Сефевидская гордость Азербайджана
Тюркские и исламские противоречия в формировании азербайджанского сознания
04 04 2015, 16:21
Просмотров: 14 908
Комментарии: 20
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / ИсторияКонница Сефевидов
История формирования исторического сознания азербайджанцев – достаточно тонкий вопрос для специалистов. Самое интересное, что это формирование происходило в жестком противостоянии двух мощнейших тюркских держав Средневековья – Османской и Сефевидской империй.Тюркское
противостояние
Что
касается Османского государства, что оно было создано в 1299 году тюркскими
племенами Османа I в северо-западной Анатолии. После взятия Константинополя в
1453 году Османское государство стало именоваться империей. Империя достигла
наибольшего возвышения в 1590 году.
Примерно
к этим годам на восточных окраинах Османской империи, на северных землях
современного Ирана начинает формироваться другое тюркское государство –
Сефевидское. Главной
опорой Сефевидов стало объединение тюркских кочевых племён, известное как
кызылбаши.
Противоречие
и даже противоборство между двумя тюркскими империями возникло из-за того, что
эти два государства стали оплотом двух разных направлений ислама. Так,
османские правители не только были суннитами, но и даже перехватили титул
суннитских верховных правителей у арабских халифов.
Что
же касается Сефевидов, то после того, как в 1501 году сефевидский шейх Исмаил I
провозгласил себя шахом Персии, он объявил шиитский ислам государственной
религией в созданном им государстве. Уникальным моментом здесь было то, что тюркский правитель объявил себя правителем Ирана.
Кстати, название тюркских племен, ставших опорой Сефевидской империи – кызылбаши – переводится, как «красноголовые». Это название связано с тем, что они носили чалму с двенадцатью пурпурными полосками в честь двенадцати шиитских имамов, по версии шиитов, трагически погибших от рук суннитских правителей.
Поскольку
в те годы религиозное сознание играло ключевую роль, две тюркские империи
сошлись друг с другом в смертельной схватке. Несмотря на почти абсолютное
языковое родство.
Отношения
кызылбашей с османами изначально были напряжёнными — особенно после того,
как в 1501 году от имени Исмаила был издан указ, содержащий, по шиитским
обычаям, проклятие трёх первых халифов.
После
первых стычек между Османами и Сефевидами последовало несколько крупных войн, в
которых сунниты Османы взяли верх над шиитами Сефевидами. После эпохи
Хаджи-Давуда, изгнавшего Сефевидов с Восточного Кавказа, их династия прекратила
своё существование, и к власти пришла шиитская же туркменская династия Афшаридов
во главе с известным Надир-шахом.
Исследователь истории Азербайджана средних веков, сотрудник Института истории Национальной академии наук Азербайджана Шаин Фарзали считает, что Сефевидского шаха Исмаила стравила с Османским султаном Селимом христианская Европа, чтобы добиться взаимоуничтожения двух великих тюркских государств – шиитского и суннитского.
«Шах Исмаил
Сефеви положил начало трагическому для всего Ислама и тюркского мира
суннитско-шиитскому противостоянию, от которого выиграла Европа, а пострадали
мусульмане, - отметил он, - Если бы не было войны между Сефевидским и Османским
государствами, мировая карта сейчас была бы другая».
Место Сефевидов в
историческом сознании Азербайджана
Примечательно,
что в современном Азербайджане Сефевидов считают своими прямыми предками, а шах Исмаил I объявлен
историческим символом азербайджанского единения. Достаточно сказать, что этот азербайджанский монарх
единственный, которому в Баку установлен памятник, рядом со станцией
метрополитена, названной «Хатаи».
Вот что пишут о шахе Исмаиле азербайджанские сайты: «В школьных учебниках азербайджанцев всегда приводится факт восшествия им на престол в 1501 году, когда Исмаилу было всего 14 лет.
Но прежде
основания им могучего государства Сефевидов полководец-подросток в 12 лет
собрал кызылбашей и другие тюркские племена, и с семитысячной армией направился
на Ширван.
Разгромив
армию ширваншаха Фарруха Ясара и убив его, но вскоре победил под Нахчываном в
воинском сражении двоюродного брата Фарруха, и победно вступив в Тебриз,
провозгласил себя шахом».
В
сегодняшнем Азербайджане шах Исмаил представлен, как мудрый руководитель,
который расширял и укреплял государство Сефевидов, «умудряясь одновременно
творить литературные произведения, сделавшие его классиком азербайджанской
поэзии».
Кроме того, и лидер Афшаридской династии – Надир-шах, который перехватил власть в Иране после падения Сефевидов, также входит в современном Азербайджане в число великих правителей и полководцев.
Несовпадение историй с народами Дагестана
Для
современного азербайджанского политического сознания шах Исмаил является, как
утверждается «символом единения Северного и Южного Азербайджана», под которыми
понимаются Азербайджан Иранский и современный Азербайджан, созданный на землях
Кавказской Албании.
Азербайджанским
историкам и общественности следует с большей осторожностью и уважением
относиться к своей истории… Турки относятся ко всем своим историческим деятелям
с уважением. С таким же уважением азербайджанцы должны воспринимать значение шаха
Исмаила», - заявил на встрече с молодыми учеными и журналистами, сотрудник
Института истории Национальной академии наук Азербайджана Т.Мустафазаде.
Кроме того, обе тюркские династии – Сефевиды и Афшариды в современном Азербайджане воспринимаются также как историческое опровержение устоявшегося в мире представления об Иране, как фарсидском государстве.
Памятник шаху Исмаилу в Баку
Оттого
современные азербайджанские историки называют, по крайней мере Сефевидское
государство – азербайджанским государством. «Шах Исмаил был великим основателем
азербайджанского Сефевидского государства, которое неправильно называют в мире
иранским. Эта мировая ошибка должна быть исправлена, - сказал на упоминавшейся
встрече Ф. Агамалы.
При этом, тот факт, что обе эти тюркские династии шиитского толка входят предметом гордости в политическую идеологию современного Азербайджана, порождает в азербайджанской элите и простом населении раздражение тем, что народы Дагестана видят в этих династиях завоевателей.
Конечно,
сегодня, в 21 веке, и народы Дагестана, и народы Азербайджана должны с максимально
холодной головой относиться к истории войн и завоеваний на наших землях. Точно
так же, как сегодня относятся россияне, французы и немцы к истории завоеваний
Наполеона и Второй мировой войны.
Оттого, и завоевания Сефевидов в Ширване, включивших раздробленные земли Кавказской Албании в свою шиитскую империю, и завоевания Надир-шаха в Дагестане, и поочередный разгром сефевидских войск коалицией дагестанских правителей во главе с Хаджи-Давудом и разгром войск Надир-шаха в Дагестане – должны изучаться историками наших стран предельно объективно и отстраненно от современной политики.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.