Интересы Запада в Закавказье
Почему сузились возможности США на Южном Кавказе
23 06 2015, 18:22
Просмотров: 2 165
Комментарии: 1
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новостиВ первый день Европейских игр в Баку, 12 июня президент России Владимир Путин присутствовал на церемонии открытия. Дата совпала с важным государственным праздником - Днём России и российский лидер провел его именно в Баку. Местные СМИ высоко оценили данный жест Путина, противопоставив его главам европейских государств, проигнорировавших столь важное для официального Баку событие.
Обратили внимание на
присутствие Путина в Баку и за океаном. Один из ведущих американских
аналитических ресурсов National Interest взял событие за
отправную точку в своём материале «Америка
должна прекратить игнорировать Южный Кавказ».
Касаясь повестки
встречи Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева, автор делает акцент на
неурегулированный нагорно-карабахский конфликт, отмечая, что Россия играет в
этом вопросе на обе стороны и похоже, что американцев с союзниками это не
волнует.
Далее он отмечает, что
отсутствие интереса к нагорно-карабахскому конфликту может дорого обойтись США
и Европе. Автор справедливо отмечает, что Россия вовлечена в переговорный
процесс на самом высоком уровне – встречи глав Армении и Азербайджана проходят
при посредничестве российского президента. При этом, США участвуют в карабахском
вопросе лишь на уровне своего представителя в Минской группе.
Аналитик отмечает, что
выгодами, которые могли бы извлечь США из вмешательства в ситуацию, являются обеспечение
энергетической безопасности Европы и предотвращение вовлечения в конфликт
союзницы по НАТО – Турции. Следует отдать должное глубине его стратегического мышления.
Далее он отмечает, что
сами стороны конфликта также выиграют от посредничества США. Тезис заключается
в том, что Россия якобы ведет переговорный процесс, а на самом деле извлекает
себе пользу из спорной ситуации. Подытоживая объемный материал, автор отмечает,
что региону нужен посредник, который будет извлекать пользу из мира в нем, а не
тлеющего конфликта.
Запад уже проявлял свою
заинтересованность в азербайджанских энергоносителях. После начала
противостояния с Россией в связи с конфликтом в Украине, европейские страны
стали фокусироваться на вариантах диверсификации поставок энергоносителей в
Старый Свет.
В этой связи наиболее
вероятным источником поставок представлялся Баку, а через него и Туркменистан,
обладающий крупными запасами газа. Однако, к непосредственному рассмотрению
возможных поставок из Баку Европа приступила после отмены строительства
газопровода «Южный поток» в декабре 2014.
В то же время нельзя
сказать, что США игнорируют Южный Кавказ – одной ногой они уже там. Речь идет о
Грузии, являющейся безусловным и как минимум среднесрочным союзником Вашингтона.
Остается непонятным,
каким образом США с союзниками смогут решить нагорно-карабахский вопрос,
поддерживая при этом хорошие отношения как с армянами, так и азербайджанцами.
Очевидно, что кто-то должен будет в этой шахматной игре Вашингтона пойти на уступки.
В обозначенных интересах Штатов на Южном Кавказе (обеспечение энергоснабжения
Европы и предотвращение вовлечения в конфликт Турции) Азербайджан играет позитивную
роль владельца нужного Западу товара, а Армения – источника напряженности в
регионе.
И потому, исходя из
американской стратегии, уступок следует
ожидать именно со стороны Армении, из-за
чего смена России на США в посредничестве при решении карабахского конфликта остается
для нее непривлекательной. Вероятно, учет этих факторов вкупе с довольно
сильными позициями России в регионе и демотивировал Вашингтон от более тесного
вмешательства в политические процессы региона, ограничиваясь поддержанием
контактов со сторонами конфликта.
Ранее США неоднократно
озвучивали свое желание укрепить позиции в Каспийском регионе – здесь она
приобрела бы сдерживающий потенциал в отношении России и Ирана. Вовлечение в
карабахский процесс и выстраивание союзнических отношений с Азербайджаном
позволило бы ей приблизиться к осуществлению этой задачи.
Однако, в этом вопросе
нужно отметить дипломатическую победу России, пошедшей в этом вопросе на
опережение. Во время Каспийского саммита в Астрахани в сентябре 2014 участники –
все пять стран, имеющих выход к Каспийскому морю, договорились не пускать вооруженные
силы нерегиональных стран к своим акваториям.
Тут надо коснуться и
политики России в регионе. Ее можно хвалить или ругать, но следует сказать, что
Россия здесь действует прагматично. С одной стороны, она играет значительную
роль в программе перевооружения армии Азербайджана – 85 процентов импорта вооружения
Страны Огней приходится на Россию.
С другой стороны,
Армения является союзницей России по военному блоку ОДКБ, что дает ей гарантии
безопасности, которые Азербайджан вряд ли станет испытывать на прочность.
Страховка подкрепляется и наличием российской военной базы в Гюмри.
Российский президент
разделяет со сторонами конфликта и горести и радости – Путин побывал в Армении
на траурных мероприятиях, посвященных столетию геноцида армян, а также на
торжественной церемонии открытия Европейских игр в Баку.
Таким образом, в
принципе, Россия действительно придерживается посреднической модели поведения,
не делая ни одну из сторон конфликта исключительным в отношениях с собой. Можно соглашаться или не соглашаться с тем,
что Россия извлекает выгоду из длящегося спора. Однако, главная функция миротворчества – предупреждение кровопролития
выполняется.
В то же время
Азербайджан, похоже, оставил свои попытки понравиться Западу. Тут можно
вспомнить проведение всевозможных международных конференций в Азербайджане, где
Баку брал на себя бремя организатора и спонсора, чтобы завоевать
респектабельное восприятие членами европейского сообщества. Сюда же можно
отнести резонансную рекламную акцию с игроками футбольного клуба Атлетико Мадрид,
футболки которых неожиданно украсила надпись «Azerbaijan –
Land of Fire»
и многое другое. Трудно не заметить попыток Баку завоевать расположение Европы.
Однако, доклады
правозащитных организаций, свидетельствующих о больших проблемах с правами и
свободами человека в Азербайджане, правами коренных народов и национальных меньшинств, наличии в этой стране политзаключенных,
культа личности, сильной коррумпированности очень мешают успеху данной
стратегии официального Баку.
Западные лидеры не
спешат выстраивать долгосрочные отношения с Азербайджаном, очевидно, боясь
провала своей популистской риторики среди общественности своих стран, которая
не простила бы им союзничества с недемократичным режимом, а уж политические
оппоненты поспешили бы этим воспользоваться.
Вероятно, Азербайджану
надоело стучаться в закрытую европейскую дверь. Признаком явного охлаждения
Баку к проевропейской стратегии эксперты расценили минувший саммит «Восточного
партнерства» в Риге, который Ильхам Алиев не удостоил своим присутствием.
Логическим продолжением
цепи событий можно назвать и отсутствие европейских лидеров на церемонии
открытия Европейских игр в Баку. Азербайджанские СМИ были полны негодования по
этому поводу. Не прибыл в Баку 12 июня и украинский президент Порошенко,
который прежде был замечен в выстраивании хороших отношений с государствами по
периметру России.
Некоторые эксперты
склонны говорить, что отворот Азербайджанской Республики от проевропейской линии
в немалой степени вызван событиями в Украине. Попытка усидеть на двух стульях между
крупными геополитическими действующими лицами оказалась для малых стран крайне
опасной игрой.
Поэтому, учитывая, что
Запад далеко, а Россия прямо по ту сторону границы, Азербайджан решил сделать
выбор в сторону сближения с Россией. Хотя при этом, надо отметить, поступает
весьма прагматично и не ограничивает свой спектр внешнеполитических возможностей,
бесповоротно склоняясь к тому или иному геополитическому блоку.
В этой ситуации у
Армении еще меньше свободы действий, так как, не обладая запасами нефти и газа,
страна не вызывает у Запада интерес. А членство страны в ЕврАзЭсС и ОДКБ и
вовсе делает вероятность интеграции с западными странами и институтами весьма
низкой.
Таким образом, США вряд ли сумеют продвинуться на Южном Кавказе дальше границ Грузии, что, в принципе, тоже само по себе является успехом, однако стратегическая цель диверсификации поставок энергоносителей за счет азербайджанских ресурсов остается все же недостигнутой. Во всяком случае, у администрации Обамы хватает других проблем перед приближающимся концом своего срока. Более точно предугадать политику Вашингтона в регионе можно будет после прихода к власти новой команды.
Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Путин и Эрдоган провели переговоры в Баку
Президент России Владимир Путин примет участие в открытии I Евроигр в Баку
Сергей Глазьев: Армяне бьют тревогу из-за заявления Кремля по Карабаху
Пресс-конференция В.Путина и И.Алиева после встречи в Баку
Ушаков: во время визита Путина в Баку вопрос о Кабалинской РЛС обсуждаться не будет