Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Незаслуженно забытое наследие

История жизни поэта Хпедж Курбана

 

Курбан из Хпеджа является представителем яркой плеяды поэтов второй половины XIX и начала XX веков, которые определили дальнейший прогресс лезгинской национальной культуры. Между тем наследие этого поэта, который был арестован по несправедливому обвинению в 1943 году и погиб в тюрьме, еще недостаточно изучено.
При советской власти забвению были преданы прекрасные произве­дения многих мастеров слова, мо­гущие быть средством морального и нравственного воспитания людей. К таким малоизвестным поэтам от­носится и Курбан из Хпеджа, который стоял особняком среди его совре­менников.
Он удивительно органич­но сочетал в себе мыслителя, поэта, народного лекаря, духовное лицо. Долгое время он был незаслуженно забыт, обойден вниманием литера­туроведов, ученых, критиков.
Хпедж Курбан — незаурядная лич­ность и талантливый поэт, творчест­во которого составляет неотъемле­мую часть лезгинской национальной литературы. Он является предста­вителем яркой плеяды поэтов вто­рой половины XIX и начала XX веков, которые определили дальнейший прогресс лезгинской национальной культуры, ее своеобразие и само­бытность.
В этот период на арену выходили Сулейман Стальский, Гаджи Ахтынский, Абдулгамид из Чилиха, Кесиб Абдуллах, Султан из Касумхюра и, конечно же, Хпедж Курбан.
Несправедливый арест
Хпедж Курбан (Саркиев) родил­ся в такое время (1872 год), когда Дагестан был охвачен народными восстаниями против царских завое­вателей. После подавлений восста­ний, покорения Страны гор, распада ханств и усиления русского влия­ния Дагестан все больше втягивался в экономическую систему России.
Начали развивать и новые эконо­мические отношения. В аулах шел процесс расслоения крестьян. В результате этого в селах образовались две полярно противоположные про­слойки — богатая верхушка и бед­ное большинство. К ним относился и крестьянин Сирки, сын Гусейна, который владел 25 сотками пашней и имел во дворе 20 овец, 4 головы крупного рогатого скота.
В середине XIX и в начале XX веков аул Хпедж входил в Курахское наибе-тво Кюринского округа. По имею­щимся данным, село образовалось 1500-2000 лет тому назад. Через Хпедж-дере (долина) в разные пери­оды прошли полчища мугулов, хаза-ров, арабов, персов и др.завоевате­лей. 
После каждого нашествия аул превращался в руины. И каждый раз отважные горцы восстанавливали свое гнездышко. Хпеджцы, в основ­ном, занимались животноводством, земледелием, ремесленничеством. Свободное время от житейских забот отдавали развлекательным, спор­тивным играм, праздникам (Яран сувар, Натруч, Сувуз фин, Квалик фин...). 
Факт, хпеджцы заметно от­личались от жителей близлежащих сел веселым, жизнерадостным нра­вом. Село было известно таланливы-ми ашугами, музыкантами, поэтами. До нас дошли имена ашугов Юсуфа, Садуллаха, Эмира, Казибега. Вот в таком селе и родился, жил. творил Хпедж Курбан.
Отец Курбана ушел из жизни рано, юноша с сестрами остались на попе­чении матери Мана. С детства Курбан жил в гармонии с природой. Ведь его кругом окружали горы, долины, луга, речки, родники... Помогая матери, он часто пас овец, телят, ягнят, со­бирал разнообразные травы, цветы, корни кустарников для чая, пищи и лекарств.
Учился он в примечетской школе, а затем в медресе сел. Кочхюр, Штул, Гелхен у известных алимов. Таким образом Курбан по­лучил хорошие знания по арабско­му языку, философии, логике, рито­рике, теологии. Занимался юноша, как все сельчане, и отходничеством. Работая на Бакинских нефтепромыслах он на собственной шкуре узнал тяготы жизни отходников.
Как говорил Сулейман Стальский: «...простой народ везде обделен, несчастен...» и он работает всег­да под двойным, тройным гнетом. Может быть, под впечатлением тех горемычных лет были написаны им следующие строки:
Унизил верующих ты, 
 
Мерзавцам дал всех благ плоды. 
 
Ты губишь люд на все лады, 
 
Как ты ничтожен, бренный мир! 
                                                                                               («Ты ничтожен, мир»)
Сельчане, друзья, знакомые счи­тали Курбана честным, великодуш­ным, терпеливым, набожным, спра­ведливым, смелым, иногда и рез­ким по нраву человеком. Он обла­дал и красивым, звучным, нежным голосом. Будущий поэт и духовное лицо в составе Дагестанского 2-го конного полка Российской армии стал и участником Японской войны. 
Как воевал и служил Курбан Саркиев данных у нас нет, однако заслуги, бо­евые успехи хпеджца были отмечены двумя Георгиевскими крестами. Эти престижные награды воинской доб­лести были указаны в описи конфис­кованного имущества поэта, состав­ленными работниками НКВД при его аресте в 1943 году. А в чем его обви­няли? 
Вроде Курбан насаждал в селе религию, что он выступает против колхозов, распространения заема, он проводит среди населения и кол­хозников антисоветскую поражен­ческую агитацию, восхваляет немец­кую армию и ждет прихода немцев в Дагестан. 
Вдумайтесь в эти обви­нения, в 1943 году, когда Красная Армия на всех фронтах разбивает не­мецкие полчища, освобождает села, города от фашистов, Хпедж Курбан, оказывается, в горном ауле ждал прихода немцев. 
Когда сам являл­ся добросовестным колхозником, почтенным, уважаемым стариком, известным в Кюринском округе по­этом и лекарем-целителем, добрым, полезным всем человеком. Когда его сын Абдуллах находился на фронте и громил фашистов. 
В 1944 году поэт умер в тюрьме и о его могиле ничего не известно. В 1991 году Верховным Судом ДАССР в отношении Курбана Саркиева приговор отменили и дело прекратили за отсутствием в его действиях состава преступления. 
Этот справедливый акт, возможно. произошел бы и ранее, если судьбой поэта заинтересовались нужные ор­ганизации и люди. Да, при советах негласный запрет давлел над име­нем Курбана из Хпеджа — человека яркой и драматичной судьбы, боль­шого поэта и народного лекаря. 
О нем редко кто говорил, вспоминал. Только в 1994 году нам удалось соб­рать и выпустить первый его поэти­ческий сборник. Сейчас нами подго­товлена к выпуску вторая обновлен­ная, более объемная книга поэта.
Необходимо заметить, что после ареста и конфискации имущества творческое наследие (книги, тетра­ди, записи) Хпедж Курбана бесслед­но исчезло. Или ее уничтожили. То, что нам удалось собрать, это очень скудная часть огромного айсберга художественного наследия Хпедж Курбана.
Поборник "чистого" Ислама
Творческая деятельность Курбана начинается в конце XIX и на заре XX веков. Он писал мавлиди-илла-хи, проповеди, наставления, нази­дания, поучения, плачи по выдаю­щимся деятелям ислама, культуры, оды о пророке Мухаммаде (с. а. в. с.) и о шейхах, элегии.
В то же время он выступает и как светский поэт, в чьем творчестве прозвучали тра­диционные для лезгинской литера­туры темы жизни и быта, философии и мира, любви и критики, сатиры. В настоящее время у нас до ста про­изведений Хпедж Курбана. Их со­хранили для нас благодарные поклонники поэта, ценители духовной культуры.
Последователь предыдущих шей­хов и поэтов, проповедник и побор­ник «чистого» ислама, служитель мечети, друг многих имамов и али­мов — все это определило жизнь и характер деятельности поэта. 
Именно распространению ислама, его догм, неукоснительному соблю­дению шариата и воспитанию благо­честивого и преданного идеям исла­ма мусульманина посвящены произ­ведения Хпедж Курбана, относящие­ся к суфийской поэзии. Он сердцем верил в бога, для него святы были идеи ислама. К создателю поэт об­ращается как к живому, другу, това­рищу, отцу, покровителю.

 Всевышний, в каждом из миров Спасение и опора — Ты.
 
Все в мире тлену подлежит,- Один Ты вечен, только Ты.
 
(«Только Ты»)
Аллаху и его пророку Мухаммаду посвящены циклы стихотворений.
В его творчестве образ пророка солнечный, лучезарный, светлый, он создан из луча света и поэтому он наречен и именем Нурмухаммад — Мухаммад из света. Он излучает свет, раздает людям, миру добро и свет. 
В персонажной лирике поэта особое место занимает стихотворе­ния «Шейх шейхов», «Приветствую, шейх Магомед», «Магомед- эфенди Ярагский», «Шейхам» (в этом круп­ном стихотворении из 60 строф поэт дает оценку деятельности шейхов Дагестана и Азербайджана. 
В этом историческом произведе­нии названы имена Ярагского, Казимагомеда, Гамзата, Шамиля, Абдурахмана Согратлинского, Джамалдина Казикумухского, Исмаила Шекинского, Ахмада Гелхенского, Махмуда Штульского... всего 58 шейхов. Те оценки, кото­рые поэт давал своим стихотвор­ным героям, точны и достоверны, правдивы и ценны. 
Даже создается такое впечатление, что он прожил. трудился, сражался с ними сов­местно. Поэт отмечает и хорошее, и негативное и в людях, и в обществе, однако время и мир в целом не критикует, как некоторые поэты тех лет. 
Потому что, наверное, он знал, что все беды с позволения Всевышнего и от самого человека, от его духовности, порядочности, честности, деловитости, испорчен­ности. 
Кроме этого поэт отлично сознавал и то, что над миром уп­равляет один единственный со­здатель — Аллах, и все хорошее и плохое, радостное и печальное от него. Поэтому все надо воспри­нимать как должное, обязательное и надо всегда стараться, чтобы стать лучше, чище, правдивее, чем на самом деле являетесь. 
Тогда каждый получит и вознаграждение от Аллаха. Сердце поэта похоже на барометр, который остро чувс­твует не только изменчивость по­годы, но и общественные явления, перемены в умах людей.
Хпедж Курбан видит, что мир. ко­торому он служит добросовестно, ру­шится. Людей не узнать. Вчерашний добропорядочный мусульманин полностью изменяет свое обличив, нравственные и моральные устои. 
Возмущению поэта нет предела, и он задается вопросами: неуже­ли такое дьявольство возможно? Неужели честных людей бес попу­тал? Неужели прекрасному пришел конец?  Где  благоразумие  людей?
Риторических вопросов много, и поэт задает их покойному муршиду Абдуллаху в стихотворении «Нам де­ться некуда». Это одно из великолеп­ных творений сатиры, где поэт с не­слыханной дерзостью обрушивается на «своих» единоверцев, которые по­теряли веру, предавали самих себя и истину.

 Уж тарикатский всяк маджлис
 
Претит. У правды — много лиц.
 
Отныне на коне Иблис,
 
О шейх благословенный Абдулла.
 
Между людей растет разлад,
 
И злу не противостоят.
 
Слов мудрых слышать не хотят,
 
О шейх благословенный Абдулла.
 
Глупеет на глазах народ.
 
Чужим добром владеть зовет.
 
И в разговорах чушь несет,
 
О шейх благословенный Абдулла.
 
(Перевод А. Кардаша)
Так восклицает поэт. Он видит, какие резкие перемены происходят в жизни и душах людей и страшно горюет. Глубокой болью и горечью наполнены размышления поэта, во­очию убедившегося, что «новый» век стремительно теснит моральные устои, столь долго и бережно храни­мые в прошлом.
Призыв к подлинной вере
К сожалению, при его жизни мно­гие не поняли поэта и обиженные на его правдивые, смелые поэти­ческие строки, воевали с ним в тай­ную. Их наветы достигли цели, поэта арестовали ни за что, и он умер в тюрьме. А на его творчество на­ложили табу. Однако жизнь продол­жается и пока на устах людей стихи поэта, жив и сам поэт. 
И еще одно. Жизнь и творчество в целом была поставлена на служение народу, об­ществу, правде, истине. Поэтому можно утверждать, что поэт, чье творчество несет в себе гуманисти­ческие, общечеловеческие, нравс­твенные идеи, может быть назван одним из основоположником гума­нистического направления в лез­гинской литературе, поскольку он внес в это дело заметную лепту. 
Также, поэзия Хпедж Курбана при­зывает нас к подлинной вере, ве­ротерпимости, взаимопониманию, человечности и благородным пос­тупкам, столь необходимым нам се­годня и в будущем.

Ривая Гафарова

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Поздравление врио главы РД с праздником Курбан-байрам

Кичибеку Мусаеву присвоено звание народного поэта Дагестана

Наследие Гомера ХХ века

На Курбан-сувар жертвоприношение животных будет проходить за чертой города Махачкала

На Курбан-сувар жители Дагестана отдыхают три дня подряд

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 11 декабрь 2013 16:30

Может быть, кто-то знает, где можно купить стихи Хпеж Курбана на лезгинском языке


Комментарий #1, дата: 11 декабрь 2013 10:21

Творчество Хпедж Курбана мало изучено, к сожалению. Это тот редкий случай, когда поэт и религия едынны, когда всей своей красноречивостью поэт призывает к истинной вере, справедливости. Конец 19-го начало 20-го веков это время жутких перемен, голода, репрессий, тотального уничтожения ученых-алимов. Хпеж Курбан стал жертвой этого безрассудного времени.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия