероприятии.

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Департамента международных связей Лезгинской Автономии Татьяной Чубриковой, в рамках которого она рассказала о личных впечатлениях от поездки и об итогах слушаний.

Татьяна Львовна, каковы Ваши личные впечатления от поездки?

Такие поездки всегда полезны, так как дают возможность еще раз познакомить заинтересованную аудиторию с лезгинским народом и его проблемами, раздать печатные материалы, в частности Доклад, сделанный ФЛНКА совместно с ОНН по результатам миссии с участием Европарламента в Дагестан и Азербайджан.

На таких мероприятиях удается установить личные контакты с представителями различных НПО, с представителями ООН, занимающимися вопросами коренных народов, самым важным из которых была встреча со Специальным Докладчиком ООН по правам коренных народов госпожой Викторией Таури Корпуз.


В чем заключаются полномочия  Специального Докладчика?

В его обязанности входит продвижение законов, правительственных программ и соглашений по правам коренных народов, а также недопущение нарушения прав коренных народов, содействие изучению наиболее важных тем, касающихся коренных народов, проживающих по всему миру.

Например, 7-11 июля в Женеве под ее председательством будет проведена седьмая сессия Экспертного Механизма по правам коренных народов, в ходе которой будут изучены различные проблемные ситуации коренных народов и дана экспертная тематическая оценка ситуации Совету по правам человека ООН. ФЛНКА для полноценного участия во всех мероприятиях, проводимых ООН, необходимо приобрести консультативный статус ООН.


В  обзоре интерактивных слушаний в Нью Йорке Вы упомянули о том, что ФЛНКА подала заявку на получение Консультативного статуса ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет) ООН. Какие преимущества дает организации  данный статус?


Да, мы действительно подали такую заявку, и важно то, что она была сразу принята. Это первый этап, который был довольно сложен. Нужно было представить много различных документов на английском языке, включая устав организации, ее структуру, отчеты о работе ФЛНКА за последние три года, и кроме того, ответить на множество вопросов относительно целей и задач, а также осуществляемой деятельности. Заявка рассматривается в течение года, мы ожидаем окончательного решения в феврале 2015 года.

Что касается преимуществ этого статуса, то они, прежде всего, заключаются в том, что организациям с данным статусом предоставляется возможность прямого взаимодействия с ЭКОСОС, представительства в ООН, возможность посещения конференций ООН, возможность предлагать темы обсуждения, посещать встречи, проводимые ООН, выступать на этих встречах. Но кроме, прав есть еще и обязанность - один раз в 4 года подавать в ООН отчет о деятельности нашей организации.

В этом году Генеральная Ассамблея ООН, которая традиционно ежегодно проводится в сентябре, будет посвящена правам коренных народов. Мы сейчас хотим приложить все усилия для того, чтобы стать участниками данного мероприятия. Мы надеемся, что факт принятия нашей заявки на Консультативный статус  ЭКОСОС ООН даст нам эту возможность. 


Мы сможем ставить на повестку дня такие вопросы, как защита Самурского леса, сохранение водных ресурсов в сельских районах южного Дагестана, вопросы сохранения и развития языка и культуры лезгин в Азербайджане.

Кстати во время интерактивных слушаний мне удалось обсудить вопрос сохранения лезгинского языка с сотрудником ООН Джоном Робсоном, который рекомендовал для сохранения лезгинского языка в Азербайджане издать учебник с применением латиницы. Это может вызвать интерес к лезгинскому языку со стороны международного сообщества. Но это отдельный вопрос.


А каковы функции ЭКОСОС?


Вся система ООН основана на принципе разделения на Основные шесть структур – Генеральная Ассамблея, Совет безопасности, Международный суд, Экономический и Социальный Совет - ЭКОСОС, Секретариат ООН, Совет по Опеке.

ЭКОСОС – одна из основных структур ООН, который подразделяется на функциональные комиссии, специализированные организации, комитеты и комиссии. ЭКОСОС ежегодно определяет приоритетные направления деятельности на основе Целей развития, определенных Программой Тысячелетия, дает рекомендации по тому, как следует работать по продвижению приоритетного направления для всех уровней, включая НПО.

Мне бы хотелось отдельно остановиться непосредственно на самом понятии «коренной народ». Что этот термин значит в интерпретации ООН? Ознакомившись с Вашим отчетом, может показаться, что подразумеваются исключительно народы, до сих пор находящиеся на более ранних этапах исторического развития и живущие обособленно от остального мира, такие, как некоторые племена индейцев Америки или аборигены Австралии. Или это все же более широкое понятие, охватывающее любое национальное меньшинство, исконно проживающее на данной территории?

Дело в том, что в международно-правовой литературе отсутствует общепринятое определение коренных народов, что обусловлено наличием различных причин объективного и субъективного характера. Несмотря на такое положение дел, приемлемой отправной точкой обычно служит рабочее определение понятия «коренной народ» ООН, сформулированное Специальным Докладчиком по проблеме дискриминации Хосе Мартинесом Кобо.

Именно на него в настоящее время чаще всего ссылаются: «Коренной народ – это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до того, как на их территорию прибыли другие народы, и развивались на собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества. Они составляют слои обществ, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа…».

Кроме того, ООН признает, что каждое государство имеет свое представление о коренных народах, которое не может не приниматься во внимание этой международной структурой. Согласно же законодательству Российской Федерации (Федеральный Закон от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ и Постановлению Госсовета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года №191 о Коренных малочисленных народах Республики Дагестан было установлено, что среди других народов Дагестана агулы, лезгины, рутульцы, табасаранцы и цахуры являются «коренными малочисленными народами». В полном списке «коренных малочисленных народов Дагестана» также значатся аварцы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, ногайцы, русские и чеченцы-аккинцы. Мы видим, что очень большая часть малочисленных народов Дагестана, в частности, андо-цезские народы, здесь не учтены. Но зато присутствуют русские, которых малочисленным народом назвать достаточно сложно.


Следовательно, мы имеем полное право считать себя организацией, защищающей права коренных народов и участвовать в международных мероприятиях, на повестке дня которых стоят проблемы этих народов.


На дебатах активно обсуждался вопрос о праве народов на самоопределение, а также о неотъемлемых правах народа на природные ресурсы в ареале его проживания. Каким образом авторы будущей резолюции по коренным народам, планируют соотносить это с законодательством отдельных государств и их правом на территориальную целостность?

Нужно сказать, что ООН никогда не выносит решений, нарушающих права государств на сохранение территориальной целостности. Мало того, любая НПО подвергается лишению консультативного статуса за «политически значимые действия против страны-члена ООН». Право народов на самоопределение обсуждается с государством, на территории которого проживает данный народ, ведутся поиски наиболее приемлемых способов самоопределения.

При обсуждении на интерактивных слушаниях в ООН темы "Земли, территории, ресурсы, океаны и воды Коренных Народов" было рассмотрено право коренных народов на самоопределение и постоянный суверенитет над землями, территориями, ресурсами, океанами   и   водами.

Был затронут вопрос, как создать эффективные механизмы на основе соглашений, достигнутых между государствами   и   коренными   народами   в целях эффективного осуществления этих прав», а при обсуждении темы "Приоритеты Коренных Народов для устойчивого развития" были рассмотрены основы полного, равного и эффективного признания прав коренных народов на земли, территории, ресурсы, океаны и воды, а также связь с обычаями, системой ценностей, языком, культурой и традиционными знаниями.


Все это найдет свое отражение в Резолюции по коренным народам. Будем с нетерпением ждать ее принятия. Но, как сказал кто-то их комментирующих наш отчет об Интерактивных слушаниях на сайте ФЛНКА: «претворить эти решения в жизнь - вот тут, оказывается, "зарыта собака".  Для этого должны быть соответствующие механизмы, обязующие страны к исполнению».

Я считаю, что страны должны быть заинтересованы в сохранении своих коренных народов... Необходимо продолжать работать с правительствами РФ, Дагестана и Азербайджана, достигать определенных договоренностей. И, опираясь на такую авторитетную организацию, как ООН, ее решения и резолюции, более успешно осуществлять данную работу.

Беседовал Гусен Шахпазов

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лезгинский вопрос в ООН

Дебаты Генассамблеи ООН

ФЛНКА пригласили в ООН

31 января в офисе ФЛНКА состоится собрание по итогам поездки представителей Автономии в Дагестан

Миссия Европарламента в Москве

Комментарии (11)
Комментарий #1, дата: 02 июль 2014 17:18

Азебайджанцы кореные народы...?! Русские каренные народы...?! Я может чего-то незнаю... Просветите меня, люди...





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия