Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Интересы Запада в Закавказье

Почему сузились возможности США на Южном Кавказе

В первый день Европейских игр в Баку, 12 июня президент России Владимир Путин присутствовал на церемонии открытия. Дата совпала с важным государственным праздником - Днём России и российский лидер провел его именно в Баку. Местные СМИ высоко оценили данный жест Путина, противопоставив его главам европейских государств, проигнорировавших столь важное для официального Баку событие.

Обратили внимание на присутствие Путина в Баку и за океаном. Один из ведущих американских аналитических ресурсов  National Interest взял событие за отправную точку в своём материале «Америка должна прекратить игнорировать Южный Кавказ».

Касаясь повестки встречи Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева, автор делает акцент на неурегулированный нагорно-карабахский конфликт, отмечая, что Россия играет в этом вопросе на обе стороны и похоже, что американцев с союзниками это не волнует.

Далее он отмечает, что отсутствие интереса к нагорно-карабахскому конфликту может дорого обойтись США и Европе. Автор справедливо отмечает, что Россия вовлечена в переговорный процесс на самом высоком уровне – встречи глав Армении и Азербайджана проходят при посредничестве российского президента. При этом, США участвуют в карабахском вопросе лишь на уровне своего представителя в Минской группе.

Аналитик отмечает, что выгодами, которые могли бы извлечь США из вмешательства в ситуацию, являются обеспечение энергетической безопасности Европы и предотвращение вовлечения в конфликт союзницы по НАТО – Турции. Следует отдать должное глубине его стратегического мышления.

Далее он отмечает, что сами стороны конфликта также выиграют от посредничества США. Тезис заключается в том, что Россия якобы ведет переговорный процесс, а на самом деле извлекает себе пользу из спорной ситуации. Подытоживая объемный материал, автор отмечает, что региону нужен посредник, который будет извлекать пользу из мира в нем, а не тлеющего конфликта.

Запад уже проявлял свою заинтересованность в азербайджанских энергоносителях. После начала противостояния с Россией в связи с конфликтом в Украине, европейские страны стали фокусироваться на вариантах диверсификации поставок энергоносителей в Старый Свет.

В этой связи наиболее вероятным источником поставок представлялся Баку, а через него и Туркменистан, обладающий крупными запасами газа. Однако, к непосредственному рассмотрению возможных поставок из Баку Европа приступила после отмены строительства газопровода «Южный поток» в декабре 2014.

В то же время нельзя сказать, что США игнорируют Южный Кавказ – одной ногой они уже там. Речь идет о Грузии, являющейся безусловным и как минимум среднесрочным союзником Вашингтона.

Остается непонятным, каким образом США с союзниками смогут решить нагорно-карабахский вопрос, поддерживая при этом хорошие отношения как с армянами, так и азербайджанцами. Очевидно, что кто-то должен будет в этой шахматной игре Вашингтона пойти на уступки. В обозначенных интересах Штатов на Южном Кавказе (обеспечение энергоснабжения Европы и предотвращение вовлечения в конфликт Турции) Азербайджан играет позитивную роль владельца нужного Западу товара, а Армения – источника напряженности в регионе.

И потому, исходя из американской стратегии,  уступок следует ожидать именно со  стороны Армении, из-за чего смена России на США в посредничестве при решении карабахского конфликта остается для нее непривлекательной. Вероятно, учет этих факторов вкупе с довольно сильными позициями России в регионе и демотивировал Вашингтон от более тесного вмешательства в политические процессы региона, ограничиваясь поддержанием контактов со сторонами конфликта.

Ранее США неоднократно озвучивали свое желание укрепить позиции в Каспийском регионе – здесь она приобрела бы сдерживающий потенциал в отношении России и Ирана. Вовлечение в карабахский процесс и выстраивание союзнических отношений с Азербайджаном позволило бы ей приблизиться к осуществлению этой задачи.

Однако, в этом вопросе нужно отметить дипломатическую победу России, пошедшей в этом вопросе на опережение. Во время Каспийского саммита в Астрахани в сентябре 2014 участники – все пять стран, имеющих выход к Каспийскому морю, договорились не пускать вооруженные силы нерегиональных стран к своим акваториям.

Тут надо коснуться и политики России в регионе. Ее можно хвалить или ругать, но следует сказать, что Россия здесь действует прагматично. С одной стороны, она играет значительную роль в программе перевооружения армии Азербайджана – 85 процентов импорта вооружения Страны Огней приходится на Россию.

С другой стороны, Армения является союзницей России по военному блоку ОДКБ, что дает ей гарантии безопасности, которые Азербайджан вряд ли станет испытывать на прочность. Страховка подкрепляется и наличием российской военной базы в Гюмри.

Российский президент разделяет со сторонами конфликта и горести и радости – Путин побывал в Армении на траурных мероприятиях, посвященных столетию геноцида армян, а также на торжественной церемонии открытия Европейских игр в Баку. 

Таким образом, в принципе, Россия действительно придерживается посреднической модели поведения, не делая ни одну из сторон конфликта исключительным в отношениях с собой.  Можно соглашаться или не соглашаться с тем, что Россия извлекает выгоду из длящегося спора. Однако, главная  функция миротворчества – предупреждение кровопролития выполняется.

В то же время Азербайджан, похоже, оставил свои попытки понравиться Западу. Тут можно вспомнить проведение всевозможных международных конференций в Азербайджане, где Баку брал на себя бремя организатора и спонсора, чтобы завоевать респектабельное восприятие членами европейского сообщества. Сюда же можно отнести резонансную рекламную акцию с игроками футбольного клуба Атлетико Мадрид, футболки которых неожиданно украсила надпись «Azerbaijan – Land of Fire» и многое другое. Трудно не заметить попыток Баку завоевать расположение Европы.

Однако, доклады правозащитных организаций, свидетельствующих о больших проблемах с правами и свободами человека в Азербайджане, правами коренных народов и национальных меньшинств, наличии в этой стране политзаключенных, культа личности, сильной коррумпированности очень мешают успеху данной стратегии официального Баку.

Западные лидеры не спешат выстраивать долгосрочные отношения с Азербайджаном, очевидно, боясь провала своей популистской риторики среди общественности своих стран, которая не простила бы им союзничества с недемократичным режимом, а уж политические оппоненты поспешили бы этим воспользоваться.

Вероятно, Азербайджану надоело стучаться в закрытую европейскую дверь. Признаком явного охлаждения Баку к проевропейской стратегии эксперты расценили минувший саммит «Восточного партнерства» в Риге, который Ильхам Алиев не удостоил своим присутствием.

Логическим продолжением цепи событий можно назвать и отсутствие европейских лидеров на церемонии открытия Европейских игр в Баку. Азербайджанские СМИ были полны негодования по этому поводу. Не прибыл в Баку 12 июня и украинский президент Порошенко, который прежде был замечен в выстраивании хороших отношений с государствами по периметру России.

Некоторые эксперты склонны говорить, что отворот Азербайджанской Республики от проевропейской линии в немалой степени вызван событиями в Украине. Попытка усидеть на двух стульях между крупными геополитическими действующими лицами оказалась для малых стран крайне опасной игрой.

Поэтому, учитывая, что Запад далеко, а Россия прямо по ту сторону границы, Азербайджан решил сделать выбор в сторону сближения с Россией. Хотя при этом, надо отметить, поступает весьма прагматично и не ограничивает свой спектр внешнеполитических возможностей, бесповоротно склоняясь к тому или иному геополитическому блоку.

В этой ситуации у Армении еще меньше свободы действий, так как, не обладая запасами нефти и газа, страна не вызывает у Запада интерес. А членство страны в ЕврАзЭсС и ОДКБ и вовсе делает вероятность интеграции с западными странами и институтами весьма низкой.

Таким образом, США вряд ли сумеют продвинуться на Южном Кавказе дальше границ Грузии, что, в принципе, тоже само по себе является успехом, однако стратегическая цель диверсификации поставок энергоносителей за счет азербайджанских ресурсов остается все же недостигнутой. Во всяком случае, у администрации Обамы хватает других проблем перед приближающимся концом своего срока. Более точно предугадать политику Вашингтона в регионе можно будет после прихода к власти новой команды.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Путин и Эрдоган провели переговоры в Баку

Президент России Владимир Путин примет участие в открытии I Евроигр в Баку

Сергей Глазьев: Армяне бьют тревогу из-за заявления Кремля по Карабаху

Пресс-конференция В.Путина и И.Алиева после встречи в Баку

Ушаков: во время визита Путина в Баку вопрос о Кабалинской РЛС обсуждаться не будет

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 24 июнь 2015 19:21

правящий режим в баку-это ставленники Москвы.Теперь это стало открыто и ясно всем.Полное отсутствие элементарных гражданских институтов делают союз Запада и азер-на не возможным даже гипотетически.И это стало ясно всем.А газ и нефть играют важную но не решающую роль.После кризиса на Украине все встало на свои места окончательно.Запад поставил цель сменить ВВП и вернуть Крым Украине ослабить Россию.Смена ВВП это крах власти клана Алиевых.Вот почему они уже окончательно оторвались от Запада и США.А карабах азер-ну больше принадлежать не будет.Это уже навсегда.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия