Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины-строители

О некоторых традициях возведения жилья в Восточном Закавказье


 

В.П. Кобычев в своей статье "Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в." (вышедшей в третьем выпуске Кавказского этнографического сборника, 1962 г.) приводит интересную карту, в которой обозначены семь основных типов народного жилища в Восточном Закавказье. Рассматривая ее можно обнаружить удивительные особенности, погружающие нас в историческое прошлое данной территории.

 

Работа Вениамина Кобычева внесла существенный вклад в изучение традиционного кавказского жилища, его этнических и региональных особенностей. В ней он описал жилища 15-ти этносов Восточного Закавказья. Однако особенно интересными в его работе являются сведения о том кем и как возводились дома в этом регионе.

В разделе, посвященном жилищу оседлых азербайджанцев, он пишет: «в нижних предгорьях и на равнине двухэтажные дома строили под влиянием горной архитектуры», а в сноске поясняет: «об этом говорит, между прочим, и тот факт, что мастерами-строителями домов в северо-восточной зоне были обычно горцы, «лезгины», как их называли местные жители, а также то, что нижние предгорья и приморская равнина во второй половине XIX в. были заселены, как указывалось выше, преимущественно выходцами из горных селений».

Если строительные материалы обычно производила и завозила семья, для которой возводился дом, то для дальнейших работ, как пишет В.П. Кобычев, приглашали мастера-профессионала, которого называли «уста», «устад». Он владел необходимыми знаниями и навыками для возведения фундамента и стен, межэтажных перекрытий и крыши, которых жителям региона часто не хватало.

Далее он уточняет, что «мастерами в северо-восточной зоне в XIX в. были обычно лезгины». В данном случае В.П Кобычев не использует кавычек при обозначении лезгин и ссылается на статью А. Алекперова «К вопросу об изучении культуры курдов»: «А.Алекперов указывает, что мастера-лезгины строили дома вплоть до Куринской низменности», добавляя, что эти сведения подтверждают его собственные полевые материалы.

Описанный В.П. Кобычевым в этом разделе обычай соседской и родственной взаимопомощи при строительстве дома удивительным образом напоминает лезгинский «мел».

Анализ сведений, почерпнутых из работы В.П. Кобычева, позволяют сделать вывод, что носителями строительных традиций, технологии возведения жилищ в описанном регионе, являлись лезгины и родственные им народы, а также другие горские народы: аварцы и таты. Данный регион охватывает не только северо-восточную, но и всю северную часть Восточного Закавказья, состоящую из горной зоны и предгорий Большого Кавказа. Его пределы нашли свое отражение на карте, составленной самим исследователем (см. ареал распространения Iи II типов народного жилища).

Можно сказать, что облик данного региона характеризовался этнокультурной устойчивостью и гораздо более масштабным расселением автохтонных кавказоязычных народов, главным образом лезгин, нежели это приведено в статье В.П. Кобычева в разделах, посвященных жилищу лезгин и других лезгинских народов. Статистика, приведенная им (28,6 тыс. на середину XIX века) не может отражать реальную численность лезгин (в несколько раз большую), вновь заселивших предгорья и приморскую равнину региона, чьи мастера строили дома на его огромной территории, доходя до Прикуринской низменности.

Типы жилищ, сформированные в процессе исторического развития лезгинами и другими автохтонами, вначале были усвоены татами, а затем поселившимися здесь позднее азербайджанцами (азери-тюрками). Хотя, большая часть азери-тюрок на самом деле являлись отюреченными татами и другими местными народами, в отличие от выделенных В.П. Кобычевым отдельно кочевников, жилищем которых являлась войлочная кибитка.

Несмотря на произошедшее со временем усложнение этнического состава данного региона, новые этнические группы приспособились к новым условиям, во многом переняв образ жизни и культуру жизнеобеспечения местного населения. Однако для строительства домов они предпочитали привлекать профессиональных мастеров, которые были, как правило, лезгинами, сохраняя тем самым историческую связь этого региона с автохтонным населением.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Русско-лезгинское прошлое Дагогней

Тюрки-кочевники Кавказа

Где жили лезгины в XVIII веке

Азербайджан: расширение «суперэтноса»?

В населенном аварцами регионе Азербайджана зреет бунт

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 04 февраль 2015 09:43

Уста на армянском ознавхает "мастер". Так обращаются к любому мастеру-специалисту в Армении.


Комментарий #4, дата: 04 февраль 2014 19:57

Очень интересная статя, спасибо.
Только карта уже о многом говорит, вот еще по этой теме, интервю Вардана Восканяна: http://voskanapat.info/?p=4
все автохтонные народы нашего региона строят, но есть некоторые пришлые которые шьют дома.


Комментарий #3, дата: 03 февраль 2014 11:57

Михьит1вар, Вы совершенно не правы. Вот эта статья, например https://flnka.ru/digest-analytics/5365-azerbaydzhanskie-ministry-fi
nansiruyut-terrorizm-no-v-bedah-azerbaydzhana-vinovata-rossiya-obzor-bakinskih-s

mi.html. Разве по Вашей логике она могла появиться на сайте ФЛНКА? Никаких реверансов я лично не заметил, была только благодарность за проявленную политическую мудрость, и все... Вы, я так понимаю, один из любителей передергивать. ФЛНКА - солидная организация, которая должна вести взвешенную политику, особенно в условиях бывшего СССР


Комментарий #2, дата: 02 февраль 2014 00:35

 Все делается для того, чтобы уничтожить любое упоминание о Храх-Убе и лезгинах. Из другого конца страны завозятся (другое слово даже сложно подобрать) люди специально для замещения местного населения". http://www.sp-analytic.ru/news/2768-hrah-uba-vas-zdes-ne-stoyalo-video.html
 Надеюсь модераторы опубликуют этот материал на сайте ФЛНКА или хотя бы оставят мой комментарий[/qu

 

После возмутительных реверансов АПК Ильхаму Алиеву сайт ФЛНКА перестал публиковать не только материалы по  проблемам Южного Лезгистана, но даже дайджест азербайжандских опозиционных СМИ, талышских активистов, которые раньше в изобилии здесь встрачались. Это сильно бросается в глаза и я как посетитель сайта чувствую нехватку такой информации, поэтому приходится посещать азерские сайты. Может я ошибаюсь?


Комментарий #1, дата: 01 февраль 2014 21:32

Хорошо когда лезгинские мастера строят дома другим народам. Но когда другие народы переселяются в дома лезгин из Храх Уба, которых по сути вытурили насильно, то слов не хватает. 

"В наш информационный век столь бесстыдная политика по стиранию исторического прошлого, точнее даже того, что существовало еще вчера, просто ошарашивает.
 Все делается для того, чтобы уничтожить любое упоминание о Храх-Убе и лезгинах. Из другого конца страны завозятся (другое слово даже сложно подобрать) люди специально для замещения местного населения". http://www.sp-analytic.ru/news/2768-hrah-uba-vas-zdes-ne-stoyalo-video.html

 Надеюсь модераторы опубликуют этот материал на сайте ФЛНКА или хотя бы оставят мой комментарий




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия