Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В неоплаченном долгу

Заслуги первой дагестанской балерины остались неоцененными современниками

Кто хоть раз побывал в московском Государственном Академическом Большом Театре с его роскошным партером, красивыми ложами, отделанными золотом, тот, наверное, почувствует себя вновь родившимся или духовно переродившимся. Высочайшей чести быть артистом Большого театра удостаивались лишь редкие таланты.

За всю историю театра, начиная с первой половины XIX века, в его стенах выступали тысячи артистов и среди них оказался один представитель Дагестана это очаровательная ахтынка Алла Абдулгаевна Джалилова. О ней написано немало статей, особенно интересны "На сцене Большого театра" Я.Школьникова и "Алла Джалилова в Большом театре" В.Зарубина (директора музея ГАБТ СССР), опубликованные на страницах "Дагестанской правды".
 
Алла Абдулгаевна относится к весьма уважаемому ахтынскому роду Джалиловых. Отец ее Абдулгай Абдулович был одним из немногих, получивших в дореволюционное время высшее образование. После окончания Ахтынской школы он отправился учиться в Ставропольскую гимназию, где подружился с красавицей Софьей Николаевной Заичевской.

После окончания гимназии в 1900 году Абдул  гай успешно поступил на юридический факультет Московского университета. Позже в Москву прибыла и Софья, где они и поженились. В 1908 году в Тифлисе, где жили родственники Софьи Николаевны, появилась на свет Алла будущая балерина Большого театра.

Отец очень любил своего первенца. Когда собиралась вся семья вместе, из окон дома, где они жили, раз  давалась музыка. Абдулгай замечательно играл на кларнете, затем пускался в пляску, вовлекая в нее жену и ребенка. Маленькая Алла была увлечена танцами отца, ей самой хотелось вот так же полетать по комнате…
 
Тяготение девочки к танцам заметили ее родители. Они сделали все, чтобы развить музыкальный слух девочки, научили ее плавным движениям горской лезгинки, развили вокальные способности. Видя несомненные успехи дочери, родители стали подумывать о  ее дальнейшей судьбе. Этому в значительной степени способствовало одно событие.

После окончания третьего класса родители взяли Аллу с собой в Москву, где она впервые получила возможность побывать в Большом театре. 1920 год переломный, судьбоносный год в жизни Аллы Джалиловой, когда она поступила в Московское хореографическое училище. Ее приняли в балетную школу Большого театра. Здесь наша землячка сосредоточила свои усилия на национальных танцах (их на балетном языке называют характерными танцами). Первые уроки она получила от известного балетмейстера 
 
Александра Горского и выдающейся балерины Большого театра Ольги Некрасовой. Затем Джалилова попала в класс Василия Тихомирова, танцовщика Большого театра. Именно благодаря его требовательности и заботе оттачивалось и совершенствовалось мастерство юной балерины.

В балетной школе она усвоила истину, что для настоящего искусства мало одного желания, мало таланта. Нужно неустанное упорство в труде, настойчивая работа. Талант, настойчивость, упорный труд были оценены комиссией. В результате ее зачислили в труппу Большого театра. Алле Джалиловой недолго пришлось быть артисткой кордебалета, очень скоро ей стали поручать сольные партии в спектаклях театра.
 
В 1927 году она впервые выступила в роли артистки балета в опере "Демон", где исполнила лезгинку танец царицы Тамары. Эта партия осталась в жизни нашей землячки самой любимой. Вслед за "Лезгинкой" в "Демоне" Рубинштейна, ей поручили индийский танец в опере Делиба "Лакме", испанский танец в опере Бизе "Кармен".

Она выступает в балетах Асафьева "Бахчисарайский фонтан", Минкуса "Дон Кихот", десятки партий были исполнены в балетах русских и зарубежных классиков. Алла Джалилова в течение 24 лет работала в Большом театре в качестве балерины солистки. Самыми любимыми ее ролями, кроме выше упомянутой "Лезгинки", были Чайка в "Лебедином озере" Чайковского и танец Мерседес в "Дон Ки  хоте" Минкуса.

Большую работу проводила Алла во время Великой Отечественной войны, когда по решению высшего руководства страны труппа Большого театра была эвакуирована в Куйбышев (ныне   Самара). В годы войны Алла Джалилова вместе с другими артистами Большого театра бы  вала в воюющих частях, на фронте и в тылу, они дали сотни концертов и с по  мощью искусства вдохновляли бойцов, всех советских людей на подвиги. В послевоенные годы участвовала в шефских концертах для тружеников сельского хозяйства.
 

С труппами Большого театра Алла Джалилова побывала чуть ли не во всех концах Советского Союза: во Владивостоке, Баку, Ереване, Ташкенте, Казани… В связи с празднованием 30-летия установления Советской власти в Дагестане Алла Джалилова в 1951 году была приглашена на торжества в Махачкалу, где она выступила в юбилейном концерте перед своими земляками.

Указом Президиума Верховного Совета ДАССР ей было присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Вскоре правительство наградило ее орденом "Знак Почета", она имела так  же медали и Почетные грамоты. Алла Абдулгаевна была не только талантливой балериной, но и прекрасным педагогом, подготовившим не одну сотню артистов балета.

Начиная с 1933 года, она совмещала работу артистки балета с педагогической деятельностью в балетной школе ГАБТа и хореографическом училище им.Щукина, где преподавала свыше 20 лет. Педагог А.А.Джалилова подготовила и выпустила группу артистов балета   казахов, которые составили гордость Алма-Атинского театра оперы и балета.

При ее непосредственном участии было подготовлено несколько групп артистов для Дагестана (например, лакская группа в ГИТИСе) и других республик Северного Кавказа. Как опытного, чуткого и умелого специалиста и преподавателя ее знали и в московском театре им. К.Станиславского и В.Немировича Данченко, в государственном ансамбле народного танца Игоря Моисеева, в техникуме им.Глазунова. Большую помощь она оказала многочисленным коллективам художественной самодеятельности.
 
Заветной мечтой Аллы Абдулгаевны было желание организовать балетную школу в Дагестане, а в перспективе создать Дагестанский театр оперы и балета. на Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве, она видела ростки, которые при серьез  ной помощи и поддержке могли принести хорошие плоды.

Алла Абдулгаевна радовалась успехам молодых земляков совсем еще юных артистов балета: кумычек Аллы Умахановой и Тамары Надыровой, лачки Аллы Джалаевой, даргинца Адама Рабаданова и кумыка Изамутдина Мирзоева и надеялась, что они явятся основой балетной труппы театра оперы и балета в Махачкале. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Несколько слов о человеческих качествах Аллы Джалиловой, о ее отношении к другим людям, окружавшим ее, родственникам, землякам, о ее внутреннем мире, движениях ее души. С этой целью я имел подробные беседы с братом Аллы Баки Абдулгаевичем и его супругой Биче вах. Алла умерла в 1992 году, вспоминает Биче-вах, незадолго до этого я гостила у нее.

Жила она в двухкомнатной квартире в большом доме, где жили одни артисты и все друг друга знали. Ни о ком из друзей, соседей я не услышала из ее уст что-нибудь отрицательное. Алла была дисциплинированной и обязательной женщиной. Человеком она была высоко культурным, так мягко и мило разговаривала, как будто боялась обидеть собеседника, обладала феноменальной памятью.
 
Летом 1957 года,   вмешивается в разговор Баки Абдулгаевич,   Алла с мужем Сергеем Ивановичем Костериным (крупным ученым) приехала в Ахты. Первым делом Алла попросила черный платок, которым обвязала голову, и вместе с мужем и близкими родными пошла на кладбище на могилу отца, где память вернула ее в детство.

Она всегда помнила и высоко ценила отца и говорила: "Отец до последнего вздоха не забывал меня". Чуть ли не все лето Алла Абдулгаевна с супругом пробыли в кругу родных в селении Ахты. Эти дни были для них праздником души, неожиданно свалившегося на них счастья и полного удовлетворения.

Как люди, глубоко понимающие красоту, они часами ходили по красивым старинным улочкам, восторгались природой и людьми, отмечали характерные пейзажи. "Все нравится, все так необычно, но очень близко сердцу", делилась она.

Эта поездка еще более укрепила родственные и земляческие связи Аллы Джалиловой. Часто в ее московской квартире появлялись племянники и племянницы. Когда Алла болела в 1983 г., она звонила в Махачкалу: "Приезжай, Баки!", и брат ездил ней, чтобы облегчить ее боли.
 
Выдающийся вклад Аллы Джалиловой в советское искусство был отмечен в "Балетной энциклопедии" (М,1981). Ахтынцы гордятся тем, что из их среды вышла талантливая балерина, имевшая большой успех на сцене Большого театра. Ее портрет висит в Ахтынском краеведческом музее.


С ней крепкой дружбой была связана первая дагестанская киноактриса Сафият Аскарова. Подаренные Сафият тонкие хрустальные рюмки с удивительно тонким и нежным звоном ныне находятся у Баки Абдулгаевича. Из них мы с ним пригубили коньяк в память о двух замечательных дочерях ахтынской земли. 

И все же, мне кажется, труд Аллы Джалиловой не был оценен по достоинству ни в России, ни в Дагестане. Что такое "Заслуженная артистка ДАССР" для великолепной балерины, отдавшей всю свою жизнь Большому театру и педагогической деятельности?!
 
Прав был Хасбулат Аскар Сарыджа, который говорил: "Мы, дагестанцы, в долгу перед своей землячкой. Алла Джалилова человек, который заложил основы профессионального искусства, своим трудом и достижениями окрылял души людей. Да, это была действительно мужественная женщина!".

Джонрид Ахмедов

Лезгинские известия, архив

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Вечер памяти великих ахтынок

9 апреля в Москве состоится вечер памяти Аллы Джалиловой и Сафият Аскаровой

В Аварском театре презентовали систему синхронного перевода

Лезгинский театр посвятил творчеству юбиляров-классиков дагестанской поэзии спектакль-концерт

Пакизат Азизова. Зов лезгинской сцены

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия