Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

"Основной упор на "коренные" языки"

О сложности языковой политики в Дагестане - беседа с Тимуром Айтберовым

В конце мая в Махачкале на базе Общественной палаты Республики Дагестан состоялось обсуждение будущего законопроекта "О языках народов Дагестана", о необходимости принятия которого говорил в начале года Глава Республики.
 
Предлагаем Вашему вниманию интервью с одним из участников этого обсуждения - профессором Дагестанского государственного университета, доктором исторических наук Тимуром Айтберовым, в беседе с которым мы обсудили сложности и проблемы языковой ситуации в Дагестане, а также перспективы ближайшего будущего.
 
Каковы Ваши ожидания от будущего законопроекта?
 
Если разработчиками закона будет полностью учтен западноевропейский опыт , прежде всего опыт уэльсцев и басков (первым делом двуязычные надписи и передачи политического характера, детские сады или группы в них и т.д.), то от инициативы Рамазана Абдулатипова будет большая польза.
 
Если же работа пойдет по лекалам наших "специалистов" по национальному вопросу , то все закончится пустословием, банкетами и получением ими денежных вознаграждений .
 
Как Вы считаете, на что следовало бы разработчикам законопроекта сделать особенный упор?
 
Во-первых, учесть мнение российских ученых и администраторов, которые разрабатывали вопросы языкового строительства на Восточном Кавказе в самом конце имперской эпохи, изложенные для нас в монографии выдающегося кавказоведа Трубецкого.
 
Во-вторых, не закрывать глаза на то, что на территории РД имеют хождение языки, которые яростно защищают независимые государства (азербайджанский) или российские республики. в которых государственная жизнь проводится на родном языке (чеченский ) , и есть у нас в Дагестане языки, которые языковеды характеризуют как "дагестанские по своей группе".
 
К примеру, в ХIХ - начале ХХ вв. на лакском языке издавались книги и газеты, этот язык имел распространение среди потомственных аристократов, проживавших за пределами Лакии, а также среди ученых-арабистов и ремесленников, но сейчас положение данного языка плачевное.
 
Относиться на официальном уровне к языку лакцев также как и к языкам азербайджанцев и чеченцев Дагестана будет неправильно, не справедливо. Лживая толерантность надоела, она губит дагестанцев, а это означает, что невзирая на записи в нашей конституции, появившиеся в советские годы, основной финансово-организационнный упор власти РД должны делать на языки "коренных" народов  - тех, которые не имеют государственности за пределами РД.

 

Этнографическая карта Дагестанской области (сведения 1886 года)

 

Каким образом по Вашему мнению можно противостоять усиливающемуся процессу утраты родных языков в Дагестане?
 
Одна сторона вопроса - опыт Великобритании, где созданы, с 60-х годов ХХ в.,  для "коренных" народов (участвовавших в построении Британской империи, хотя в предыдущие столетия и воевавшие с англичанами), о которых, кстати, "коренные" дагестанцы могут только мечтать, показал, что в условиях глобализации государственная политика, проводимая имперским Центром, может в отдельных случаях помочь сохранению и даже развитию языков, которые стоят за рамками "общегосударственного языка".
 
Другая сторона вопроса - мы, этнические дагестанцы, перемешались еще раз на протяжении нашей истории, причем это "смешение", носящее объективный характер (например, я потомственный хунзахец, но мои внуки рождены от акушинки, и таких примеров многие тысячи ) проходит на уровне правящей элиты РД, ее среднего класса, интеллигенции и простых тружеников-пастухов, виноградарей, земледельцев и рабочих.
 
Далее, в паспортах  РФ  национальность уже давно не указывается , да и как ее указывать в среде этнических дагестанцев, когда отец из Кумуха, а мать из Левашей, или наоборот.  Поэтому хорошо было бы провести в законопроект статью об обязательности изучения и усвоения какого-либо одного из "коренных" дагестанских языков.
 
Лезгин или аварец, являющийся жителем Азербайджана, ведь  обязательно изучает азербайджанский язык, а почему наши языки мы не должны уважать и отказываться  поднятия их статуса, по примеру соседей.
 
Следует вести общественно-политическую жизнь в районах РД на "коренных" языках Дагестана. Необходимо создать несколько телевизионных каналов для "коренных" дагестанских языков, как это сделано в Великобритании и Испании для валлийцев, басков и других тамошних народов, имеющих перспективу развития.
 
Только должна быть это частная инициатива, поддерживаемая, однако, налоговой и иной политикой государства. Без частной инициативы, частных затрат мы будем иметь перед собой просто очередную кормушку для лентяев, представляющих себя в качестве, к примеру, редакционного совета и т.д.
 
Какова Ваша позиция в вопросе сохранения языков малых народов Республики?
 
Во-первых, в Европе, когда говорят о малочисленных народах, за сохранение которых необходимо бороться, имеют в виду народности равные по численности, к примеру, чеченцам или лезгинам, то есть в 700000 или 1000000 чел.
 
В Шотландии пытаются возродить язык гэлов, в статусе одного из государство образующих народов страны, которых прежняя (британская) государственность старалась ассимилировать, причем в течении столетий.
 
Создали для этих 90000 чел. условия, о которых этнические дагестанцы могут только мечтать (школьное обучение в городах и селах, издание книг и газет, телевидение и т.д.), но после десяти лет работы по гэльскому возрождению численность гэлов упала - в языковом аспекте - до 70000 чел., что произошло даже в исторически гэльских , географически обособленных районах ( на островах ).
 
Во-вторых. Думающие люди из числа коренных дагестанцев предлагают делить наш народ не на многочисленные и малочисленные языково-культурные группы, а на общины, члены которых воевали за Дагестан не жалея своих жизней (например, багвалинцы или андийцы), и на общины, которые сдавались врагу после первого щелчка по носу, но зато много думали о своем благосостоянии и статусе.
 
В третьих. В РД  большинство представителей даже крупных народов относились и относятся к родным языкам наплевательски; вспомните, что писал на данную тему лезгинский ученый Гасан Алкадари.
 
Посмотрите на ситуацию в городах и поселках РД, где молодые мамаши - к примеру, аварки или даргинки, - в мусульманской одежде говорят с детьми по-русски; закатальцы рассказывают, что очень часто молодая  аварка, которая вышла замуж за человека аварской национальности отошедшего от крестьянской жизни, начинает демонстративно кричать своему малышу : гель бура, ибо она чувствует себя "культурной женщиной".

Ареалы распространения дагестанских языков (Автор: Юрий Коряков)

В четвертых. По вопросу сохранения малых народов Республики Дагестан нельзя, наверное, не учитывать текст известного этнографа Мусаева Гамзата, уроженца селения Шиназ Рутульского района.
 
Он написал на страницах своей книги по сути дела следующее: рутульский этнос - огромная ценность для всего человечества, но для его сохранения за пределами Рутул-дере в условиях глобализации следует построить в Прикаспии комнату из золота с хрустальными стенами.
 
Давайте поэтому  построим в РД тридцать таких комнат из чешского хрусталя на золотом каркасе, а все престижные должности в равнинных зонах, весь доходный бизнес передадим представителям малых народов РД.
 
В этом я вижу скрытую мысль, которая бродит в головах отдельных представителей малых народов РД, выступающих за свое сохранение - в качестве уникальных единиц человечества.
 
Не получится, нужно самим работать. Заключаю: моя позиция по вопросу сохранения языков такая - пусть каждый  коренной народ, имеющий свой язык, будь он многочисленнный или малочисленный, сам выбирает свое будущее и за это будущее нужно бороться.
 
Насколько понятно из тех небольших реплик и сообщений о содержании будущего законопроекта, число титульных (государственных) языков Республики Дагестан увеличится на порядка 20 языков. Как Вы оцениваете эту инициативу? Что она повлечет за собой? Насколько правильно наделять одинаковым статусом все языки вне зависимости от численности их носителей?
 
Когда увидим текст закона о языках Дагестана, хотя бы его проект, тогда и оценим.
 
Каким Вы видите в целом гармоничное сосуществование множества языков в Дагестане?
 
Ситуация в Азербайджане или в Чечне не оставляет сомнений в том, что языки дагестаноязычных племен могут сохраняться лишь там, где их "прикрывает " - как средство общения, - язык крупного близкородственного народа.
 
Всестороннее усиление языков крупных коренных народов Дагестана - единственный реальный ключ к сохранению дагестанских племенных наречий, а следовательно и малочисленных этносов Дагестана и северной зоны Азербайджана.

Беседовал Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Правительстве обсудили проект закона «О языках народов Дагестана»

Реплика о "языковом" законе

Появится ли закон о языках?

Обращение Асламбека Паскачева к Владиславу Грибу

Пресс-секретарь главы Дагестана назначен генеральным директором республиканской телекомпании

Комментарии (14)
Комментарий #14, дата: 08 июнь 2014 11:34

Цитата: Zaman
В целом "в фасаде" Айтберов говорит правильные вещи. Но вчитываясь, понимаешь, что есть некоторые противоречия и чуствуешь недосказанность, особенно про малые народы, которые сами должны бороться и "выживать", не говоря уже про "всестороннее усиление языков крупных коренных народов Дагестана для сохранения дагестанских "племенных наречий" (т.е. малые народы Дагестана  плавно превратились в племена, а их языки, которые довольно часто совсем непохожи на языки "крупного народа", к которым их не спросив приписали стали всего лишь "племенными наречиями")....
  Вызывает вопросы и введение закона об обязательности изучения языка одного из коренных народов Дагестана. Ну например, для кого и где будет проходить обучение, кто будет обучаться (если армяне, русские, евреи, татары, азербайджанцы проживающие в крупных городах республики, то какому языку будет отдано предпочтение- допустим в Каспийске?), как будет проходить финансирование (если деньги можно достать, то не лучше ли их потратить на усовершенствование учебного процесса по обучению родному языку среди самих дагестанцев?)?

  В точку! ++++++

  


Комментарий #13, дата: 07 июнь 2014 21:46

К сведению Пириви стха.

 Мад ак1 хьаначхьи, я стха. Вирибуру чиб авайдалай гзаф къалурзава - вуна вадра т1имиларзава чи халкь. Им дуьз рекъ туш, стха. Чибурукай садрани ч1урудаказ рахамир, чи арайра хьана к1анда късан гьуьрметар, ч1ехи-гъвеч1и, Аллагьдин луваррик кваз, чна чи късан фикирарни кьилиз акъудда - чи береярни-вахтар къведа, к1анзавайди гьар са касди, чибуру, вичелай аслу тир, жедай, крар дуьздаказ авун я! Гьавиляй, Стха, вуна гзаф рик1ик ктун тавуна, жуван халкьдал дамах къачуна, жезмайкьван шаддаказ, жувалай жедай късан крар ая. Чунни вири гьак1а.

   Чун кисна санал ацукьнаваш! Къенин, пакагьан йугъни авайди я!  


Комментарий #12, дата: 07 июнь 2014 21:10

Цитата: йцук
strong>пириви а в российских учебниках тоже нет упоминаний о коренных народах Краснодарского края - адыги.
 
Как ты на это смотришь ?
 
 

Более, чем упоминания о коренных народах (адыгских народах в Краснодарском крае) имеются в Российских учебниках - это, во-первых. Но, одновременно, согласен, что не в достаточном объёме. Главное - не это, а то, что у адыгских народов: адыгов, кабардинцев, черкессов, абазин, шапсугов имеются все необходимые государственные национально-политические условия (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Республика Адыгея, национальные районы и т.д.) для нормального сохранения и развития адыгских народов (государственный статус языка, культуры, территории и т.д.)   Так что, ситуация у адыгских народов в России, которые имеют соответствующие государственные условия развития своих народов (пусть даже на территориях относительно меньших, нежели исторических), координально отличается от положения Лезгинского, Аварского и др. коренных народов "Азербайджана", которые в этом      плане практически лишены всяких условий национального развития и преступно, на государственном уровне, подвергнуты ассимиляционно-дискриминационным процессам.  


Комментарий #11, дата: 07 июнь 2014 20:25

В целом "в фасаде" Айтберов говорит правильные вещи. Но вчитываясь, понимаешь, что есть некоторые противоречия и чуствуешь недосказанность, особенно про малые народы, которые сами должны бороться и "выживать", не говоря уже про "всестороннее усиление языков крупных коренных народов Дагестана для сохранения дагестанских "племенных наречий" (т.е. малые народы Дагестана  плавно превратились в племена, а их языки, которые довольно часто совсем непохожи на языки "крупного народа", к которым их не спросив приписали стали всего лишь "племенными наречиями")....

  Вызывает вопросы и введение закона об обязательности изучения языка одного из коренных народов Дагестана. Ну например, для кого и где будет проходить обучение, кто будет обучаться (если армяне, русские, евреи, татары, азербайджанцы проживающие в крупных городах республики, то какому языку будет отдано предпочтение- допустим в Каспийске?), как будет проходить финансирование (если деньги можно достать, то не лучше ли их потратить на усовершенствование учебного процесса по обучению родному языку среди самих дагестанцев?)?


Комментарий #10, дата: 07 июнь 2014 19:56

Цитата: йцук
strong>пириви а в российских учебниках тоже нет упоминаний о коренных народах Краснодарского края - адыги.
 
Как ты на это смотришь ?
 
 
Зато в российских учебниках не присваивают культурное наследие других народов.Во вторых в этих учебниках не утверждается что адыги появились в этом крае в результате колхозизации и переселения как пишут о лезгинах а АР.В третьих их не заставляют превращатся в славян и не считают их экзотической формой славян как в АР считают лезгин экзотической формой ТУрКов.Я никогда не был и не стану фанатом россии.Но то что творится в панТУрКистском аду с названием от персидской провинции не умещается в голову даже полоумного.И т.д и т.п перечислить все не хватает терпения.И еще в россии не сажают общественных активистов адыгов как в АР.Например Новрузали мамедов убит вместе с 2мя сыновями а Гилал Мамедов пока в тюряге.Выйдет он оттуда аль нет большой вопрос.


Комментарий #9, дата: 07 июнь 2014 18:09

[quote=ЛЕГИ-ЛЕ(З)ГИ][quote=пириви][quote=Ятаган]жду ответа от пириви и mihrana fellowА что здесь кто то утверждал что в 19 веке в Дербенте не проживали тюрки агузы?тюрки агузы это потомки переселенцев из северных провинций Ирана в качестве колонистов после иранского завоевания.любой завоеватель на новых территориях создает себе опору.Так и клан Алиевых переселил а АР 300-350тыс курдов как опору для себя.Но это же не значит что через 100-150 лет они будут автохтонами этой земли.и наконец если в Дагестане издания и историки утверждают что тюрки агузы жили в 19 веке в дагестане то почему нет ни одного азерского сайта или учебника который бы писал о том что лезгины жили на землях северных районов нынешней АР?Если есть скинь ссылку я прочту.Нас в АР около 450-500 тыс а ваша статистика говорит не более 180тыс.Жду ответа

Яда, Пириви, вуна "АР"-да авай чи Лезгияр вучиз тимил къалурзава?
Для начала, уважаемый Пириви, прежде, чем от имени Лезгинского Народа писать о численности Лезгин в "АР", ознакомьтесь, пожалуйста, со следующим официальным источником СМИ "Азербайджана":
  журнал "Элм вэ хаят", № 11, Баку, 1988 год, стр. 21, где написано: "Лезгины в Азербайджане составляют 9,6 % от общего числа населения республики, т.е. более 800 тысяч Лезгин. Фактически в Азербайджане проживает более 1 млн. 500 тысяч Лезгин".
Есть другие источники СМИ Азербайджана, например, журнал "Вокруг света" и др., где примерно такая же информация о численности Лезгин в "АР".
    А по исследованиям за 2004-2005 годы некоторых Французских и Британских независимых организаций численность Лезгин в "АР" колеблется в районе 2 млн. 500 тысяч человек! 
     В Государственной Думе Российской Федерации неоднократно официально из уст депутатов ГД РФ и самого       Председателя ГД РФ были также официально озвучены цифры о численности Лезгин в "Азербайджане" - более 800 тыс. человек! (при желании в Интернете ещё можно найти тексты выступления этих депутатов о разделённых народах).
     Поэтому, уважаемый Пириви стха, в своей базе данных рекомендую подкорректировать свои цифры о численности Лезгин в Азербайджане на уровне минимум от 800 тысяч чел., хотя и эта цифра слишком занижена. 
    Сагърай, Стха !
 [/quote]Я джан стха если чун 800тыс человек тий та бес хик ханаки тимил цапари жи ванал власть куна.Жи миллетиз вуш оценка жеда ки цапаривай чун игодик хюз жезва.Им позор тушни.вот поэтому 1.5млн лезгияр калурун стыдноя.Вот почему за чун тимиларзва.Саграй стха.

 


Комментарий #8, дата: 07 июнь 2014 12:05

пириви а в российских учебниках тоже нет упоминаний о коренных народах Краснодарского края - адыги.

 

Как ты на это смотришь ?

 

 


Комментарий #7, дата: 07 июнь 2014 03:03

[quote=пириви][quote=Ятаган]жду ответа от пириви и mihrana fellowА что здесь кто то утверждал что в 19 веке в Дербенте не проживали тюрки агузы?тюрки агузы это потомки переселенцев из северных провинций Ирана в качестве колонистов после иранского завоевания.любой завоеватель на новых территориях создает себе опору.Так и клан Алиевых переселил а АР 300-350тыс курдов как опору для себя.Но это же не значит что через 100-150 лет они будут автохтонами этой земли.и наконец если в Дагестане издания и историки утверждают что тюрки агузы жили в 19 веке в дагестане то почему нет ни одного азерского сайта или учебника который бы писал о том что лезгины жили на землях северных районов нынешней АР?Если есть скинь ссылку я прочту.Нас в АР около 450-500 тыс а ваша статистика говорит не более 180тыс.Жду ответа

Яда, Пириви, вуна "АР"-да авай чи Лезгияр вучиз тимил къалурзава?

Для начала, уважаемый Пириви, прежде, чем от имени Лезгинского Народа писать о численности Лезгин в "АР", ознакомьтесь, пожалуйста, со следующим официальным источником СМИ "Азербайджана":

  журнал "Элм вэ хаят", № 11, Баку, 1988 год, стр. 21, где написано: "Лезгины в Азербайджане составляют 9,6 % от общего числа населения республики, т.е. более 800 тысяч Лезгин. Фактически в Азербайджане проживает более 1 млн. 500 тысяч Лезгин".

Есть другие источники СМИ Азербайджана, например, журнал "Вокруг света" и др., где примерно такая же информация о численности Лезгин в "АР".

    А по исследованиям за 2004-2005 годы некоторых Французских и Британских независимых организаций численность Лезгин в "АР" колеблется в районе 2 млн. 500 тысяч человек! 

     В Государственной Думе Российской Федерации неоднократно официально из уст депутатов ГД РФ и самого       Председателя ГД РФ были также официально озвучены цифры о численности Лезгин в "Азербайджане" - более 800 тыс. человек! (при желании в Интернете ещё можно найти тексты выступления этих депутатов о разделённых народах).

     Поэтому, уважаемый Пириви стха, в своей базе данных рекомендую подкорректировать свои цифры о численности Лезгин в Азербайджане на уровне минимум от 800 тысяч чел., хотя и эта цифра слишком занижена. 

    Сагърай, Стха !

 


Комментарий #6, дата: 07 июнь 2014 00:04

Кстати ятаган на этом сайте были карты более ранней истории с ореалом исторического проживания лезгин на которые не было ни одного комента от аз-цев.Может вру?


Комментарий #5, дата: 06 июнь 2014 23:47

[quote=Ятаган]жду ответа от пириви и mihrana fellowА что здесь кто то утверждал что в 19 веке в Дербенте не проживали тюрки агузы?тюрки агузы это потомки переселенцев из северных провинций Ирана в качестве колонистов после иранского завоевания.любой завоеватель на новых территориях создает себе опору.Так и клан Алиевых переселил а АР 300-350тыс курдов как опору для себя.Но это же не значит что через 100-150 лет они будут автохтонами этой земли.и наконец если в Дагестане издания и историки утверждают что тюрки агузы жили в 19 веке в дагестане то почему нет ни одного азерского сайта или учебника который бы писал о том что лезгины жили на землях северных районов нынешней АР?Если есть скинь ссылку я прочту.Нас в АР около 450-500 тыс а ваша статистика говорит не более 180тыс.Жду ответа





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия