Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины прошлого - этно- или политоним?

Внесение ясности в спорный вопрос о наименовании «лезгины» по архивным данным

В обывательских кругах уже долгие годы ведутся споры о том, кого в прошлом называли лезгинами – южнодагестанские этносы или же это был общедагестанский политоним?
 
На основе официальных архивных источников и исторических материалов в данной статье приводятся убедительные аргументы, вносящие ясность в этот довольно запутанный и интересующий не только лезгин вопрос.
 
Лезгины, за которыми исторически закрепился данный этноним, в XIX веке получили еще одно наименование – кюринцы.
 
Кюринцы – это одна из трех субэтнических групп лезгин, но в течение целого столетия это наименование, перенесенное на весь лезгинский народ, использовалось российскими властями.
 
Но вопрос интересен сам по себе, тем более, что в этот период произошло еще одно переименование. Бытовавший в течение нескольких веков этногеографический термин «Лезгистан», которым называлось всё западное побережье Каспийского моря до мыса Апшерон, сменился на Дагестан.
 
Вот цитата из Краткого Военно-географического описания Дагестана, составленного при Генеральном Штабе Отдельного Кавказского Корпуса в 1843 году: «Река Самбур с двумя Койсу Аварским и Андийским, разделяют Дагестан на четыре пространства: на Южный Дагестан от мыса Апшеронского до р. Самбура; Средний Дагестан, от р. Самбура до Аварского Койсу и южных границ владений Шамхала Тарковского, Нагорный Дагестан с Шамхальской плоскостью, между Аварским и Андийским Койсу с Сулаком, наконец Северный Дагестан, который лежит за Андийским Койсу» [РГВИА; Ф. ВУА, д. 6512, лист 117].

Но при этом все горские народы Дагестана стали называть «лезгинами». Никогда до этого лезгин кюринцами и дагестанцев лезгинами не называли. По крайней мере, нет ни одного источника ранее второй половины XVIII века. Мы решили пошире раскрыть и эту пертурбацию, благо, источников, позволяющих исследовать причины переименования, более чем достаточно.
 
Попытки упростить этническое многообразие Дагестана предпринимались и ранее. Венецианский купец Иосаф Барбаро, побывавший в Дагестане в XV веке, пишет, что «народы, которые живут в этих местах, называются Кайтаки…» (Путешествие Иосафа Барбаро, почтенного венецианского гражданина в Персию, ч. II. Пер. Л. Смирновой/ Сведения западноевропейских путешественников XV века о Дагестане // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сборник научных сообщений, Вып. I. ДГУ 1970), французский купец Жан-Батист Тавернье, посетивший Дагестан в 1664 году, в своей книге путешествий пишет, что «Народы Комании (Дагестана – автор) называются Комуки», (Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. Книга 3, Глава 11, стр. 329, пер. Е. С. Зевакина/ Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974).
 
Избранию лезгин в качестве «общего знаменателя» невольно способствовала соседняя Грузия. В грузинской исторической традиции Лек считается этнархом всех дагестанских народов. К тому же в период, известный в истории как «Лекианоба» – ставшие регулярными набеги дагестанцев в Восточную Грузию с целью грабежа на протяжении XVI – XIX веков – слово «лек» приобрело еще и нарицательное значение.
 
Как известно, зачинщиками и наиболее активными участниками этого явления были лезгины (…). Хотя первоначально «леки» был этнонимом, обозначающим лезгин, но за столетия лекианобы так стали звать всех разбойников, проникавших из Дагестана с целью грабежа и похищения людей. В некоторых грузинских источниках этого периода можно встретить еще и новый географический термин «Лекани», – что-то вроде обители зла – относящийся уже ко всему Дагестану.

С конца XVIII века с постепенным усилением Российской Империи на Кавказе, к региону возник интерес, началось научное изучение Кавказа. Но поскольку Восточный Кавказ для близкого ознакомления представлял много неудобств и опасностей, многие исследователи посещали более спокойную христианскую Грузию и сведения о горских народах брали из грузинской «информационной базы».
 
Наиболее яркий пример такого дистанционного изучения представляет труд врача и естествоиспытателя, академика Гильденштедта. В главе VII «Провинция Лезгистан, или Лезги и Лезгины» своей книги «К политической географии и народоведению Кавказских гор» вначале он, в общем-то, правильно указывает область обитания лезгин: «Грузины называют эту провинцию, которая занимает восточную треть Кавказских главных гор у северной стороны около Алазана и его притоков и на южной стороне у Самура и его притоков, Дагистан, также Лезгистан и жителей ее лезги», т. е. между реками Самур и Алазани.
 
Но дальше Гильденштедт переносит в это пространство все народы Дагестана. Перечень «лезгинских языков» у него начинается так: «На первом и распространенном почти в большей части Лезгистана диалекте говорят в следующих округах: 1. Между реками Койсу и Аксай расположен лезгинский округ, который лезгины называют Хунзаг» (Иоганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. пер. Т. К. Шафрановской СПб. Петербургское востоковедение. 2002).
 
И вот к рубежу XVIII-XIX веков, через полвека после фундаментального описания И. Г. Гербера, накапливаются два вида этноописаний Дагестана. Гмелин, Броневский, Биберштейн, Тихонов, Дренякин, Симонович, Симонов и др., посетившие Южный Дагестан, называют каждый народ своим именем и не допускают обобщений.
 
Исследователи же, изучившие Дагестан из безопасного далека, называют всех горцев либо дагестанскими татарами, либо лезгинами. Такое смешение дагестанцев с лезгинами мы находим у Палласа П. С., Гамбы Ж.-Ф., Лангена Я. К., Ахвердова А. И., Бларамберга И. Ф. и др.
 
В рапортах военных начальников этого времени пока никакой путаницы нет, как и в трудах историков, основанных на архивных материалах. Систематизированные истории Кавказа на то время были составлены П. Г. Бутковым и С. М. Броневским. Последний, кстати, является автором «Новейших географических и исторических известий о Кавказе». Хотя издавались они позже, и в них также ясно различаются все народы Восточного Кавказа.
 
Но в XIX веке постепенно начинает преобладать «грузинская» точка зрения, и с 20-х годов XIX века термин «лезгины» и в научной литературе, и в сборниках истории, и в военных документах, и в деловой переписке стал распространяться на все горские народы Дагестана. Исключение составляли тюркские народы – кумыки, ногайцы и терекемейцы.

Но и «кюринцами» лезгины тоже не сразу стали. Например, в  «Статистическом описании Закавказского края» Ореста Евецкого  «к Лекзинскому племени принадлежат: 1) Дагестанцы, 2) Казыкумыки, 3) Аварцы, 4) Акушинцы, 5) Кубечинцы, 6) Рутульцы, 7) Сюргинцы, 8) Даргинцы, 9) Ахтинцы, 10) Анцухцы, 11) Кабучинцы, 12) Дидойцы и 13) Лекзины Чаро-Белоканские и Элисуйские.» (Евецкий, О. С.            Статистическое описание Закавказского края, с присовокуплением статьи: Политическое состояние Закавказского края на исходе XVIII века и сравнение оного с нынешним : В 2 ч. Санкт-Петербург : тип. Штаба Отд. корпуса внутр. стражи, 1835). Как видно из этой цитаты, господин Евецкий еще не знает, что лезгины это кюринцы, он называет их «ахтинцами».
 
Такое упрощение не всеми было принято. С этим не был согласен выдающийся исследователь кавказских языков П.К. Услар. Правда, и он считал, что «ни один из горских народов не называет кюринцев лезгинами». Но его опровергают Комаров, Козубский и др.
 
Комаров в частности пишет: «Всю восточную часть Дагестана занимает особое многочисленное племя, известное под названием кюра. Кюры… делятся на две части: 1) жители бывшего кюринского ханства Гетегар, от названия селения Чехе-Гетал, ставшегося прежде главным в Кюре: а вторые — Ахсагар, от селения Ахса (Ахты), считавшегося главным в долине Самур. …На плоскости же их вообще называют лезгинами» [Комаров А. В. Народонаселение Дагестанской области. "Записки Кавказского отдела Русского географического общества". Вып. VIII. Тифлис, 1873].
 
Такое смещение терминов не приняли известный немецкий путешественник,  географ и естествоиспытатель Мориц Ва́гнер, автор «Обозрения всемирной географии» Конрад Мальт-Брюн, автор истории Турции Ахмет Джевдет паша и др. Бартольд во время своих путешествий просто констатирует, что русские «также первоначально называли лезгинами только народности Южного Дагестана в противоположность горным народам северных районов» [Бартольд В. В. Сочинения. Изд-во восточной лит-ры, 1977. Т. 3, стр. 411].
 
И, хотя автор «Истории войны и владычества русских на Кавказе» Дубровин Н. Ф. пишет, что «слово лезгин неизвестно туземцам, и ни одно мельчайшее общество не показывает себя этим именем», восточнокавказские авторы XIX века прекрасно знают, кто есть лезгины и ни один из них не путает лезгин с другими народами Дагестана.
 
Даже несмотря на то, что в самом начале своего энциклопедического труда «Асари Дагестан» известный ученый Гасан Алкадари и приводит принятую в российской науке точку зрения, но в дальнейшем, в своем труде он нигде не называет всех лезгин кюринцами, а всех дагестанцев лезгинами, как впрочем и А. Бакиханов, И. Гянжинский и все остальные. Но к концу XIX это недоразумение было устранено, и лезгин вновь стали называть лезгинами.

Бедирхан Эскендеров

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

О происхождении топонима «Кюре»

Сыктывкарцы отведали блюда национальной лезгинской кухни

Где жили лезгины в XVIII веке

Дербентские «таты» стали горскими евреями

Библиотека

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 14 май 2014 18:10

Эти слова великого мыслителя не нуждаются в комментариях.

"Никогда не выживает тот народ, который воспринимает трактовку своей истории глазами соседа". Ф. Ницше.

Наша история должна быть написана нашими историками на основе исторических фактов, и только в этом  случае она будет не предвзятой и объективной.

 


Комментарий #1, дата: 14 май 2014 13:08

Хороше начинание, так как в этом вопросе очень много намешанно, но кроме лезгин боюсь что разбираться в этом запутанном вопросе никто не будет. Почему-то не увидел ссылок на переписи, которые проводились в царские времена. И еще нет детализации по населению Джаро-Белокан и Элису (несмотря на то что исторически большинство населения там составляли лезгины и лезгиноязычные цахуры, теперь аварские историки рассматривают их как исконно аврские земли, редко упоминая даже про цахурцев). Надеюсь в дальнейших работах и эти вопросы получат свое освещение.
 Хотелось бы еще отдельно на сайте ФЛНКА увидет раздел исторические материалы, где одно из центральных мест могли бы занять старинные карты, которые более наглядны, чем многотомные книги по истории))) Кстати говоря, на днях Ангела Меркель подарила китайскому лидеру древнюю карту Китая, составленную в Германии в 1735 году. На этой карте очень многие территории в настоящее время не принадлежат Китаю, большинство из них являются частью России... http://www.epochtimes.ru/merkel-podarila-si-tszinpinu-kartu-kitaya-s-territoriya

mi-rossii-na-nej-98907576/?photo=3

 Таким образом, простая старинная карта стала одним из инструментов влияния на Китай и РФ)))




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия