Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Творчество Шарифа Шахмарданова

Интервью со знаменитым художником и скульптором об искусстве и жизни

Памятник «Шарвили» в Махачкале, «Лезги диде» и «Пётр Великий» в Дербенте – эти и другие хорошо известные дагестанцам памятники являются творением рук нашего знаменитого земляка, скульптора и художника Шарифа Шахмарданова. Недавно прославленный ваятель дал небольшое интервью нашему сайту, фрагмент которого мы предлагаем вашему вниманию.

Салам алейкум, Шариф Шахмарданович. Расскажите нашим читателям немного о себе
 
Родился я в Ахтах. Являюсь выпускником Художественного училища города Махачкала, которое окончил в 1966 году. В том же году поступил в институт им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1972 году я окончил обучение в Монументальной мастерской профессора А.А. Мыльникова.

После окончания института работал в дагестанском педагогическом институте деканом художественно-графического факультета. В 1975 году я стал членом Союза художников СССР. Определенное время занимал должность ответственного секретаря Союза художников Дагестана, неоднократно избирался председателем Художественного совета.

Во второй половине 70-х годов две мои работы были признаны Союзом художников РСФСР лучшими монументальными работами России: роспись «В мире науки» в Дагестанском государственном университете и мозаичное панно «За власть Советов» в городе Дербент. Оглядываясь назад, я с трепетом вспоминаю эти прекрасные дни и годы моей жизни.

Над чем работаете сейчас, и какие планы на будущее?

К 18 мая, в день рождения гения лезгинской и дагестанской поэзии Сулеймана из СтIала по согласованию с районными властями планируется поставить памятник в селении Касумхюр.

С сожалением приходится отмечать, что великий талант и колоссальный вклад Сулеймана Стальского в развитие культуры лезгинского народа и Республики Дагестана в целом недооценены и соплеменниками, и руководством республики.

Для сравнения большие памятники того же Расула Гамзатова стоят и в Махачкале, и в Москве, а у отца-основателя дагестанской поэзии, кроме недавно установленной скульптуры у Лезгитеатра и нескольких бюстов и вспомнить-то нечего. И вот буквально недавно ко мне обратились представили лезгинской общины города Санкт-Петербург с просьбой сделать монументальный памятник, достойный масштабов великого Гомера XX века.
Монументальный памятник «Скорбящей дагестанской матери» работы Шарифа Шахмарданова в Дербенте
Какую из своих работ вы считаете удачнее остальных, какое отношение к свои работам?

Это достаточно непростой вопрос. В последнее время я занимаюсь портретами, собственно, в Санкт-Петербурге меня, по большому счету, знают именно как портретиста.

Из последних своих работ могу выделить портреты «Ветеран войны» и «Женщина-мать», которые были представлены на выставке, посвященной 70-летию Великой Победы в Манеже в Питере.

Буквально позавчера ко мне приходила делегация из Союза художников Северной столицы, возглавляемая народным художником России, академиком Альбертом Чаркиным, которых я пригласил посмотреть памятник великому Сулейману Стальскому. Они дали высокую оценку, думаю, этот памятник должен обязательно прославиться на весь Дагестан и далеко за его пределами.


К сожалению, Россия сегодня находится в не самом простом положении, государство не в силах субсидировать искусство в нужных объемах, поэтому многое зависит от частных инвестиций меценатов и заказчиков.


В этой связи хочу поблагодарить представителей питерской лезгинской общины во главе с Зурабом Шайдаевым за финансовую поддержку, поскольку без их спонсорской помощи памятник Сулейману Стальскому попросту бы не состоялся. 

Памятник "Защитник Отечества" в Махачкале работы Шарифа Шахмарданова
Мне помнится, что при нашей последней встрече Вы говорили о том, что к вам обратились жители селения Джаба относительно увековечивания образа Хаджи-Давуда. Расскажите, пожалуйста, на какой находится стадии данный вопрос?

Это очень интересная и общественно важная тема - создание портрета и бюста легендарного Хаджи-Давуда, это очень почетно и ответственно для меня.


Мы постоянно поддерживаем контакт с джабинцами, однако пока что дело продолжает оставаться исключительно на уровне договоренностей. Как мне кажется, имеются и определенные нерешенные финансовые вопросы. Тут же хочу заметить, что все памятники, которые я делал, практически бесплатные, поэтому я готов сделать, нужно всего лишь договориться.
Валентина Матвиенко вручает Шарифу Шахмарданову серебряный нагрудный знак и поздравляет его с присвоением высокого звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
В этой жизни Вы добились многого, трудились во благо народа. Вы можете сказать, что довольны своей жизнью?

Это довольно сложный и субъективный вопрос. У меня интересная, полноценная, насыщенная жизнь художника, протекающая в постоянном движении, в общении и встречах с интересными людьми, в презентациях, выставках, всевозможных творческих обсуждениях.


Заметная часть моей жизни, конечно, проходит в мастерских, в творческом поиске и полете фантазии, творческих обсуждениях и диалогах с самим собой. Да и с карьерной точки зрения с уверенностью можно сказать, что моя жизнь удалась. Однако полностью довольных собой и своей жизнью людей не бывает, что, в принципе, естественно и нормально.


Как вы думаете, чего сегодня не хватает в Южном Дагестане для развития искусства? Вообще, есть ли у нас современное искусство и на каком оно уровне?

Искусство безусловно есть, есть множество великолепных талантливых мастеров. Однако нашим деятелям культуры и искусств необходимо должное внимание со стороны руководства районов и республики. У нас ощущается острая нехватка финансово-материального обеспечения творческих проектов. Жизнь сегодня несладкая, каждый как может старается обеспечить себя материально, что, к большому сожалению, влияет на содержание и качество работ.


Существует и более глубокая проблема: следует строить школы искусств в городах и райцентрах Южного Дагестана, готовить новых специалистов и выявлять талантливых ребят, кроме того, следует внедрять новые образовательные стандарты, что даст нам базу на десятилетия вперед.


Буквально вчера я обсуждал этот вопрос в беседе с главой Сулейман-Стальского района Нариманом Абдулмуталибовым. Очевидно, что есть большое желание содействовать у руководства района, есть значительный запрос общества, однако, к сожалению, не все зависит от нас.


Сегодня лезгинам не хватает духовного подъема. Многие желают видеть памятник славному Сулейману. Этого требует духовное начало нашего народа. Мне всей душой хочется исполнить желание сотен соплеменников и увековечить память нашего великого гения.

Уважаемый Шариф Шахмарданович, благодарим Вас за интересное интервью. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия желает Вам крепкого здоровья, удачи, творческих успехов на благо своего народа.

Беседовал Ризван Раджабов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Нижегородские лезгины

Скульптура не подвластная времени

Скончался видный общественный деятель Дагестана Ахмед Шахмарданов

Выставка картин художника Джавида Агамирзаева в Москве

Дагестанский художник Шариф Шахмарданов удостоен звания «Член-корреспондент Российской академии художеств»

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 26 январь 2016 21:50

спасибо ШАРИФ стха




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия