Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Хнов

Краеведческий очерк о высокогорном селении Ахтынского района

Селение Хнов расположено на самом юге Дагестана и Ахтынского района, в горном лабиринте подножий Главного Кавказского хребта на высоте 1850 метров над уровнем моря, в теснине между двумя горными цепями.

Вблизи села расположено много локальных хребтов, относящихся к Главному Кавказскому, либо Гельмец-Ахтынскому, хребтовым системам. Среди них такие, как Сенабидат, Урададаг, Дюзсырт, Кальдымари, Цайлахан, Ханеку, Лека, Лекырга, Цейхур, Муху и другие. Уровень их высоты варьирует от 2100 метров на Муху до 3683 на гребне Главного Кавказского хребта.

За тыльной стороной Хнова возвышается гора Хечек (2919), также вокруг селения расположены такие горные вершины, как Узадаг (3048), Мицир (3744), Цейлахан (3190), Кельдукуль (3755), Касаманквач (3459) и другие.

Совсем недалеко от Хнова, немного западнее расположен знаменитый Салаватский перевал. На протяжении веков он служил горными воротами Дагестана, через который из Ширвана в Страну гор и наоборот шли торговцы, миссионеры, войска, чабаны и просто обычные люди по своим делам.

Чтобы добраться до перевала, необходимо от Хнова отправиться вверх по течению реки Ахты-вац до села Борч, где на высоте 2211 нужно войти в ущелье реки Каравансарайвац, и оттуда, достигнув истока реки, зайти на гребень Главного Кавказского хребта, на котором и находится Салаватский перевал.

Недаром прежние поколения выбрали это место для перехода в Ширван. Перевал находится на высоте 2830 метров, в то время как средняя высота окрестных горных вершин составляет 3200-3600 метров.

Хнов расположен на правом берегу реки Ахтывац, у места впадения в него стремительной горной речки Даливац. У восточной оконечности села в Ахтывац впадает другой правый приток Кизилдере. Название этой реки известно в Дагестане многим. К сожалению, по печальному поводу.

В ущелье этой реки лежат разведанные залежи медно-колчеданной руды, из штолен которых вытекают оранжевого цвета воды, содержащие оксид меди. Вся эта отравленная масса попадает в реки Кизилдере, Ахтывац, Самур и Каспийское море, нанося существенный вред экологии.

Поэтому добыча ископаемых сопряжена с большим вредом экологии не только этой местности, но и всего региона. В случае проведения разработок полезных ископаемых экологическая проблема грозит перерасти в катастрофу. Однако на данный момент, несмотря на разные попытки возобновить добычу ископаемых, к работам еще не приступали.

Со стороны Гельмец-Ахтынского хребта близ Хнова в Ахтывац впадают такие ручьи, как Огалматхет и Катухвац. Все вышеперечисленные реки и ручьи селеносны. Кажущиеся тихими ручейками, после сильных осадков они могут представлять собой опасность для человека.

Растительность  в здешних горах скудная, склоны травянистые и лесные массивы совсем отсутствуют. Высотность и связанные с ней сезонные перепады температуры сформировали здесь менее разнообразную флору, нежели в равнинной части республики, даже зимой лишь изредка сталкивающейся с морозами.

Язык

Непростое географическое положение и соседство с другими народами не могло пройти бесследно для местной культуры и языка. Так, все современные лингвисты уверенно относят хновцев к рутульскому этносу.

Наречие села Хнов ученые квалифицируют как хновский говор хновско-борчинского диалекта рутульского языка. Конечно, хновский диалект имеет много расхождений с литературным рутульским языком, однако, это обычное явление для дагестанских языков и хновский говор в этом случае является скорее правилом, нежели исключением.

В то же время, нередко хновцы считают себя лезгинами. Особенно это распространено среди хновцев, живущих в соседней Азербайджанской Республике. Скорее всего это связано с тем, что исторически хновцы очень интенсивно контактировали с лезгинами.

