Куда идем мы, лезгины?
Размышления о прошлом и путях развития лезгинского народа
04 06 2015, 17:09
Просмотров: 9 759
Комментарии: 16
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиНаверняка многие из нас хотя бы раз в жизни задумывались над тем, что же такое «национальная идея», о которой очень много говорят, но мало кто может достаточно четко сформулировать, что же это такое.
Если открыть «Современный философский словарь» В.Е.Кемерова, мы увидим
такое определение:
«Национальная идея - систематизированное обобщение национального
самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме
социально-философских или общественно-политических текстов».
Определение достаточно сложное и оставляющее больше вопросов в голове,
чем ответов.
Вот что говорил о
национальной идее знаменитый философ и религиозный мыслитель 19 века Владимир
Соловьев: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то,
что Бог думает о ней в вечности».
А выдающийся писатель
Александр Солженицын считал, что «Термин «национальная идея» не имеет чёткого
научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея,
представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением…»
Обобщая, можно сказать,
что национальная идея – некая квинтэссенция, выжимка самосознания народа, его
представление о том, кто он, куда и к чему движется, отображающее некую его
совокупную психологию. Она в первую очередь отражает духовную, социокультурную
сторону народного самосознания независимо от политических и
общественно-экономических реалий.
Наряду с этим термином существует
также понятие «государственная идея». Зачастую данные понятия отождествляются,
это происходит в первую очередь в тех случаях (и таких большинство), когда в
государстве существует титульная нация, в наибольшей степени отождествляющая
себя с этим политическим образованием.
Несмотря на то, что
государственная идея чаще всего базируется на некой национальной идее, она в
большей степени отражает реальную политическую и экономическую жизнь общества,
во многом она разрабатывается и дополняется специалистами-политтехнологами.
Многие постулаты государственной идеи закрепляются в законодательных и
нормативных актах.
Один из самых,
возможно, ярких примеров в истории – это государственная идеология Советского
Союза, которая заключалась, прежде всего, в стремлении к светлому будущему
всего человечества – коммунизму (зачастую декларативному). Она пережила
несколько этапов – от стремления к мировой революции и объединения всего
человечества до перехода к идее построения социализма, а потом и коммунизма в
«отдельно взятой стране».
Если говорить о менее масштабных
национальных идеях, можно привести пример Каталонии, большая часть населения
которой на протяжении долгого времени мечтает видеть эту самобытную часть
Испании независимой. Мечта о собственном государстве, помноженная на гордость
собственным народом, землей и историей, является во многом основой национальной
идеи каталонцев.
Что
же является национальной идеей лезгинского народа? Есть ли она? Если есть,
является ли она основой идентичности для каждого лезгина, где бы он ни жил?
Ответить на эти вопросы
не так легко, как может показаться с первого взгляда. И причин тому множество.
Сама история
предопределила нашему народу сложнейшую судьбу, - ведь мы жили и живем на
перекрестке миров. Мир степей и кочевников с севера соприкасался здесь с
народами гор и древними цивилизациями Передней Азии. Наши земли были сначала
форпостом христианства, затем ислама на севере, наш народ пережил тысячи
нашествий и набегов со всех сторон.
В более поздние времена
наша земля превратилась в периферию европейской цивилизации в лице Российской
Империи, противопоставлявшей себя «дикой Азии» и стремившейся привнести в суровые
горы и ущелья собственное понимание прогресса.
Наибольшая
трансформация и переоценка ценностей произошла с нами в советское время, когда
мы оказались в авангарде уже совершенно новой идеологии. Параллельно с ломкой и
изменением мировоззрения происходила стремительная трансформация быта, ломка традиционного
жизненного уклада, урбанизация, миграция в города, потеря связи с родной
землей. Наряду с этими процессами происходила стремительная интеграция лезгин в
жизнь молодого советского общества, резкий толчок получило светское
образование, сформировался класс интеллигенции.
Можно также отметить,
что в 20 веке у лезгин возродилось, усилилось и укрепилось национальное
самосознание, несмотря на то и вопреки тому, что ареал расселения народа
оказался поделен сначала между республиками Советского Союза - РСФСР (ДАССР) и
АзССР, а потом между суверенными Россией и Азербайджаном.
Во многом именно эта
историческая трагедия, эта боль народа - разделенность - и связанная с ней
мечта о воссоединении и является, можно сказать, некой духовной скрепой для
нашего народа.
"Лезгинский
вопрос", несомненно, требует своего решения, и историческая справедливость
рано или поздно восторжествует. Но на данном этапе для многих очевидно, что
важнейшей целью является духовное и культурное единение нашего народа, и в его
основе должна лежать общая, понятная и приемлемая для подавляющего большинства
национальная идея.
Лезгинам
нужна стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем,
которая объединит народ независимо от личных убеждений и идеологий различных
группировок, партий, движений, для которой не имеют большого значения политические
границы. В современном мире роль госграниц постепенно
нивелируется, все большую роль играют информация, знания, технологии, - а их не
запереть за колючей проволокой и не отгородиться забором.
Этого понимания нам
сейчас очень не хватает. Наше самосознание размыто, все большее число лезгин
забывает свой язык, теряет интерес к родной истории, отдаляется от отчего дома.
Отсутствие у нас
здорового полноценного национального самосознания серьезно отражается на воспитании подрастающего поколения, которое все
больше развивается в отрыве от родной культуры. Взирая с почтением на все
инородное, все большее число нас привыкает видеть в Родине одни лишь недостатки,
осмеивать и дичиться ее.
Подобные явления не
могут пройти бесследно - они выражаются в трагических последствиях для народа.
В условиях пресловутого "идеологического вакуума" традиционные
ценности, горская мораль, любовь к свободе, дух патриотизма и стремление к
национальному единению замещаются стремлением для одной части народа к растворению
в безликом "обществе рынка", где материальные ценности и личный
комфорт являются высшим благом.
По этой же причине
другая часть народа, прежде всего молодежь, подпадает под влияние радикальной исламистской
пропаганды, заражается религиозным фанатизмом и слепым преклонением перед чужой
культурой.
Ни для кого из нас не
является секретом, что большое количество наших земляков, молодых, здоровых,
энергичных людей, которые могли бы трудиться и посвятить жизни служению своему
народу, находит бесславную смерть на полях сражений в Сирии, Ираке, Афганистане
и т.д. Они становятся орудием в руках манипуляторов, пушечным мясом, умирают
вдали от могил своих предков, - а ведь они могли бы стать гордостью Лезгистана,
способствовать процветанию нашей Родины.
Что это, как не
абсолютная потеря ориентиров и полное отсутствие национального самосознания? С каких пор интересы "Исламского
государства", Талибана или кого-либо еще стали для нас выше собственных? Или у
нашего народа все до такой степени хорошо, что негде приложить собственную
энергию?
Почему наша землячка
идет взрываться в Стамбульском метро вместо того, чтобы хранить родной очаг на
своей земле и дарить ей новых сыновей и дочерей?
И подобных примеров
сотни...
Конечно же, понятно,
что идеи пропагандистов по-своему привлекательны для молодежи, которая хочет
чувствовать свою значимость, хочет проявить героизм, умереть за "высокие
идеалы". Именно поэтому нам надо формировать собственную привлекательную
СОЗИДАТЕЛЬНУЮ национальную идею, способную захватить сердца наших земляков.
На данный же момент
картина действительно удручающая. У нас все меньше носителей языка, а уж
настоящих знатоков и ценителей его критически мало. Порой вызывает удивление упорное
нежелание говорить на родном языке, как у молодежи, так и у взрослого
поколения. Подобное явление можно встретить даже (!) в Дербенте! Мы готовы
учить английский, испанский, арабский, китайский... какой угодно язык, но не
свой родной.
Наш
народ подарил России и миру сотни лучших умов современности обогатил мировую
культуру. Лезгин, - ученых, преподавателей и студентов, можно встретить в
Гарварде и Оксфорде, Аль-Азхаре и Мармаре... Почему же эти умы не работают во
благо народа?
Мы готовы изучать
историю Древнего Рима, арабской Сирии или Турции, но собственная нам не очень
интересна... На прошедшем не так давно чемпионате Санкт-Петербурга по
спортивным единоборствам, посвященном памяти Хаджи-Давуда Мюшкюрского и
организованном лезгинами-энтузиастами из местной общины, одним из самых
распространенных вопросов был "кто такой Хаджи-Давуд?"...
Порой мы готовы выбросить
из своего лексикона слова Лезгистан, лезгины, - лишь бы нас не считали "сепаратистами" или "националистами".
В таких условиях не
стоит удивляться ущемлению и попиранию наших прав, которое наблюдается по обе
стороны Самура.
На сегодняшний день лезгины
занимают первое место по оттоку населения из мест компактного проживания, что
является следствием слабого экономического развития и обусловлено высоким уровнем безработицы в Южном
Дагестане.
А чего мы ждем, о каком
светлом будущем может идти речь, если даже в умах многих представителей нашей
интеллигенции превалирует пораженческое мышление?
Почему бы нам каждого ребенка с самого детства не учить, что мы должны
гордиться тем, что родились лезгинами! Что тот, кто посмеет попрать нашу
национальную гордость, должен быть наказан!
Именно в этом комплексе
"вторичности", неполноценности и кроется одна из важнейших наших
проблем. Ведь без гордости за свой народ, его историю и язык не может быть
здорового национального самосознания, а уж тем более национальной идеи.
Но каждый ли из нас
осознает это? И не только осознает, но и борется, пытается что-то изменить в
себе и окружающих?
Для того, чтобы успешно
развиваться в современном динамичном мире не имея собственного государственного
и политического инструментария, мы должны призвать на помощь международную
правовую базу, выстроить единый вектор работы на информационном и общественном
поле и быть готовыми к материальным и моральным жертвам.
Но самое главное, мы должны
заставить народ поверить в себя. Так, как это в свое время сделал великий
Хаджи-Давуд. Мы должны пропитаться духом и силой наших предков, напор и
дерзость которых сотрясали троны огромных держав.
Вместе мы можем все!
Все в наших руках.
Сагърай
Лезгияр!
Ризван Раджабов, Гусен Шахпазов
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Российский премьер высказался об идее переименования Дальнего Востока
Александр Скаков: «Идея федерализации - это потенциальное больное место Азербайджана»
Абдулатипов попросил дагестанцев вернуть сыновей из исламских университетов
Россия и Турция – вместе навеки?
Сергей Кара-Мурза: Русским и кавказцам нужна идея, чтобы жить вместе