Лакзи Маммус, как предтеча Яраги
Великий ученый, заложивший ученую традицию в землях лезгин
07 08 2014, 15:01
Просмотров: 14 568
Комментарии: 1
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / ИсторияНаш сайт уже рассказывал о некогда забытом нами выдающемся ученом 11 века из Дербента Лакзи Юсуфе. Сегодняшний же рассказ пойдет о другом выдающемся сыне Лакза – Лакзи Маммусе, также забытом нашим поколением.
Над возвращением этих имен из небытия долгие годы трудился известный ученый Аликбер Аликберов, сотрудник Института востоковедения РАН. А ведь, Маммус аль-Лакзи, как пишут некоторые, является на сегодня чуть ли не самым ранним документально подтвержденным мусульманским ученым из числа лезгин такого уровня.
По сути, Маммус аль-Лакзи является самой значимой фигурой до Мухаммад аль-Яраги на духовном небосклоне лезгинского и остальных дагестанских народов. Он был самой образованной религиозной фигурой своего времени в Дербенте, заложившим фундамент интеллектуальной традиции на Восточном Кавказе.
К тому же проживание аль-Лакзи в Дербенте лишний раз подтверждает, что лезгины и народы Южного Дагестана проживали в этом городе испокон веков и испокон веков же приобщались к самому передовому для своего времени интеллектуальному наследию мирового уровня.
Родословная аль-Лакзи
Маммус аль-Лакзи по господствовавшей в то время арабской традиции носил длинное имя Маммус ибн аль-Хасан ибн Мухаммад Абу Абдаллах ад-Дарбанди аль-Лакзи. Он жил приблизительно в 1040-1110 годы.
Был знатоком хадисов (преданий пророка Мухаммада, мир ему) и историком, одним из влиятельнейших шайхов Баб аль-Абваба, как в те годы назывался легендарный город Дербент.
Родился он также в городе Дербент в семье выходцев из Биляд Лакз - "Страны лезгин", государственного образования к юго-западу от Дербентского имарата. Отец его также был известным знатоком хадисов и историком по имени Абу-ль-Валид аль-Хасан ибн Мухаммад ад-Дарбанди аль-Балхи ас-Суфи (ум. в 1064 г.).
Дербент
Абу-ль-Валид - личность, также широко известная мусульманским биографам. По свидетельству источников, Абу-ль-Валид - ученик "имама мухаддисов (знатока хадисов) Мавараннахра (современной Средней Азии)" и автора "Истории Бухары" Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада аль-Гунджара (ум. в 1021 г.).
Абу-ль-Валид получил от аль-Гунджара право на дальнейшую передачу текста "Истории Бухары". У Абу-ль-Валида обучался другой видный ученый аль-Хатиб аль-Багдади, автор многотомной «Истории Багдада».
Сам автор «Истории Багдада» в своем труде неоднократно ссылается на Абу-ль-Валида ад-Дарбанди. Причем на этом роль аль-Багдади в жизни семьи лезгинских ученых не завершилась. Поскольку аль-Багдади далее обучал уже сына Абу-ль-Валида – самого Маммуса аль-Лакзи.
Низамийи Багдада и Цахура
Кроме того, аль-Лакзи учился в различных городах Халифата, в том числе в Багдаде, Самарканде и Бухаре. Возможное самое большое влияние на формирование личности аль-Лакзи оказала его учеба в знаменитом на весь мир багдадском медресе ан-Низамийа.
Это медресе было основано в середине 11 века в Багдаде могущественным вазирем Низамом аль-Мульком. Низам аль-Мульк назначил главой этого медресе выдающегося исламского богослова и философа тех лет — Абу Хамида аль-Газали.
Медресе считалось крупнейшим высшим учебным заведением Средневековья. Среди выпускников Низамийи были многие известные исламские богословы. Основатель берберской династии аль-Мувахидун, ибн Тумарт, посещал медресе и учился у Абу Хамида аль-Газали.
Цахурский медресе
В 1096, когда аль-Газали оставил преподавание в Низамийи и под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покинул Багдад, здесь обучалось 3000 студентов. В 1116 г. в медресе преподавал Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани.
В последующие годы в ан-Низамийи учились Саади, известный персидский поэт, а также Бахауддин ибн Шаддад, арабский историк и мусульманский правовед, биограф Салах ад-Дина Аййуби.
Однако Низамийя существовала не только в Багдаде. Под этим же названием в те годы была учреждена целая группа из нескольких исламских учебных заведений, построенных Низам аль-Мульком в 11 веке по всему исламскому миру.
Низамийи были построены практически в каждом более или менее крупном городе, среди которых Багдад, Нишапур, Балх, Герат и Исфахан. Низамийя была построена даже в дагестанском селе Цахур.
Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира, среди которых были и такие известные учёные, как аль-Газали, аль-Джувейни, Абу Исхак аш-Ширази и многие другие.
При медресе были организованы крупные библиотеки. Учеба была бесплатной, студентам также предоставлялось бесплатное питание и проживание. Многие известные исламские богословы являлись выпускниками этих медресе.
Политический и духовный рост
Происхождение и основательное образование позволили аль-Лакзи стать придворным историографом Хашимидов, правителей Дербентского имарата. Он, по утверждению ученого Аликбера Аликберова, наиболее вероятный автор хроники "Тарих Баб аль-Абваб ва-Ширван".
Это хроника "История Дербента и Ширвана", хорошо известная исследователям, до недавнего времени считалась анонимной. После сельджукского завоевания Дербента и прихода к власти династии Аглабидов в 1075 году аль-Лакзи был вынужден покинуть город.
Старый Багдад
Он вынужден
был поселиться в Багдаде, где стал последователем Абу Бакра Мухаммада аль-Марвази,
известного как ибн аль-Хадиба ад-Даккак (умер в 1095 г.). В Багдаде аль-Лакзи
поддерживал связи с ашаритами и суфиями, в частности с суфием-ханбалитом Абу-ль-Хусайном
ибн ат-Туйури (умер в 1107 г.), учеником Абу-ль-Касима аль-Кушайри (умер в 1071
г.). Аль-Лакзи был знаком с крупнейшими учеными своего времени: руководителем мадраса ан-Низамийа в Багдаде Абу Исхаком аш-Ширази, Абу Насром аль-Кушайри, Абу Хамидом аль-Газали.
Он оказывал всяческую поддержку начинающим ученым, в частности Мусе ибн Ибрахиму аль-Лакзи, который по рекомендации своего покровителя изучал шафиитское право в ан-Низамийи под руководством аль-Газали.
Впоследствии Муса аль-Лакзи успешно работал в Бухаре, где в свое время обучался сам аль-Лакзи и его отец. Один из учеников аль-Лакзи - суфий Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (умер в первой половине XII века), автор "Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик" ("Базилик истин и сад тонкостей").
Абу Бакр ад-Дарбанди обязан своему учителю
знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с тем же аль-Газали, ибн
аль-Хадибой и его дочерью Каримой аль-Марвазийа (умерла в 1098 г.).
Статья подготовлена по материалам книги «Эпоха
классического ислама на Кавказе» А. Аликберова
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны: