Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

От Хаджи-Давуда до Надир-шаха

Хронология и преемственность освободительной войны Ширвана и Дагестана

Горцы Дагестана перед сражением с Надир-шахом

Эпоха Хаджи-Давуда и освободительной войны народов Ширвана и Дагестана недостаточно подробно освещена в современной исторической литературе. Оттого в историческом сознании нашего поколения существует определенная путаница в хронологии, причинах и преемственности многих исторических событий и процессов.
 
Это касается и того, как соотносились друг с другом освободительная борьба жителей Ширвана под руководством Хаджи-Давуда против Сефевидской империи и подобная же освободительная борьба жителей Дагестана против Надир-шаха через несколько десятилетий.
 
Освобождение Ширвана
 
Ситуацию в ту эпоху была такой, что к началу 18 века Восточный Кавказ уже около 200 лет находился под властью империи Сефевидов. Эта династия была основана Исмаилом I в начале 16 века, который был родом Ардебиля в Иранском Азербайджане. 
 
Именно в эпоху Сефевидов шиизм утверждается в качестве господствующего течения в Иране. Созданное ими государство также называлось «Доулет-е Кызылбаш» - Кызылбашское государство. 
 
Кызылбаши, дословно «красноголовые» - это наименование основного массива племен Сефевидской империи. Они получили такое имя, оттого что носили на своих чалмах 12 красных полос в память о 12 шиитских имамах.


Империя Сефевидов

За 200 лет владычества над Восточным Кавказом Сефевиды принесли сюда жестокую эксплуатацию, усиление налогового гнета, нарастающий произвол сефевидской администрации, а также религиозное давление на местных мусульман.
 
Желая выжать из этого благодатного края больше доходов, сефевиды устроили на Кавказе настоящий террор. Поэтому нет ничего удивительного в том, что доведённые до отчаяния народы Восточного Кавказа поднимали одно восстание за другим, желая сбросить с себя ненавистное иноземное иго.
 
Именно в этот период и начинается первый этап освободительного движения народов Восточного Кавказа. Он начался с первых антииранских восстаний в 1707-1708 гг. и продлился примерно до 1728 года.
 
В начале этого периода против Сефевидов восстали лезгины, цахуры и аварцы, проживающие в областях Ширван, Шеки, Ках, Джар, Белоканы, Илису, Гянджи и Барды. Для подавления этих восстаний Сефевиды бросили огромные силы, но попытки усмирить восставший народ были тщетны. 


Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Эти разрозненные восстания удалось со временем объединить выходцу из лезгинской области Мюшкюр по имени Хаджи-Давуд. Хаджи-Давуд был имамом своей области, очень проницательным и волевым человеком.
 
Именно он превратил стихийные восстания суннитских народов Восточного Кавказа против Сефевидов в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения их власти в регионе.
 
Одной из самых сложных задач на этом пути было взятие восставшими хорошо укрепленных Сефевидами местных городов Шемаха, Дербент и Баку. Для этих целей Хаджи-Давуд обратился за помощью к правителям горских областей Дагестана.
 
На призыв Хаджи-Давуда откликнулись Ахмед-хан Кайтагский, Сурхай-хан Гази-Кумухский, Али-Султан Цахурский и Ибрагим Куткашенский. Взятие в 1721 году объединенными силами горцев-суннитов столицы Ширвана – города Шемахи положило конец 200-летнему владычеству Сефевидов в этом регионе.
 
Шемаху Хаджи-Давуд превратил в столицу воссозданного суннитского государства в Ширване. В последующем силам Хаджи-Давуда удалось взять также и Барду. Он также предпринимал неоднократные попытки взять и Дербент, и другие города Восточного Кавказа. Однако, данный этап борьбы подходит к концу смертью Хаджи-Давуда в 1728 году.


Освобождение Дагестана

 
Второй этап освободительной войны на Восточном Кавказе связан со сменой на иранском престоле Сефевидской династии на Афшаридскую в 1736 году. Это была династия туркоманского происхождения родом из Хорасана. Ей удалось править Ираном с 1736 по 1750 год.
 
Ее основателем был персидский полководец Надир-шах, выходец из туркоманского  племени афшаров. Именно он в 1736 году сверг последнего представителя династии Сефевидов и провозгласил себя шахом Ирана.
 
Надир-шах расширил пределы своей империи от Дели в Индии до Дагестана на Восточном Кавказе. Надир-шаху удалось заключить мир с Российской империей, которая признала власть Надир-шаха над Восточным Кавказом.


Шемаха

Надир-шах, покончив со своими походами в Индию, вторгся в Дагестан, чтобы утвердить в его горах окончательно свою власть. Однако народы Дагестана имели на этот счет свое мнение. 
 
Дело в том, что правление Афшаридов принесло горцам Восточного Кавказа новую волну кровавых ужасов, настоящего террора местного населения и жестокий налоговый гнет. Причем не меньшие, чем предыдущая династия Сефевидов.
 
Народы Южного Дагестана, на которых обрушилась вся тяжесть первых ударов армии Афшаридов до сих пор хранят в памяти народные плачи по тому, как захватчики вырывали глаза жителям Дербента и топтали конницей женщин и детей, связанных на току для молотьбы пшеницы.
 
Вольные горцы, лет 15 назад уничтожившие владычество Сефевидов в Ширване, восстали на этот раз против иноземного гнета, чтобы уничтожить власть Афшаридов в Дагестане.


Надир-шах с приближенными

Дербент восстал первым в 1736 году, причем в год утверждения Надир-шаха на троне. Афшаридам удалось жестоким образом утопить восстание в крови. Оставшихся в живых повстанцев Дербента Надир-шах велел переселить в Хорасан, а вместо них заселить Дербент жителями глубинных областей Ирана. 
 
Жестокость чужеземцев, поборы, голод, произвол шахских властей буквально взорвали и остальные области Дагестана. Надир-шах ответил на восстание в Дагестане отправкой многочисленных карательных отрядов.
 
Один из карательных отрядов под командованием Ибрагим-хана, брата Надир-шаха, был практически полностью уничтожен горцами Дагестана. Из 32-тысячной иранской армии спаслось бегством лишь около 8 тысяч человек. Сам Ибрагим-хан погиб вместе со многими знатными военачальниками, ханами и султанами.

Надир-шах пришел в ярость и решил сам усмирить непокорных горцев. Летом 1741 года со 100-тысячной армией Надир-шах вторгся в Дагестан. На сопротивление горцев шах отвечал невиданными зверствами, полностью уничтожив первые попавшиеся на пути несколько десятков аулов Южного Дагестана.
 
Народы Дагестана – лезгины, лаки, табасараны, агулы, рутулы, цахуры, аварцы и даргинцы сплотились перед лицом завоевателя в единый кулак и поднялись все как один. На данном этапе борьбы значительную роль в объединении горцев сыграл лакский владетель Сурхай-хан Гази-Кумухский.
 
После серии сокрушительных поражений, нанесенных горцами передовым отрядам Надир-шаха, объединенное дагестанское войско дало захватчикам генеральное сражение у подножия Турчидага и в местности Андалал.
 
Пять дней продолжалось кровопролитное сражение, в котором Надир-шах потерпел сокрушительное поражение. Надир-шах с позором бежал из Дагестана, теряя по пути остатки своей армии. А через несколько лет шах был убит.

 


Сурхай-хан Гази-Кумухский

 

Итоги
 
Итогом этих трагических событий стало осознание правителями Ирана невозможности покорения горцев Восточного Кавказа силой. Именно после череды поражений в Ширване и Дагестане и после окончательного разгрома армии Надир-Шаха в Иране родилась пословица «Если шах глуп, то пусть идет войной на Лезгистан», под которым тогда понимали весь Восточный Кавказ и Дагестан, в частности.
 
Далее, Ширван и Дагестан – как две крупные области Восточного Кавказа, сформировавшиеся после краха Кавказской Албании, были самым тесным образом связаны друг с другом. И события в одной области гулким эхом отдавались в другой.
 


Дербент

При этом Ширван было больше связан с городской политической культурой, а Дагестан с политической культурой вольных горских джамаатов. Тем не менее, в борьбе за свою свободу жители Ширвана и Дагестана всегда ощущали братьями по происхождению и по оружию. 
 
Однако, к великому нашему сожалению, с годами это единство Ширвана и Дагестана все больше и больше терялось. И современное поколение даже с трудом может представить, что еще совсем недавно они были так тесно связаны друг с другом.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Сефевидская гордость Азербайджана

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Хаджи-Давуд – герой, имам и полководец

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (9)
Комментарий #9, дата: 07 ноябрь 2014 00:28

Цитата: Аль Таир Анти
Цитата: Tahar
Автор пишет: "Кызылбаши, дословно «красноголовые» - это наименование основного массива племен Сефевидской империи".
Небольшое уточнение. Под термином "кызылбаши", как правило, подразумевались лишь тюркоязычные племена этого государства, составлявшие военную опору династии Сефевидов вплоть до правления Аббаса I. Сефевидская империя во все времена была многонациональным государством, в котором тюрки неизменно составляли меньшинство населения. У лезгин и других горских народов Кавказа термин "кызылбаши", как и "каджары", носил собирательный характер.

 
 

кызылбашами персов называли потму что у них волосы на голове и бороде были крашены ХННОЙ....

 

Это не так.


Комментарий #8, дата: 06 ноябрь 2014 23:28

Цитата: Tahar
Автор пишет: "Кызылбаши, дословно «красноголовые» - это наименование основного массива племен Сефевидской империи".
Небольшое уточнение. Под термином "кызылбаши", как правило, подразумевались лишь тюркоязычные племена этого государства, составлявшие военную опору династии Сефевидов вплоть до правления Аббаса I. Сефевидская империя во все времена была многонациональным государством, в котором тюрки неизменно составляли меньшинство населения. У лезгин и других горских народов Кавказа термин "кызылбаши", как и "каджары", носил собирательный характер.
 
 
кызылбашами персов называли потму что у них волосы на голове и бороде были крашены ХННОЙ....


Комментарий #7, дата: 06 ноябрь 2014 22:56

Хаджи Дауд понимая, что силы не равны обратился к Российскому императору... Император когда поинтересовался кто такой Хаджи Дауд, то получил ответ... ЧТО - ЭТО БАНДИТ И АБРЕК КОТОРЫЙ ПОДНЯЛ БУНТ И ЗАХВАТИЛ ВЛАСТЬ В ЛЕЗГИСТАНЕ... ещё одна ошибка Лезгин... Нет аналитического центра по обработке информации... просто говоря РАЗВЕДКИ... Вот шпионы и лазутчики в правительстве России, которые рабртали на турков и персов сделали своё чёрное дело... ОЧЕРНИЛИ ХАДЖИ ДАУДА ПЕРЕД "БЕЛЫМ" ЦАРЁМ... И к этому ещё в Шеки были убиты Российские купцы... и всё свалили на Лезгин...


Комментарий #6, дата: 06 ноябрь 2014 22:50

Прах Хаджи  Давуда нужно вернуть на Родину и перезахоронить как Царя  с соответствующими почестями .                                               Гуьрметлу  Гаджи  стха. В одной из статьей своих  вами дано роль волка в жизни наших предков и мне представился случай дать комментарии ,в котором обратился к вам с просьбой найдите в мировой практике народов использование сравнения волка с орлом ,потому что мои исследования привели к такому логическому завершению .Так вот вчера,я слышал по телевизору один из пород орлов по своему поведению и характеру называли крылатым волком-летающим волком.  Гаджи Алхасову с уважением   Легбар


Комментарий #5, дата: 06 ноябрь 2014 22:47

Статья нужная...хотя есть некоторые неточности и недосказки... 
Хаджи Дауд не умер, а был подло обманут турками... под предлогом ведения договора об оказании военной помощи со стороны турков... был приглашён в стамбул... турки пожелали чтобы вся семья Хаджи Дауда приехала погостить в турцию... и как всегда Лезгинская доверчивость (которая и сейчас нас, нашу нацию уничтожает) поверил и повёз всех своих родных... А там дали немного отдохнуть и "арестовали" - не дали вернуться в Дагестан... Отправили на поселение в турецкую часть Греции... Так Хаджи Дауд был обманом отлучён от правления... Потому что вёл независимую от персов, турков и России политику...


Комментарий #4, дата: 06 ноябрь 2014 19:47

пора подумать об издании книги о Хаджи Давуде и представить мировой общественности-что бы его везде признали как Воина воевавшим за свободу Лезгинского народа.Желательно на русском английском (можно и на азтуркском).


Комментарий #3, дата: 05 ноябрь 2014 15:44

Спасибо за статью Фариде Санджах, за возвращение народу памяти на исторические события из прошлого. Жаль только, что наше прошлое мы вынуждены познавать  часто от чужих и чуждых объективности "историков", которые решают свои политические задачи. Вспомнились слова одного из мудрецов прошлого - Конфуция, который сказал: "Если хочешь воспитать из сына патриота, дай ему изучить историю его родины".


Комментарий #2, дата: 03 ноябрь 2014 19:06

Какая героическая борьба нашего народа.А посмотриш теперь на его состояние и поймеш под каким унизительным игом панТУрКизма он находиться.Как нам нужен сейчас Хаджи Давуд и единство Дагестанцев и как хорошо это понимает наш исторический ПОДЛЕЙШИЙ враг.


Комментарий #1, дата: 02 ноябрь 2014 02:07

Автор пишет: "Кызылбаши, дословно «красноголовые» - это наименование основного массива племен Сефевидской империи".

Небольшое уточнение. Под термином "кызылбаши", как правило, подразумевались лишь тюркоязычные племена этого государства, составлявшие военную опору династии Сефевидов вплоть до правления Аббаса I. Сефевидская империя во все времена была многонациональным государством, в котором тюрки неизменно составляли меньшинство населения. У лезгин и других горских народов Кавказа термин "кызылбаши", как и "каджары", носил собирательный характер.

 

 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия