Возможно ли «лезгинское возрождение»?
Магомед Шерифалиев о факторах формирования национального самосознания
Криком души назвали читатели сайта ФЛНКА статью Ризвана Раджабова и Гусена Шахпазова с говорящим названием «Куда идем мы, лезгины?». Статья осветила основные существующие на сегодняшний день беды нашего народа. Выражаю большое уважение авторам. Но хотел бы только разъяснить пару моментов, связанных с этническим самосознанием, потому что именно его «размывание», как заметили авторы, и является началом деградации любого народа.
В
обсуждениях, как развернувшихся как сайте ФЛНКА, так и в соцсетях, подавляющее
большинство комментирующих высказали озабоченность стремительной утерей языка
нашим народом и уповали только на усиление его роли в общественной жизни
народа. Однако надо сказать, что, хотя языки являются важнейшим фактором
объединения всех представителей народа в один этносоциальный организм, тем не
менее их влияние на уровень самосознания народа не всегда настолько
всеобъемлюще.
Первенство
в формировании национального самосознания и возникновении нации наука зачастую отдает
собственному названию (эндоэтнониму), далее - явлению, названному
комплементарностью, и, наконец, так называемой «этнопсихологической доминанте»,
которая состоит главным образом из менталитета народа.
Единый
язык не сделал немцев и австрийцев единым народом, ни на одном промежутке
истории они не чувствовали себя одним этносом. И обратный пример, среди
норвежцев распространены два языка – букмол (норв. «bokmål» - «книжная речь») и нюношк (норв. «nynorsk» - «новый
норвежский»). Но, тем не менее, они считают себя одним этносом.
Распространение двух форм норвежского языка по муниципалитетам Норвегии
Мало
того, язык, даже тогда, когда он полностью утерян народом, но когда жив сам
народ в лице желающих пользоваться им как родным языком в повседневном быту, и
когда в письменных памятниках сохранены словарный запас и грамматика, удается
возродить и вновь сделать доступным для изучения и пользования.
И
здесь речь не только об иврите, полностью восстановленном через два тысячелетия
после исчезновения и ставшего в 20 веке государственным языком Израиля. В
настоящее время возрождены из небытия и начинают распространяться корнуэльский,
мэнский (оба языка относятся к кельтской группе) и еще ряд считавшихся
вымершими языков. Хотя эти возрожденные языки по количеству носителей далеки
еще от того, чтоб считаться национальными, но число владеющих ими растет, и не
только за счет специалистов.
Умалять
значение языка, конечно, невозможно, но и ставить знак равенства между уровнем
владения и распространения родного языка и состоянием народа, его самочувствия,
активности и уровнем развития, нельзя. Подавляющее число вымерших народов
разговаривали только на своем языке. А индейцев каяпо из амазонской сельвы, в
1900 году, через 11 лет после основания Республики Бразилия, оставалось всего
4000 человек. К концу же 1970-х, когда было построено Трансамазонское шоссе,
численность каяпо сократилась до 1300 человек.
И достаточно
сомнительна роль науки и искусства, а именно уровня их развития, в деле
сохранения нации. Примеров того, что ни наука, имея в виду образованность народа, ни искусство сами по
себе не обладают спасительными особенностями для народов, в истории много, а в наши дни их еще больше.
И лезгины, как верно заметили авторы обсуждаемой статьи, могут являть собой
один из таких примеров.
При
всей важности и значительном влиянии на умы этих отраслей человеческой
деятельности, они могут развиваться и достигать больших успехов параллельно
деградации народа в целом.
При
этом нас не должно охватить отчаяние, и авторы статьи призывали нас не посыпать
головы пеплом, а действовать, подключив пресловутый Лезгинский интеллект. Мир
знает множество случаев, когда народы, находящиеся на грани растворения в
истории, вдруг находили в себе силы к возрождению. В истории описаны множество
таких случаев, начиная с Остготского возрождения.
Для
справки: «Остготское
возрождение» — подъём культуры в Остготской Италии в V—VI (после падения
Западной Римской Империи и захвата Италии остготами) веках в период правления
Теодориха Великого. По его приказанию в этот период были восстановлены многие
сооружения древности: театр Помпея в Риме, городские акведуки, обновлены улицы
итальянских городов, вновь появились древние статуи, а новое строительство
велось в античных традициях. Были возрождены массовые театральные и цирковые
представления, действовала прежняя система образования, сохранял приоритет
латинский элемент в духовной жизни.
Реконструкция восстановленного остготами театра Помпея
Но
мы расскажем об одном малоизвестном факте, который показался нам очень
интересным и поучительным.Этот случай произошел в 80-х годах прошлого века с индейцами каяпо, о которых мы выше упомянули. Их возрождение началось с того, что в их среде появились вожди, которые решили больше не продавать национальные земли ни за бусы, ни за ружья, ни даже за моторные катера, и, объединив все общины своего народа, начали бороться за свои земли. Первым делом они очистили свои земли от тех, кого можно было изгнать, при этом не нарываясь на санкции со стороны властей, – от нелегальных и полулегальных поселенцев и золотоискателей. Для этого были созданы специальные дружины, воины патрулировали границы своих земель, нарушителей отправляли обратно в город.
Их
вожди – вот уж настоящие герои – выучили португальский язык, чтобы могли
обратиться за помощью в международные организации по охране окружающей среды, а
также к разным знаменитостям. В 1988 году именно племя каяпо добилось включения
статьи о правах коренных жителей в новую конституцию Бразилии и признания
законности своих притязаний на территорию.
1989
год стал для них решающим. Правительство
решило построить на притоке Амазонки каскад ГЭС, который грозил индейским
землям затоплением. Каяпо сказали решительное «нет». Призвав на помощь
организации по охране природы, они провели масштабные демонстрации и сумели
отменить планы правительства.
Сейчас
их численность стремительно растет. Они успешно перенимают передовые
технологии, начиная от бензопил, заканчивая навигаторами, используют
видеокамеры, чтобы документировать
переговоры с государственными чиновниками.
Исследовавший
феномен каяпо антрополог Стефан Шварцман из Фонда охраны окружающей среды
отмечал, что они не только передали
потомкам навыки и культурные традиции; но и сумели объяснить, «как
умение приготавливать яд для стрел или хранить черепашье мясо может принести
пользу поколению, очарованному айфонами и едой из супермаркета». Научившись
объединять усилия в достижении общих целей, каяпо стали самым богатым и
могущественным из 240 коренных племен, оставшихся в Бразилии.
Подобные
примеры, хотя и являются редкими, могут и должны воодушевить нас на подвиги во
имя народа. И это должны быть не одиночные выступления, а системная работа, с
подключением к ней как можно большего числа людей. ФЛНКА ведет эту работу, но
усилий одной организации недостаточно, и каждый из нас, где бы ни жил, работал,
какой бы пост ни занимал, должен подключиться к ней.
Только решительные меры и кропотливый труд смогут возродить лезгинский народ и гармонично вплести судьбу нашего народа в жизнь современного бурно меняющегося общества.
Магомед Шерифалиев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Наша молодежь теряет наследие своего народа. А народ – свое будущее