В первую очередь, это соседние лезгинские сёла Гдым, Фий, Маза, входившие вместе с Хновом в союз сельских общин Ахтыпара II. Помимо этого, хновцы сообщались с ахтынцами, живущими в низовьях  реки Ахты-вац, на берегу которой располагается и Хнов. Тесные культурно-экономические связи с лезгинами не могли пройти бесследно.

При этом, этнологи отмечают, что в быту в хновцев имеются обычаи и элементы материальной культуры, которые сближают их с цахурцами. И это неудивительно, так как хновцы контактировали с селениями, относящимися к этому народу, особенно к самому близкому из них – Курдулом.

Но тем не менее, хновцы остаются рутульцами, хотя и учтены как лезгины при переписи населения в Ахтынском районе.

История

Точная дата основания села неизвестна, однако из местной хроники «Ахты-Наме» следует, что Хнов был основан ещё до периода арабского завоевания Дагестана, при объединении пяти сёл: Хнов, Донгуэ-Тала, Нухух, Жилих, Курдул.

Известно, что в 11 веке на Хнов совершил поход ширваншах Фарибурз І, было истреблено много людей и угнан скот. В 1401 году некий Герги подарил свой мулк селению Киш ал-Хнов, что является первым упоминанием о существовании частного землевладения (крестьянского мулка) в селении Хнов.

В масштабах пограничья Дагестана и Ширвана Хнов оставался стратегически важным местом, позволяющим контролировать наикратчайший путь из одного региона в другой. Все изменилось после широкого распространения автотранспорта, гораздо более удобного и эффективного, нежели вьючные животные.

В 16 веке хновский джамаат принимает активное участие в военно-политических событиях как в Ширване, так и в Дагестане. В 1555 году совместно с рутульцами и цахурцами они, предприняв поход на Кахетию, принудили грузин переселиться за реку Алазань.

А уже в 1597 году хновские ополченцы принимают участие в войне на стороне Тарковского шамхала против русских войск. С начала 17 века входит в состав Ахтыпаринского вольного общества, в рамках которого образовывал автономный союз сельских общин Ахтыпара-2 вместе с рутульским селом Борч и лезгинскими Гдым, Фий и Маза.

Хнов управлялся своими аксакалами, число которых зависело от количества тухумов, так как каждый тухум избирал по одному аксакалу из своего числа для управления селом. Также в селе имелся свой чавуш. Правовая система, как и в других горских демократиях, основывалась на нормах Шариата и адатов.

Такое положение дел продолжалось до 1839 года, когда после похода русских войск во главе с генералом Головиным самурские джамааты были расформированы, а на их землях образован Самурский округ.

Вместе с соседним селом Гдым, Хнов входил в Хновское сельское общество – прообраз современных сельсоветов. Селение относилось к Ахтыпаринскому наибству Самурского округа. Исторически Хнов всегда считался крупным селом, по своему положению сопоставимым с современными поселками городского типа. Так, в 1886 году в нем проживало 1887 человек.

В 1846 году через Хнов русскими военными инженерами была проложена Военно-Ахтынская дорога, для чего в скальной породе был пробит тоннель, которым хновцы пользуются и ныне. В 1929 году Хнов вошёл в состав новообразованного Рутульского района.

15 июня 1930 года произошло Хновское восстание, участники которого выступили против коллективизации, раскулачивания, насаждения атеизма и требовали восстановления шариатских судов, однако восстание было подавлено, а предводители расстреляны либо выселены.

В 1934 году Хнов был присоединён к Ахтынскому району. В 1939 году была налажена телефонная связь с райцентром Ахты, а в 1956-м налажен радиоузел. Во время Великой Отечественной войны на фронтах погибло более 130 хновцев.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Калук

Родина поэтов Цилинг

Салаватские врата Дагестана

Окаймленный лесами Камарван

Окаймленный горными лесами Филифар

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 23 ноябрь 2015 23:01
Спросите у старых хновцев , кто они и спросите у тех , кто был далёк от этой дешевой национальной политики , кто они и оставьте всякие названия свежие , которые народу навязали , интересное то , что навязали совсем не сам народ .



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия