Где жили лезгины в XVIII веке
Историческая судьба Восточного Кавказа: Лезгистан до кызылбашей и после ребелии
В прошлой статье, опираясь на труд Иоганна-Густава Гербера «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря (1728 г.)», была показана тесная связь между самурскими и шахдагскими народами. Она обеспечивалась лезгинским языком, который играл роль «лингва франка» и повлиял на крызский, будухский и хиналугский языки. Однако лезгины и лезгинские народы были распространены на более широкой территории. Для этого рассмотрим описание провинций Лезгистан и Ширван в работе Гербера.Особый интерес представляет провинция «Лезгистан. Народ называется лезги, лезгинцы, также и кумыками». В ее составе оказались следующие «Имена уездные и народам»: «Акуша, уезд», «Хаси-кумуки, народы», «Табасаран, уезд», «Курали, народ», «Курги, народ», «Кумуки, народ», «Куба, уезд», «Гулахан, уезд», «Шаки, народ» и «Джары, народ».
Про акушинцев (даргинцев) и хаси-кумыков (лакцев) Гербер пишет, что каждый из них имеет «свой особливой язык, который ни с каким сходства не имеет», таким же образом он выделяет язык табасаран и джарцев (несмотря на разноэтничный состав последних: аварцы, цахуры и другие). Свой язык имеют и кумуки (лакцы), который как и у хаси-кумуков называется кумукским. «В остальных уездах распространен лезгинской язык, а также турецкой с татарским помешанной».
Примечательно, что в уезде Куба не упоминается татский язык. Зато явно выглядит преувеличенным распространение турецко-татарского языка, у кюринских лезгин: кургинцев и куралинцев; у последних он даже упоминается на первом месте.
Согласно Герберу «лезгинской язык разумели и употребляли» в уезде Гулахан, который он локализует между Кубой и Рустау. Эти ценные сведения свидетельствуют о более широком распространении лезгинского языка в первой половине 18 века, не находящим, к сожалению, отражения в современных трудах по истории и лингвистике.
Шаки в работе Гербера упоминается не как уезд, а как народ. Языком народа шаки является лезгинский, а турецко-татарский не упоминается вовсе, что, видимо, не совсем верно. Судя по всему, имеется в виду Шеки, так как в тексте упоминается владелец Али Султан. Но описание уезда противоречит тому, что представляет собой данная территория: «обитатели сего уезда живут убого». Гербер говорит о том, что «шаки всегда вольные люди бывали», также как и остальные лезгины.
Причисление Шеки к области Лезгистан также почему-то не находит отражения в современных трудах, равно как и распространение на этой территории лезгинского, надо полагать также и рутульского, цахурского и удинского языков.
К югу и востоку от провинций «Дагистан нижняя» и «Лезгистан» располагались уезды и народы, составившие по Герберу «Ширван»: Дербент, Мушкур, Низават, Шабран, Рустау, Шеспара, Бермяк, Шамаха, Кабала, Агадаш (т.е. нынешний Агдаш – И.Р.), Бака (Баку – И.Р.), Салиян, Джават.
Такое условное и очень сложное деление территории, на три провинции, имеющие весьма причудливые очертания, нашло, однако, отражение в их описании. Лезгины (шире лезгинские народы), а также армяне и в значительной степени таты в провинции Ширван не упоминаются. Даже в уезде Кабала, в котором постоянно проживали удины и лезгины, упоминается только «турецкой с татарским помешанной язык». Поэтому описание провинции Ширван Гербером можно считать менее достоверным, не учитывающим проживающие на этой территории лезгинские народы.
О многих уездах Ширвана (Шемаха, Кабала, Агадаш, Салиян, Джават) Гербер, пишет, что их жители придерживаются суннитского направления, а до ребелии они были шаги (шииты – И.Р.) и кызылбаши. Но дело в том, что шиитское вероисповедание на этих и других землях Восточного Кавказа было насаждено незадолго до этого кызылбашами, против которых и восстали местные жители под руководством Хаджи Давуда. По сути, избавляясь от кызылбашского ига, Восточный Кавказ вернулся в какой-то степени к первоначальной ситуации. Тем не менее, шииты смогли сохраниться и утвердиться в основном в равнинной части региона.
Уничтожение местного населения, а также постоянные переселения вынужденные и насильственные, переход в другое вероисповедание существенно изменили этнорелигиозный облик Восточного Кавказа, заметно сузив ареал проживания лезгин и других лезгинских народов. Тем не менее, в работе Гербера были отражены ценные сведения, свидетельствующие о более значительной роли лезгин в этом регионе.
Исторический Лезгистан или Дагестан простирался до апшеронского полуострова, о чем свидетельствуют исторические карты, что, видимо, отражает этнополитическое состояние этой территории до прихода на нее кызылбашей.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.