Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Возможно ли «лезгинское возрождение»?

Магомед Шерифалиев о факторах формирования национального самосознания

Криком души назвали читатели сайта ФЛНКА статью Ризвана Раджабова и Гусена Шахпазова с говорящим названием «Куда идем мы, лезгины?». Статья осветила основные существующие на сегодняшний день беды нашего народа. Выражаю большое уважение авторам. Но хотел бы только разъяснить пару моментов, связанных с этническим самосознанием, потому что именно его «размывание», как заметили авторы, и является началом деградации любого народа.

В обсуждениях, как развернувшихся как сайте ФЛНКА, так и в соцсетях, подавляющее большинство комментирующих высказали озабоченность стремительной утерей языка нашим народом и уповали только на усиление его роли в общественной жизни народа. Однако надо сказать, что, хотя языки являются важнейшим фактором объединения всех представителей народа в один этносоциальный организм, тем не менее их влияние на уровень самосознания народа не всегда настолько всеобъемлюще. 

Первенство в формировании национального самосознания и возникновении нации наука зачастую отдает собственному названию (эндоэтнониму), далее - явлению, названному комплементарностью, и, наконец, так называемой «этнопсихологической доминанте», которая состоит главным образом из менталитета народа.

Единый язык не сделал немцев и австрийцев единым народом, ни на одном промежутке истории они не чувствовали себя одним этносом. И обратный пример, среди норвежцев распространены два языка – букмол (норв. «bokmål» - «книжная речь») и нюношк (норв. «nynorsk» - «новый норвежский»). Но, тем не менее, они считают себя одним этносом.



Распространение двух форм норвежского языка по муниципалитетам Норвегии 

Мало того, язык, даже тогда, когда он полностью утерян народом, но когда жив сам народ в лице желающих пользоваться им как родным языком в повседневном быту, и когда в письменных памятниках сохранены словарный запас и грамматика, удается возродить и вновь сделать доступным для изучения и пользования.

И здесь речь не только об иврите, полностью восстановленном через два тысячелетия после исчезновения и ставшего в 20 веке государственным языком Израиля. В настоящее время возрождены из небытия и начинают распространяться корнуэльский, мэнский (оба языка относятся к кельтской группе) и еще ряд считавшихся вымершими языков. Хотя эти возрожденные языки по количеству носителей далеки еще от того, чтоб считаться национальными, но число владеющих ими растет, и не только за счет специалистов.

Умалять значение языка, конечно, невозможно, но и ставить знак равенства между уровнем владения и распространения родного языка и состоянием народа, его самочувствия, активности и уровнем развития, нельзя. Подавляющее число вымерших народов разговаривали только на своем языке. А индейцев каяпо из амазонской сельвы, в 1900 году, через 11 лет после основания Республики Бразилия, оставалось всего 4000 человек. К концу же 1970-х, когда было построено Трансамазонское шоссе, численность каяпо сократилась до 1300 человек. 

И достаточно сомнительна роль науки и искусства, а именно уровня их развития, в деле сохранения нации. Примеров того, что ни наука, имея в виду образованность народа, ни искусство сами по себе не обладают спасительными особенностями для народов, в истории много, а в наши дни их еще больше. И лезгины, как верно заметили авторы обсуждаемой статьи, могут являть собой один из таких примеров. 

При всей важности и значительном влиянии на умы этих отраслей человеческой деятельности, они могут развиваться и достигать больших успехов параллельно деградации народа в целом.

При этом нас не должно охватить отчаяние, и авторы статьи призывали нас не посыпать головы пеплом, а действовать, подключив пресловутый Лезгинский интеллект. Мир знает множество случаев, когда народы, находящиеся на грани растворения в истории, вдруг находили в себе силы к возрождению. В истории описаны множество таких случаев, начиная с Остготского возрождения.

Для справки: «Остготское возрождение» — подъём культуры в Остготской Италии в V—VI (после падения Западной Римской Империи и захвата Италии остготами) веках в период правления Теодориха Великого. По его приказанию в этот период были восстановлены многие сооружения древности: театр Помпея в Риме, городские акведуки, обновлены улицы итальянских городов, вновь появились древние статуи, а новое строительство велось в античных традициях. Были возрождены массовые театральные и цирковые представления, действовала прежняя система образования, сохранял приоритет латинский элемент в духовной жизни.


Реконструкция восстановленного остготами театра Помпея
Но мы расскажем об одном малоизвестном факте, который показался нам очень интересным и поучительным.

Этот случай произошел в 80-х годах прошлого века с индейцами каяпо, о которых мы выше упомянули. Их возрождение началось с того, что в их среде появились вожди, которые решили больше не продавать национальные земли ни за бусы, ни за ружья, ни даже за моторные катера, и, объединив все общины своего народа, начали бороться за свои земли. Первым делом они очистили свои земли от тех, кого можно было изгнать, при этом не нарываясь на санкции со стороны властей, – от нелегальных и полулегальных поселенцев и золотоискателей. Для этого были созданы специальные дружины, воины патрулировали границы своих земель, нарушителей отправляли обратно в город.

Их вожди – вот уж настоящие герои – выучили португальский язык, чтобы могли обратиться за помощью в международные организации по охране окружающей среды, а также к разным знаменитостям. В 1988 году именно племя каяпо добилось включения статьи о правах коренных жителей в новую конституцию Бразилии и признания законности своих притязаний на территорию.

1989 год стал для них решающим. Правительство решило построить на притоке Амазонки каскад ГЭС, который грозил индейским землям затоплением. Каяпо сказали решительное «нет». Призвав на помощь организации по охране природы, они провели масштабные демонстрации и сумели отменить планы правительства. 

Сейчас их численность стремительно растет. Они успешно перенимают передовые технологии, начиная от бензопил, заканчивая навигаторами, используют видеокамеры, чтобы документировать переговоры с государственными чиновниками.

Исследовавший феномен каяпо антрополог Стефан Шварцман из Фонда охраны окружающей среды отмечал, что они не только передали потомкам навыки и культурные традиции; но и сумели объяснить, «как умение приготавливать яд для стрел или хранить черепашье мясо может принести пользу поколению, очарованному айфонами и едой из супермаркета». Научившись объединять усилия в достижении общих целей, каяпо стали самым богатым и могущественным из 240 коренных племен, оставшихся в Бразилии.

Подобные примеры, хотя и являются редкими, могут и должны воодушевить нас на подвиги во имя народа. И это должны быть не одиночные выступления, а системная работа, с подключением к ней как можно большего числа людей. ФЛНКА ведет эту работу, но усилий одной организации недостаточно, и каждый из нас, где бы ни жил, работал, какой бы пост ни занимал, должен подключиться к ней.

Только решительные меры и кропотливый труд смогут возродить лезгинский народ и гармонично вплести судьбу нашего народа в жизнь современного бурно меняющегося общества.

Магомед Шерифалиев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Наша молодежь теряет наследие своего народа. А народ – свое будущее

Окно в Европу прорублено!

Зачем лезгинам русский язык?

''Яран-сувар'' наяву и в он-лайне

ФЛНКА поздравляет всех с праздником Яран Сувар

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 22 июль 2015 06:35

  В «бараньих» обществах нет личностей, есть послушные бараны, бараны-провокаторы и псы.  И всеми ими управляют пастух.  Судьба послушных баранов, их всегда стригут (платят дань (налоги)) и однажды режут, когда набирают жирку (под предлогом взяточник, казнокрад и т.д.),  а иногда всё стадо выгоняют с насиженных пастбищ, решает это пастух, а не бараны.

 Бараны-провокаторы,  они за похлебку или под страхом, своих соплеменников ведут на забой (так проявили (по анализу фактов) Ш-ль в Кавказской войне) или в стойло (как Р-ы, Т-ы и т.д. во время Крымских событий). 

 Псы это особая каста, здесь надо быть верным пастуху   и жестоким, безжалостным по отношению к баранам, псам и волкам. За что пастух кормить (готовой пищей) своими объедками, иногда псам подкидывают на растерзание непослушных баранов (чтобы бараны говорили своему потомству « видишь, что бывает за непослушание пастуху», «къал акъуд мир»). У них свои клички, за верность и исполнительность награждают их орденами и званиями.  А за непослушание,  пастух отдает на растерзание другим псам.


Комментарий #5, дата: 21 июль 2015 16:50

Для возрождения необходимо сделать выбор в пользу проактивной позиции, то есть каждому нести ответственность  за свое будущее, говорить  себе «что у меня такое положение сегодня, какое заслужил своими действиями, которые совершил вчера», «а мой завтрашний день зависит от моих действий совершаемых сегодня», то есть не надеяться на кого-то .  Жить следуя лезгинским принципам,  исповедовавшие наши герои, Кьванцин Гада «Лучше превратиться в камень, чем прислуживать оккупанту»,  Хаджи Давуда « У верующего лезгина нет страха кроме гнева  Аллаха», «На кулак отвечай кулаком, а на пощёчину кинжалом»( по части справедливость), «Смелый шаг приближает победу», Мухаммеда Ярагви совершать действия ради «здесь свобода, там рай», помнить «вера делает человека сильным, а безверие трусливым», Гасана Алкадари строить отношения исходя  «человек обманывающий свой народ - ничтожен» и т.д. Если большинство лезгин будут жить основываясь на принципах, а не «бараньим менталитетом» (основанный на страхе и выгоде (шкурных интересах)) , будет игнорировать тех которые нарушает принципы и особенно тех кто общается с нарушителями принципов (пример действий не ходит на ихние свадьбы, похороны и т.д.),  то ЛЕЗГИНСКИЙ НАРОД не только ВОЗРОДИТСЯ, но и займет достойное положение в мире.

 «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Коран (13:11).


Комментарий #4, дата: 21 июль 2015 16:50

 История послушных баранов проста: щипать траву, быть всегда постриженным и однажды зарезанным. И  ещё жить в постоянном  страхе  (что  травы не хватить, что пастух поменяется, придёт  хуже, что с пастбище выгонят и т.д.).

 А нам «лезгинам» не видать  должности в этом «обществе», характер не тот, слишком добрые, и «провакатором» не быть,  потому что кроме своих мы никого неспособны повести, пастуху нужны «универсалы». Единственно, что остаётся -быть «послушным бараном».    

 Пока в лезгинском обществе главенствует «бараний менталитет» ( «моль придет добрый пастух и даст много травы, что в нашей существующем положении виноваты русские, азербайджанцы, даги, расположение планет и т.д.») , никакого возрождения  у лезгинов не будет.


Комментарий #3, дата: 21 июль 2015 09:51

когда большевики пришли к власти у них уже была система государственная большевики +советская власть . что сегодня имеем ничего власть чиновника законы подогнаны под себя где не успели пересматривают и закон кнут в руках чиновника для устрашения народа. в конкретном примере видим государство заинтересовано соблюдение законов считая это одним из способов укрепления и поддерживает инициативу на местах не видя в этом угрозу .  когда придет к власти лезгин ,министры станут лезгины (дабы бабке х... дедом ...)это  глупость отталкиваюшая  нас от решения насушных проблем. Ибур хешилдик квай  т1урар я. культура традиции .обычаи ... это чирк я миллетдин. когда народ угасает про все забывают. пример поучителен ,в нашем случае  должен системный подход выбрать конкретные формы и методы процветания народов региона.для этого созыв  Лезги ким ,сход.  съезда  Разработать план перспективного развития региона увязывая с гос программой. Махачкала не способен управлять дагестан деградирует возможно в этом есть заинтересованные стороны  .      


Комментарий #2, дата: 20 июль 2015 18:33

Статья называется "Возможно ли возрождение лезгин?" Я считаю возможно,но при одном условии. Для этого самым необходимым условием является приход к власти в Дагестане лезгина. Но и здесь существует одно условие. Этот лезгин не должен быть по характеру "а ля Карибов"(то есть не мясо не рыба),а должен быть наподобие образца "тамады 2015 года ",а не 2013 или 2014 годов. Да,да тамада с каждым прошедшим  годом становится  все более националистическим,более привязанным к своим соплеменникам из за  чувства спешки, вызываемым осознанием приближения конца своего правления. Лезгинам во главе Дагестана как раз нужен такой яростный патриот и националист до мозга костей,подобный тому который я назвал чуть раньше.И не обязательно ему быть пандуристом. Можно и быть исполнителями таких инструментов как  чуьнгуьр или ч1агъан,лишь бы свой народ любил,как любит пандурист. Вот тогда и начнется возрождение лезгин.


Комментарий #1, дата: 20 июль 2015 00:03

 

Осыпание головы пеплом делу, конечно же, не подмога.
Более того, уверен, что учебники лезгинского языка вместе с
плакатами, призывающими говорить на родном языке здесь тоже подспорье слабое.

Представителями того или иного этноса нас всех делает не знание языка,
а прежде всего знание и соблюдение адатов своего народа:
религиозных, культурных, нравственных, в конце концов.
Утрата народом своих традиций предопределяет потерю языка, правда,
в процессе этом мы, увы, почему-то замечаем лишь последнее,
в упор не желая видеть его истоки. Вот потому-то,
простите меня великодушно за мое возможное заблуждение в таких вопросах,
в первую очередь нужно обращать пристальное внимание не на издаваемые речевым аппаратом звуки,
а на "закрытые" топиками плечи лезгинок или же на гуляющих по улице в трусах (пардон, в шортах) наших юношей. Это как частный малюсенький пример.
А ключ к возрождению или гибели народов всегда кроется в
наличии или отсутствии у того социально-ответственной элиты,
соблюдающей значительную часть сложивщихся многовековых традиций а,
самое главное, в наличии у этого народа веры в Бога или же в его безверии.
Все остальные факторы глубоко вторичны.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия