Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лакзи Маммус, как предтеча Яраги

Великий ученый, заложивший ученую традицию в землях лезгин

 

Наш сайт уже рассказывал о некогда забытом нами выдающемся ученом 11 века из Дербента Лакзи Юсуфе. Сегодняшний же рассказ пойдет о другом выдающемся сыне Лакза – Лакзи Маммусе, также забытом нашим поколением.
 
Над возвращением этих имен из небытия долгие годы трудился известный ученый Аликбер Аликберов, сотрудник Института востоковедения РАН. А ведь, Маммус аль-Лакзи, как пишут некоторые, является на сегодня чуть ли не самым ранним документально подтвержденным мусульманским ученым из числа лезгин такого уровня.

По сути, Маммус аль-Лакзи является самой значимой фигурой до Мухаммад аль-Яраги на духовном небосклоне лезгинского и остальных дагестанских народов. Он был самой образованной религиозной фигурой своего времени в Дербенте, заложившим фундамент интеллектуальной традиции на Восточном Кавказе.
 
К тому же проживание аль-Лакзи в Дербенте лишний раз подтверждает, что лезгины и народы Южного Дагестана проживали в этом городе испокон веков и испокон веков же приобщались к самому передовому для своего времени интеллектуальному наследию мирового уровня.

Родословная аль-Лакзи
 
Маммус аль-Лакзи по господствовавшей в то время арабской традиции носил длинное имя Маммус ибн аль-Хасан ибн Мухаммад Абу Абдаллах ад-Дарбанди аль-Лакзи. Он жил приблизительно в 1040-1110 годы.
 
Был знатоком хадисов (преданий пророка Мухаммада, мир ему) и историком, одним из влиятельнейших шайхов Баб аль-Абваба, как в те годы назывался легендарный город Дербент.
 
Родился он также в городе Дербент в семье выходцев из Биляд Лакз - "Страны лезгин", государственного образования к юго-западу от Дербентского имарата. Отец его также был известным знатоком хадисов и историком по имени Абу-ль-Валид аль-Хасан ибн Мухаммад ад-Дарбанди аль-Балхи ас-Суфи (ум. в 1064 г.).
 

 Дербент


Абу-ль-Валид - личность, также широко известная мусульманским биографам. По свидетельству источников, Абу-ль-Валид - ученик "имама мухаддисов (знатока хадисов) Мавараннахра (современной Средней Азии)" и автора "Истории Бухары" Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада аль-Гунджара (ум. в 1021 г.).
 
Абу-ль-Валид получил от аль-Гунджара право на дальнейшую передачу текста "Истории Бухары". У Абу-ль-Валида обучался другой видный ученый аль-Хатиб аль-Багдади, автор многотомной «Истории Багдада».
 
Сам автор «Истории Багдада» в своем труде неоднократно ссылается на Абу-ль-Валида ад-Дарбанди. Причем на этом роль аль-Багдади в жизни семьи лезгинских ученых не завершилась. Поскольку аль-Багдади далее обучал уже сына Абу-ль-Валида – самого Маммуса аль-Лакзи.
 
Низамийи Багдада и Цахура

Кроме того, аль-Лакзи учился в различных городах Халифата, в том числе в Багдаде, Самарканде и Бухаре. Возможное самое большое влияние на формирование личности аль-Лакзи оказала его учеба в знаменитом на весь мир багдадском медресе ан-Низамийа.
 
Это медресе было основано в середине 11 века в Багдаде могущественным вазирем Ни­замом аль-Муль­ком. Низам аль-Мульк назначил главой этого медресе выдающегося исламского богослова и философа тех лет — Абу Хамида аль-Газали.
 
Медресе считалось крупнейшим высшим учебным заведением Средневековья. Среди выпускников Низамийи были многие известные исламские богословы. Основатель берберской династии аль-Мувахидун, ибн Тумарт, посещал медресе и учился у Абу Хамида аль-Газали.
 

 Цахурский медресе


В 1096, когда аль-Газали оставил преподавание в Низамийи и под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покинул Багдад, здесь обучалось 3000 студентов. В 1116 г. в медресе преподавал Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани.
 
В последующие годы в ан-Низамийи учились Саади, известный персидский поэт, а также Бахауддин ибн Шаддад, арабский историк и мусульманский правовед, биограф Салах ад-Дина Аййуби.
 
Однако Низамийя существовала не только в Багдаде. Под этим же названием в те годы была учреждена целая группа из нескольких исламских учебных заведений, построенных Низам аль-Мульком в 11 веке по всему исламскому миру.
 
Низамийи были построены практически в каждом более или менее крупном городе, среди которых Багдад, Нишапур, Балх, Герат и Исфахан. Низамийя была построена даже в дагестанском селе Цахур.
 
Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира, среди которых были и такие известные учёные, как аль-Газали, аль-Джувейни, Абу Исхак аш-Ширази и многие другие.
 
При медресе были организованы крупные библиотеки. Учеба была бесплатной, студентам также предоставлялось бесплатное питание и проживание. Многие известные исламские богословы являлись выпускниками этих медресе.
 
Политический и духовный рост
 
Происхождение и основательное образование позволили аль-Лакзи стать придворным историографом Хашимидов, правителей Дербентского имарата. Он, по утверждению ученого Аликбера Аликберова, наиболее вероятный автор хроники "Тарих Баб аль-Абваб ва-Ширван".
 
Это хроника "История Дербента и Ширвана", хорошо известная исследователям, до недавнего времени считалась анонимной. После сельджукского завоевания Дербента и прихода к власти династии Аглабидов в 1075 году аль-Лакзи был вынужден покинуть город.
 

Старый Багдад
Он вынужден был поселиться в Багдаде, где стал последователем Абу Бакра Мухаммада аль-Марвази, известного как ибн аль-Хадиба ад-Даккак (умер в 1095 г.). В Багдаде аль-Лакзи поддерживал связи с ашаритами и суфиями, в частности с суфием-ханбалитом Абу-ль-Хусайном ибн ат-Туйури (умер в 1107 г.), учеником Абу-ль-Касима аль-Кушайри (умер в 1071 г.).
 
Аль-Лакзи был знаком с крупнейшими учеными своего времени: руководителем мадраса ан-Низамийа в Багдаде Абу Исхаком аш-Ширази, Абу Насром аль-Кушайри, Абу Хамидом аль-Газали.
 
Он оказывал всяческую поддержку начинающим ученым, в частности Мусе ибн Ибрахиму аль-Лакзи, который по рекомендации своего покровителя изучал шафиитское право в ан-Низамийи под руководством аль-Газали.
 
Впоследствии Муса аль-Лакзи успешно работал в Бухаре, где в свое время обучался сам аль-Лакзи и его отец. Один из учеников аль-Лакзи - суфий Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (умер в первой половине XII века), автор "Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик" ("Базилик истин и сад тонкостей").
 
Абу Бакр ад-Дарбанди обязан своему учителю знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с тем же аль-Газали, ибн аль-Хадибой и его дочерью Каримой аль-Марвазийа (умерла в 1098 г.).
Статья подготовлена по материалам книги «Эпоха классического ислама на Кавказе» А. Аликберова

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Сын Хиналуга – Хаким Хунлики

Лакзи Юсуф и Дарбанд-нама

Татарские внуки лезгинского шейха

История Лезгистана не горит

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 11 август 2014 22:03

Интересно было бы знать, что эти "учёные" открыли, что они создали полезного для жизни людей на Земле?

Или все они такие "учёные", о которых дагестанский профессор И.Шамов сказал: "...взять, к примеру, профессора Магомеда Абдуллаева, исследовавшего большой пласт мусульманской культуры в Дагестане с XIII и до начала XX века. За всё это время он открыл для потомков имена максимум пятидесяти человек, которых теперь многие именуют дагестанскими учёными. Но что это за учёные? Всё это богословы. И среди них нет ни одного человека, который внёс бы действительно что-то существенное хотя бы одну область науки"?




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия