Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Как возродить родной язык

Интервью с известным учителем лезгинского языка Шамсудином Магамдаровым

«Лучший учитель родного и русского языков» за 2013 год, член жюри и ведущий конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родных языков», обладатель приза «Золотая Ника-2014» Шамсудин Магамдаров дал небольшое интервью нашему сайту, фрагмент которого мы предлагаем вашему вниманию.
 
Салам алейкум, Шамсудин Шихкеримович. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать преподавателем родного языка? 
 
Я являюсь представителем тухума Магамдаровых в 8 колене, который продолжает благородную традицию преподавательской деятельности. Мои предки по отцу и матери были педагогами, мой отец работал в Герейхановской школе, №1, в которой и я работаю с 1993 года. Он занимал должности завуча, директора. Мои родственники посвятили свою судьбу профессии учителя.
 
В местности, где я жил, в моем родовом селении, учитель считался самым порядочным человеком, его уважали, за добрым советом обращались к нему. Для подрастающего поколения он был примером для подражания, человеком, обращающим на себя внимание своей честностью, интеллектом, интеллигентностью. Кроме этого, на меня очень большое впечатление оказывали мои учителя, мой отец, который служил живым примером. И, несмотря на его строгость, человеком он был добрым, порядочным и требовательным, прежде всего к себе. 
 
Как обстоит ситуация с функционированием лезгинского языка в Дагестане?
 
Если говорить о Сулейман-Стальском районе, - прекрасно. Глава района Нариман Абдулмуталибов, будучи ученым, являясь замечательным знатоком своего дела, весьма трепетно относится к вопросу сохранения и развития языка. 
 
В 2013 году в Москве, на конкурсе лучший учитель России, я стал победителем. Но после приезда в республику Дагестан, на родину, никто не обратил внимание на это событие, ни одно министерство или ведомство. А в последующем 2014 году, будучи в жюри конкурса лучший учитель России, на который меня  пригласили наряду с академиками и докторами наук, я чувствовал себя как дома. 
 
В 2015 году меня пригласили в Москву, для проведения конкурса «Учитель года». Я как лезгин, как горец, как представитель своего села, справился с задачей, как учат законы гор, честно и порядочно. Это большая честь для Дагестана, для моего родного лезгинского языка и для меня как учителя. 
 
Мне ничего ни от кого не надо, моя основная обязанность, учить детей родному языку, традициям наших предков,  воспитать честными и порядочными людьми на этом свете. 
Я буду горд и счастлив, если мои ученики превзойдут меня, и достигнут более высоких вершин, чем я. Я к этому стремлюсь, не жалея сил, времени и здоровья.
 
Я всегда гордился своими предками, своим языком, и до конца своих дней ни перед чем не остановлюсь на выбранном мною пути.
 
У нас героическое прошлое, но сегодня наши дети подвержены влиянию пагубных и вредоносных явлении, окружающих нас, они легко подаются обману и искушению.
 
Примеры из жизни великих сынов Лезгистана, нашей истории и фольклора должны сберечь их. Наша задача воспитать разумное и грамотное поколение, потому что грамотная нация никогда не пропадет, а глупых обманывать и сбивать с пути очень легко. Я хочу, чтобы мой народ, мой Дагестан и моя Россия будут самыми грамотными и развитыми.
    
Шамсудин Магамдаров и первый заместитель Миннаца РД Зикрула Ильясов
Как вы оцените кадровый потенциал преподавателей родного языка в Южном Дагестане?
 
На прошлой неделе я был в селении Усух, на мероприятии, организованном ФЛНКА и посвященном обсуждению вопросов преподавания и популяризации родного языка. После мероприятия я пригласил учителей для общения в узком кругу, в ходе которого попросил показать мне программы, по которым они работают. В Ахтынском и Докузпаринском районах есть проблемы с изучением родного языка, особенно учитывая диалектические особенности. Также отсутствует необходимая методическая литература.
 
С гордостью должен отметить, что в Сулейман-Стальском районе есть прекрасные преподаватели, которые учились и закончили вузы в советское время. Но проблемы это не решает, книг новых нет, когда будут неизвестно, да и те, что поступают, не лучше старых.
 
Много говорят о новых стандартах, и наши специалисты уже начали работать по ним. Но должен заметить, что стандарты, по которым традиционно работают наши учителя, намного лучше тех, что нам предлагают. Ну и, разумеется, есть проблема возраста -  старшее поколение преподавателей не умеет работать с компьютером, не очень хорошо разбирается в современной технике, но они проводят прекрасные уроки и внеклассные мероприятия, которые показывают регулярно по центральному телевидению.
 
А в Докузпаре и в Ахтах  учителям тяжело, я был с проверками во многих школах. А если тяжело учителям, значит, еще сложнее приходится детям. Ведь, чтобы увлечь ребенка, преподаватель должен владеть множеством методик, и сам ребенок должен полюбить и преподавателя, и предмет.

Про нашу Герейхановскую школу нельзя сказать, что это отдаленное место, а оборудования необходимого нет. Урок может быть успешным, если есть соответствующее техническое обеспечение. Наш район в этом плане в плачевном состоянии, в школах нет ксерокса, нет интернета. Чтобы снять видео урока, мне необходимо поехать за камерой в Касумхюр. Учителям надо в срочном порядке помочь с техническим обеспечением.
 
Ведь кто-то на республиканском уровне за это отвечает, этим занимается, таблицами, методическими указаниями и т.д. Я сам покупаю ватманы, чтобы составлять таблицы, рисунки и пр., и подобных проблем уйма.
 
К сожалению, мы являемся свидетелями уменьшения числа носителей языка, потери интереса к изучению языка со стороны подрастающего поколения. Проблема стоит остро и актуально, - какие могут быть пути выхода из такого положения, как нам сохранить язык, популяризовать его?
  
Вы знаете, множество предложении звучат с высоких трибун, даже ввести ЕГЭ по родному языку. Во-первых, это большие финансовые вложения. Во-вторых, ЕГЭ показал свое настоящее лицо, насколько он «объективно» отражает наличие знании ученика.
 
Более того, Южный Дагестан пытаются отодвинуть, держат под постоянным прессом и давлением. А ведь надо отметить, что исторически южные районы Республики были выше остальных по уровню образования. Зажимают именно нас, Юждаг.
 
А сегодня выходцы из некоторых горных районов с высокими балами поступают в ведущие вузы страны, а наши дети, влюбленные в учебу, после 9 класса уходят в средние учебные заведения
 
И еще одна задача первостепенной важности для нас - это переподготовка многих преподавателей родных языков, особенно тех, кто закончил вузы в последние годы. Ни для кого не секрет, что многие заканчивали за деньги, а другие получали дипломы в посредственных вузах.
 
Если говорить непосредственно о языке, проблем очень много, начиная от учебников, заканчивая учебной программой, которая должна составляться с учетом интереса учителей и учеников. Программа устарела, а новое надо составить, обсудить, апробировать.
 
Какие бы могли внести предложения?
 
Я считаю, что в школе 10-11 классе нужны как минимум два урока литературы и один языка в неделю, чтобы знакомить детей с фольклором и языком, с творчеством выдающих лезгинских писателей. Многим из них, например, отводится всего один час обучения, и конечно, это крайне мало, надо увеличить время обучения. Кроме того, надо популяризировать родную культуру, как это делается у нас в районе, в том числе через телевидение, проводить в обязательном порядке все совещания, собрания, мероприятия исключительно на родном языке. У нас уже есть положительные сдвиги в этом направлении.
 
А в городах намного сложнее с процессом обучения детей родному языку. Чаще всего, это 6-й урок, и кто на него пойдет, учитывая современный характер городской жизни? У родителей другие заботы, - семья, дом, им нет до этого дела. С каждым годом ухудшается ситуация, в быту говорят только на ломаном русском языке, все, кто дальше Белиджи, говорят на русском, да и его толком не знают.  Тот, кто владеет родным языком, будет знать и русский язык хорошо.
 
Ваши пожелания педагогам, преподающим лезгинский язык, детям, его изучающим, всем, а также всем, на нем говорящим.
 
Времена сейчас трудные во всех отношениях, экономическая ситуация все хуже и хуже, зарплата учителей сокращается, текущая зарплата не выплачивается, методическую литературу сократили.
 
Несмотря ни на что, я желаю учителям здоровья. Здоровый учитель - здоровый ученик - здоровая нация.
 
Многие учителя забывают о своем здоровье, желудке, достатке, о своих домашних заботах, но дают достойное образование, и я от всей души им желаю добра, благополучия, мира и процветания.
 
И, несмотря ни на что, пусть у всех на первом месте стоит родной язык. Любите родину, отчизну и язык. 
 
Будет язык - будет народ, не будет языка, не будет и народа. Многие народы и языки исчезли, но пока будет жить мой язык, будет жить мой народ, и мы сделаем для этого все возможное.
 
Уважаемый Шамсудин Шихкеримович, благодарим вас за интересное интервью. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия желает Вам крепкого здоровья, удачи и дальнейших успехов на профессиональном поприще на благо своего народа.

Беседовал Ахмед Ибрагимов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Нижегородские лезгины

Встреча во благо родного языка

Педагог из Дагестана стала победителем Всероссийского мастер-класса учителей родных языков

Лучший учитель родного языка в Дагестане стала обладателем Гран-при межрегионального конкурса

В Дагестане пройдет конкурс "Лучший учитель родного языка"

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия