Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Южный Дагестан и языковой вопрос

Как обеспечить статус лезгинских языков в условиях Дагестана


 

 

Лезгинский язык наряду с другими дагестанскими языками имеет декоративный статус в Республике Дагестан (см. предыдущую статью «Чем больше, тем хуже?»). Такое положение, безусловно, резко отрицательно сказывается на его функциональности и востребованности. Это отнюдь не призрачные угрозы. Поэтому для лезгинского и, шире, лезгинских языков принципиальным является их положение в традиционном ареале распространения в Южном Дагестане и в столичном регионе.

 

Вопрос выделения языковых регионов в Республики Дагестан является весьма непростым. «Южнодагестанский» и «Столичный» регионы являются исключением в этом ряду, их границы довольно легко очертить.


Юждаг охватывает 10 муниципальных районов и два городских округа в юго-восточной части Дагестана, на территории которых большинство составляют лезгинские народы, включая и Дербентский район, данные по которому сильно искажены (см. статью «Подсчитали и просчитались – 2» в  газете «Настоящее время» №25 от 29 июня 2012 г.).


Однако решение языкового вопроса с учетом интересов и потребностей всех языковых общностей Юждага также представляет собой нетривиальную задачу. Языки, распространенные на территории Юждага, можно разделить на несколько категорий.

 

Во-первых – это наиболее распространенный в Юждаге лезгинский язык. Лезгины являются самым крупным народом этого региона и составляют половину его населения. Они доминируют в половине муниципальных образований, в пяти – абсолютно (Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамхюрский, Сулейман-Стальский районы), в одном – относительно (город Дербент). В трех – лезгины находятся на втором месте, представляя собой значимое меньшинство (особенно в Хивском районе, а также в Дербентском районе и Дагогнях; по переписи в последнем МО они уступают второе место азербайджанцам). Кроме того лезгины проживают в восточной части Рутульского района.

 

Во-вторых – это языки малочисленных народов: агульский, рутульский, цахурский и татский. Носители малочисленных лезгинских языков распространены в основном в Рутульском и Агульском районах, а также на севере Курахского и западе Ахтынского районов. За пределами своего исторического расселения в Юждаге они, как правило, не представляют собой значительное меньшинство (исключение селение Гелинбатан в Табасаранском районе, преимущественно населенное агулами).

 

Ареал бытования татского языка за последние два века резко сократился. Но нельзя исключить его восстановления в будущем. Подавляющее большинство «азербайджанских» сел Дербентского (за исключением северной части) и Табасаранского района – татские по происхождению, во многих из которых до сих пор живут носители татского языка.


В-третьих – это табасаранский язык. Он занимает некое промежуточное положение между первыми двумя категориями. Табасараны находятся на втором месте по численности в Юждаге (по данным последней переписи – на третьем), но их доля составляет лишь 1/5. Табасараны абсолютно доминируют в Табасаранском и Хивском районах, относительно – в Дагогнях, составляют значительное меньшинство в Дербенте и Дербентском районе.


В отдельную категорию следует выделить азербайджанцев, чей язык является государственным в соседней Азербайджанской Республике. Удельный вес этой третьей по численности этноязыковой группы  в  Юждаге не достигает 20% населения (по переписи они располагаются на 2-ом месте и их доля чуть превышает 20%). Они проживают в Дербентском районе, составляя в нем относительное большинство (по данным переписи – абсолютное большинство, но их численность там сильно завышена), а также являются значимым меньшинством в Дербенте, Дагогнях и Табасаранском районах.

 

Однако азербайджанская общность является неоднородной. Жители селения Нижний Катрух Рутульского района, которых причисляют к азербайджанцам, все чаще заявляют о себе как о самостоятельном народе – катрухцах. Также некоторым образом обособляются терекеменцы – носители особого терекеменского диалекта, проживающие на севере Дербентского района. Остальная часть нынешних азербайджанцев была в прошлом татоязычной (в сельской местности) и персоязычной (в Дербенте).


На территории Юждага имеются и носители других дагестанских языков, основной ареал которых расположен в других частях Дагестана: различных диалектов даргинского, многие из которых на самом деле являются отдельными языками, как, например, кайтагский (север Дербентского и Агульского районов), а также лакского и аварского (Рутульский район). Их можно выделить в последнюю пятую категорию.


Русскую языковую общность отдельно рассматривать не имеет смысла по двум причинам. Во-первых, русский язык является государственным на всей территории России. Во-вторых, этнические русские составляют незначительное меньшинство даже в городе Дербенте (менее 4%) и их языковые права полностью обеспечены.


Выделенные пять категорий можно также разделить на две группы. Первая из них является приоритетной, охватывая те языки, которые должны получить особый статус и в отношении которых должны применяться первоочередные меры по поддержке и сохранению. В нее входят лезгинские языки и татский язык, то есть первые три категории.

 

Во второй группе находятся языки, для которых Юждаг является периферией ареала их распространения (строго говоря, таты и цахуры также гораздо более широко расселены в Азербайджанской Республике, однако они являются там непредставленными народами, подобно и другим лезгинским народам).


Таблица 1. Разделение языков в Южном Дагестане по группам и категориям.

Категория

Языки

Характеристика

Распространение

 

Первая группа: «приоритетные» языки

1

лезгинский

сильно

распространенный

Районы: Ахтынский, Дербентский (в основном на юге), Докузпаринский, Курахский, Магарамхюрский, Рутульский (самый восток),

Сулейман-Стальский,

Хивский (южная часть),

гг. Дербент и Дагестанские Огни

2

агульский

малочисленные

Районы: Агульский, Курахский (северная часть), Табасаранский (с. Гелинбатан), гг. Дербент и Дагестанские Огни

рутульский

Районы: Рутульский, Ахтынский (с. Хнов), город Дербент

цахурский

Рутульский район (юго-западная часть)

татский

Город Дербент, районы: Дербентский (центральная часть) и Табасаранский (восточная часть)

3

табасаранский

распространенный

Районы: Табасаранский, Хивский (центр и север), Дербентский (дисперсно по всей территории), гг. Дербент и Дагестанские Огни

Вторая группа: «периферийные» языки

4

азербайджанский

распространенный

Районы: Дербентский (на юге менее распространен), Табасаранский (восточная часть), гг. Дербент и Дагестанские Огни

5

даргинский (включая кайтагский и другие идиомы)

ограниченно распространенные

Районы: Дербентский и Агульский (северная часть), гг. Дербент и Дагестанские Огни

лакский

Рутульский район (селения Аракул и Верхний Катрух)

аварский

Рутульский район (с. Кусур)

 

В пределах Юждага можно различить три уровня, в которых за теми или иными языками закрепляется статус официальных. Первый местный уровень – отдельные сельские поселения и пгт. Второй местный уровень – муниципальные районы и городские округа. Третий уровень – Юждаг.


Такой подход позволит использовать избирательность для всех языков Юждага в наделении тем или иным статусом на конкретной территории, исходя из реальных потребностей для развития каждого языка и целесообразности.

 

На первом уровне, в зависимости от этнического состава отдельных населенных пунктов, должны быть представлены языки всех пяти категорий, носители которых имеют моноэтнические поселения в Юждаге.


На этом уровне необходимо предоставить возможность ведения школьного образования и обеспечения работы органов местного самоуправления на основном языке в мононациональных поселениях или на нескольких – в смешанных по национальному составу населенных пунктах, а также обеспечить и другие сферы их применения. Такие языки можно для упрощения назвать местными.


На втором местном уровне в силу своей  малочисленности языки пятой категории уже не могут попасть в статус официальных. Уровень муниципальных районов и городских округов гораздо более значим. Если обеспечить полноценное функционирование официальных языков на этом уровне, то языки, получившие такой статус, можно будет сохранить и успешно развивать. Особенно это касается языков малочисленных народов. В силу этноязыковой неоднородности многих районов целесообразно привести границы муниципальных образований в соответствии с языковыми, в той мере, в которой это возможно.


Самая сложная языковая ситуация на этом уровне наблюдается в Дербентском районе, городах Дербент и Дагестанские Огни. Если взять за основу 20%-ный ценз, то в Дагестанских Огнях официальными языками должны стать табасаранский, лезгинский (по данным переписи доля лезгин меньше 20%) и азербайджанский. А в Дербенте и Дербентском районах лезгинский (в последнем по данным переписи удельный весь лезгин также меньше 20%) и азербайджанский.

 

Если же установить 10%-ную планку, то во всех трех муниципальных образованиях (МО) статус официальных языков получают и лезгинский, и табасаранский, и азербайджанский языки. Также рациональным решением было бы выделение из Дербентского района Белиджинского (такие попытки предпринимались ранее) с преимущественным лезгинским населением. Это упростило бы решение языкового вопроса в этой смешанной этноязыковой зоне.


Довольно много в Дербентском районе проживает носителей даргинских диалектов. Их совокупная доля превышает 10% (по данным переписи – меньше). Однако, по крайней мере, один из даргинских диалектов или, точнее, языков – кайтагский следует рассматривать отдельно. Таким образом, в отдельности удельный вес ни одного из даргинских языков не достигает 10% и, тем более, 20%.   


В Табасаранском районе официальным языком должен стать только табасаранский, несмотря на значительное распространение азербайджанского языка (более 10%, но менее 20%). Дело в том, что на азербайджанский язык там перешли некоторые табасаранские села (Ерси, Зиль, Цанак…) и все татские села, расположенные в восточной части района. Это тем более важно, что на данный момент только в Табасаранском районе табасаранский язык, защита которого должна стать одним из приоритетов языковой политики в Юждаге, может быть единственным официальным. Наличие «моноязыкового» района крайне необходимо для полноценного развития табасаранского языка.

 

В соседнем с ним Хивском районе должно функционировать два официальных языка табасаранский и лезгинский. Однако, для облегчения языкового вопроса разумно было бы разбить Хивский район на лезгинскую и табасаранскую части (с возможным присоединением к Сулейман-Стальскому и Табасаранскому районам соответственно).

 

В отношении всех малочисленных народов кроме носителей татского языка наиболее приемлемой и достаточно простой задачей является создание отдельных национальных районов, наподобие Абазинского в Карачаево-Черкесии. В них объединятся все или большая часть селений данных народов в Юждаге. В принципе, они уже есть: это Рутульский и Агульский районы. Для цахуров таким районом могла бы стать юго-западная часть Рутульского района (так называемый Горный Магал).

 

В этих образованиях помимо создания наиболее благоприятных условий для повышения функциональности агульского, рутульского и цахурского языков должны использоваться другие меры по поддержке саморазвития малочисленных народов, которые отражены в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

 

Что касается татского языка, то его хранителями ныне являются почти исключительно горские евреи, проживающие в основном в Дербенте, которые называют свой язык – джухури. Однако их численность в связи с массовым выездом очень сильно сократилась. Поэтому создание национального Татского района в нынешних условиях неактуально. Однако следует использовать экстерриториальные формы поддержки татского языка и культуры.

 

В оставшихся пяти районах (Ахтынском, Докузпаринском, Курахском, Магарамхюрском и Сулейман-Стальском) единственным официальным языком должен быть лезгинский язык.

 

Таблица 2. Языковое деление Южного Дагестана

Муниципальные районы и городские округа

Официальные языки (второй местный уровень)

Местные языки (первый местный уровень)

1

г. Дербент

лезгинский

азербайджанский

табасаранский ?

-

2

г. Дагестанские Огни

табасаранский

лезгинский

азербайджанский

-

3

Агульский район

агульский

агульский

даргинский

4

Ахтынский

лезгинский

лезгинский

рутульский

5

Белиджинский район

(южная часть

Дербентского района) ?

лезгинский

лезгинский

табасаранский

азербайджанский

татский ?

рутульский ?

агульский?

6.

Дербентский район

(без южной части)

азербайджанский

табасаранский

 

азербайджанский

табасаранский

даргинский

лезгинский

агульский ?

кайтагский ?

татский ?

7

Докузпаринский район

лезгинский

лезгинский

8

Курахский район

лезгинский

лезгинский

агульский

9.

Магарамхюрский район

лезгинский

лезгинский

10

Сулейман-Стальский район (с южной частью Хивского района ?)

лезгинский

лезгинский

11

Рутульский район

(без юго-западной части)

рутульский

рутульский

лакский

азербайджанский

лезгинский ?

(рациональней сельсовет Хлютский присоединить к Ахтынскому району)

12

Табасаранский район (с северной частью Хивского района ?)

табасаранский

табасаранский

азербайджанский

агульский

татский ?

13

Цахурский район (юго-западная часть Рутульского района) ?

цахурский

цахурский

аварский

 

В Дербенте, являющемся центром Южного Дагестана, помимо официальных языков должны поддерживаться и все языки первой (приоритетной) группы. В нем должны функционировать соответствующие культурные и образовательные учреждения, теле- и радиовещание,  служащие этой цели.


Что касается статуса регионального языка, то из всех языков в Юждаге именно лезгинский более всего подходит на эту роль. Причем не только по демографическим причинам, но и культурно-историческим. На территории нынешнего Южного Дагестана лезгинский язык выполнял роль «лингва франка», особенно до распространения азербайджанского языка, но и после этого.


Лезгинским языком владела значительная часть взрослого мужского населения из числа представителей других лезгинских народов. В настоящее время определенная часть азербайджанцев также знает лезгинский язык.


Область распространения табасаранского языка значительно уже, что наряду с небольшим количеством его носителей делает совершенно нерациональной и трудноосуществимой процедуру придания ему регионального статуса. Однако для того, чтобы табасаранский язык, наряду с другими лезгинскими языками, получил самые широкие возможности для своего развития, уместно было бы Табасаранский  район превратить в национальный район. Во всех национальных районах (Табасаранском, Агульском, Рутульском и Цахурском) в качестве приемлемой меры целесообразно применение политики положительной языковой дискриминации. Ее главная суть заключалась бы в необязательности изучения регионального языка в общеобразовательных учреждениях.

 

Во всех остальных районах региональный (лезгинский) язык должен быть включен в обязательную школьную программу. В органах власти на региональном языке и госучреждениях Юждага лезгинский язык должен употребляться наряду с государственным языком России – русским.


Претворение в жизнь такого подхода позволит сохранить языковое богатство Южного Дагестана и приоритетно развивать местные языки, к которым будут применяться особые меры защиты и поддержки.

Амиль Саркаров

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лезгинский вопрос на культурном форуме

Чем больше, тем хуже?

«Гора языков»… государственных

Население уезжает из Юждага

29-31 марта 2011 г. в г. Пятигорске состоится семинар ''Моделирование применения Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств в Республике Дагестан''.

Комментарии (15)
Комментарий #15, дата: 17 июль 2014 01:30

Согласен с sajidin. Не стоит писать тут всякую ерунду и вводить в заблуждение читателей. Не Яраг, а Араг. В Кварчагской долине никаких "ихних" сел не было. Наличие части пришлого нелезгинского населения в некоторых лезгинских селах не повод называть их "ихними".


Комментарий #14, дата: 16 июль 2014 15:07

Цитата: САМУР
Цитата: mihran
а где расселены собственно таты.Горские евреи носители татского языка-джухури. А таты сами куда исчезли? Как понять? Ассимилировались в кого?

 
С. Нюгди не далеко от Белиджей, с. Ярагъ возле Касумкента, кIорчагъ дере Касумкентский район много сел были ихние, наконец Дербент много проживало  80-х, потом уехали в основном в Израиль, правда сейчас возвращаются потихоньку. Да и вдоль трассы Дербенть-садика мост, встречаются несколько старые кладбище. В городе Куба и в Кубинском районе много проживало. Их Родина там где им хорошо!

 

Я могу добавит следующее. Человек не знающий истории старается докозать какая-ерунду. Выще пишет, что с Нюгди от Белиджей, с. Яраг возле Касумкентский район много сел были ихние, т.е. еврейскми.  Подними тексты из истории Дагестана или трехтомник Горцы Дагестана. На самом деле евреи проживали в селе Ага-Араге, в Кочаге, в Хенжал-келе и Марач. Сперва они вели торговые дела. постепненно заселилис в эти села, чтобы вести торговые дела. Но сказать, что эти села являлись еврейскими, и что постепенно в эти сели возвращаются беженцы, вранье. Мы рад принимать гостей, пожалуйста. На приписать лезгинских сел еврейскими - должен быть стидно. Из Израиля пусть скажет в какое из этих сел возвратились На счет Нюгди не могу спорить Это село посколько я знаю - еврейское, и то после ухода из этих краев армян.


Комментарий #13, дата: 16 июль 2014 13:55
разных народа говорящих примерно на одном языке, но этничнски не связанных друг с другом. Не считая тово что в советское время многие горские евреи записывались татами.

Комментарий #12, дата: 16 июль 2014 13:47
Цитата: САМУР
Цитата: mihran
а где расселены собственно таты.Горские евреи носители татского языка-джухури. А таты сами куда исчезли? Как понять? Ассимилировались в кого?

 
С. Нюгди не далеко от Белиджей, с. Ярагъ возле Касумкента, кIорчагъ дере Касумкентский район много сел были ихние, наконец Дербент много проживало  80-х, потом уехали в основном в Израиль, правда сейчас возвращаются потихоньку. Да и вдоль трассы Дербенть-садика мост, встречаются несколько старые кладбище. В городе Куба и в Кубинском районе много проживало. Их Родина там где им хорошо!
Спасибо за инфу Самур.Почему то мне всегда казалось что таты и горские евреи два абсолютно

САМУР
Комментарий #11, дата: 16 июль 2014 07:28

Цитата: mihran
а где расселены собственно таты.Горские евреи носители татского языка-джухури. А таты сами куда исчезли? Как понять? Ассимилировались в кого?

 

С. Нюгди не далеко от Белиджей, с. Ярагъ возле Касумкента, кIорчагъ дере Касумкентский район много сел были ихние, наконец Дербент много проживало  80-х, потом уехали в основном в Израиль, правда сейчас возвращаются потихоньку. Да и вдоль трассы Дербенть-садика мост, встречаются несколько старые кладбище. В городе Куба и в Кубинском районе много проживало. Их Родина там где им хорошо!


Комментарий #10, дата: 15 июль 2014 15:58

Цитата: Tahar
Хивский район - искусственное образование, которое давно пора упразднить....Распределение земель района в Табасаранский и С.-Стальский
В общем, так и было. Хивский бьл создан путем отщепления территорий от С.-Стальского и Таб-ского раойнов.


САМУР
Комментарий #9, дата: 15 июль 2014 13:28

[quote=Артур]span style="font-family: 'Arial Black','sans-serif';">Уважаемый Самур! Жду вашего ответа  на мой комментарий,  оставленный в теме «Эхо лезгин в ООН»

 

89245167109


Комментарий #8, дата: 15 июль 2014 12:34

К тому же Хновцы не понимают рутульского языка так же как и лезгинского,по сути это самостоятельный хинский язык.

А таты превратились в азеров.


Комментарий #7, дата: 15 июль 2014 10:34
а где расселены собственно таты.Горские евреи носители татского языка-джухури. А таты сами куда исчезли? Как понять? Ассимилировались в кого?

Комментарий #6, дата: 14 июль 2014 22:53

Статья по делу. Предложения Амиля Саркарова обоснованные. Цахурам давно было необходимо предоставить собственный район, без этого им сложно развивать свою самобытность на собственной земле. Хивский район - искусственное образование, которое давно пора упразднить, поскольку права лезгин там хронически ущемляются. Если лезгину не позволяют занять должность руководителя района, в чем тогда смысл нахождения лезгин в составе этого района? Распределение земель района в Табасаранский и С.-Стальский позволило бы, к тому же, сократить госрасходы и создать полноценный национальный Табасаранский район.

Обособление Хнова от Ахтынского р-на бесперспективно с экономической точки зрения, поскольку соединить удобной дорогой Хнов с Рутулом попросту нереально. Строить же туннель сквозь высокогорный хребет Кябяк-тепе власти Дагестана никогда не будут. Присоединение лезгинского Хлюта (не забудьте и про три заброшенных лезгинских села напротив) к Ахтынскому р-ну напрашивается и не требует никаких расходов. Границы Хлютского сельсовета хорошо известны и естественным образом примыкают к Ахтынскому району.

Белиджинский район давно бы создали, если бы не противодействие клана Курбановых и поддерживающих его аваро-даргино-кумыкских властей республики. Эта позорная шайка казнокрадов панически боится усиления лезгин на юге, которое непременно произойдет в случае создания Белиджинского района.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия