Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сефевидская гордость Азербайджана

Тюркские и исламские противоречия в формировании азербайджанского сознания

 Конница Сефевидов

История формирования исторического сознания азербайджанцев – достаточно тонкий вопрос для специалистов. Самое интересное, что это формирование происходило в жестком противостоянии двух мощнейших тюркских держав Средневековья – Османской и Сефевидской империй.

Тюркское противостояние

Что касается Османского государства, что оно было создано в 1299 году тюркскими племенами Османа I в северо-западной Анатолии. После взятия Константинополя в 1453 году Османское государство стало именоваться империей. Империя достигла наибольшего возвышения в 1590 году.

Примерно к этим годам на восточных окраинах Османской империи, на северных землях современного Ирана начинает формироваться другое тюркское государство – Сефевидское. Главной опорой Сефевидов стало объединение тюркских кочевых племён, известное как кызылбаши.

Противоречие и даже противоборство между двумя тюркскими империями возникло из-за того, что эти два государства стали оплотом двух разных направлений ислама. Так, османские правители не только были суннитами, но и даже перехватили титул суннитских верховных правителей у арабских халифов.

Что же касается Сефевидов, то после того, как в 1501 году сефевидский шейх Исмаил I провозгласил себя шахом Персии, он объявил шиитский ислам государственной религией в созданном им государстве. Уникальным моментом здесь было то, что тюркский правитель объявил себя правителем Ирана.

Кстати, название тюркских племен, ставших опорой Сефевидской империи – кызылбаши – переводится, как «красноголовые». Это название связано с тем, что они носили чалму с двенадцатью пурпурными полосками в честь двенадцати шиитских имамов, по версии шиитов, трагически погибших от рук суннитских правителей.

Армия Османского султана Селима

Поскольку в те годы религиозное сознание играло ключевую роль, две тюркские империи сошлись друг с другом в смертельной схватке. Несмотря на почти абсолютное языковое родство.

Отношения кызылбашей с османами изначально были напряжёнными — особенно после того, как в 1501 году от имени Исмаила был издан указ, содержащий, по шиитским обычаям, проклятие трёх первых халифов.

После первых стычек между Османами и Сефевидами последовало несколько крупных войн, в которых сунниты Османы взяли верх над шиитами Сефевидами. После эпохи Хаджи-Давуда, изгнавшего Сефевидов с Восточного Кавказа, их династия прекратила своё существование, и к власти пришла шиитская же туркменская династия Афшаридов во главе с известным Надир-шахом.

Исследователь истории Азербайджана средних веков, сотрудник Института истории Национальной академии наук Азербайджана Шаин Фарзали считает, что Сефевидского шаха Исмаила стравила с Османским султаном Селимом христианская Европа, чтобы добиться взаимоуничтожения двух великих тюркских государств – шиитского и суннитского.

 Битва при Чалдыране между Османской империей и государством Сефевидов

«Шах Исмаил Сефеви положил начало трагическому для всего Ислама и тюркского мира суннитско-шиитскому противостоянию, от которого выиграла Европа, а пострадали мусульмане, - отметил он, - Если бы не было войны между Сефевидским и Османским государствами, мировая карта сейчас была бы другая».

Место Сефевидов в историческом сознании Азербайджана

Примечательно, что в современном Азербайджане Сефевидов считают своими прямыми предками, а шах Исмаил I объявлен историческим символом азербайджанского единения. Достаточно сказать, что этот азербайджанский монарх единственный, которому в Баку установлен памятник, рядом со станцией метрополитена, названной «Хатаи».

Вот что пишут о шахе Исмаиле азербайджанские сайты: «В школьных учебниках азербайджанцев всегда приводится факт восшествия им на престол в 1501 году, когда Исмаилу было всего 14 лет.

 Горцы Дагестана перед битвой с Надир-шахом

Но прежде основания им могучего государства Сефевидов полководец-подросток в 12 лет собрал кызылбашей и другие тюркские племена, и с семитысячной армией направился на Ширван. 

Разгромив армию ширваншаха Фарруха Ясара и убив его, но вскоре победил под Нахчываном в воинском сражении двоюродного брата Фарруха, и победно вступив в Тебриз, провозгласил себя шахом».

В сегодняшнем Азербайджане шах Исмаил представлен, как мудрый руководитель, который расширял и укреплял государство Сефевидов, «умудряясь одновременно творить литературные произведения, сделавшие его классиком азербайджанской поэзии». 

Кроме того, и лидер Афшаридской династии – Надир-шах, который перехватил власть в Иране после падения Сефевидов, также входит в современном Азербайджане в число великих правителей и полководцев.

 Надир-шах с приближенными

Несовпадение историй с народами Дагестана

Для современного азербайджанского политического сознания шах Исмаил является, как утверждается «символом единения Северного и Южного Азербайджана», под которыми понимаются Азербайджан Иранский и современный Азербайджан, созданный на землях Кавказской Албании.

Азербайджанским историкам и общественности следует с большей осторожностью и уважением относиться к своей истории… Турки относятся ко всем своим историческим деятелям с уважением. С таким же уважением азербайджанцы должны воспринимать значение шаха Исмаила», - заявил на встрече с молодыми учеными и журналистами, сотрудник Института истории Национальной академии наук Азербайджана Т.Мустафазаде.

Кроме того, обе тюркские династии – Сефевиды и Афшариды в современном Азербайджане воспринимаются также как историческое опровержение устоявшегося в мире представления об Иране, как фарсидском государстве.

Памятник шаху Исмаилу в Баку 

Оттого современные азербайджанские историки называют, по крайней мере Сефевидское государство – азербайджанским государством. «Шах Исмаил был великим основателем азербайджанского Сефевидского государства, которое неправильно называют в мире иранским. Эта мировая ошибка должна быть исправлена, - сказал на упоминавшейся встрече Ф. Агамалы.

При этом, тот факт, что обе эти тюркские династии шиитского толка входят предметом гордости в политическую идеологию современного Азербайджана, порождает в азербайджанской элите и простом населении раздражение тем, что народы Дагестана видят в этих династиях завоевателей.

 Хаджи-Давуд, правитель Ширвана

Конечно, сегодня, в 21 веке, и народы Дагестана, и народы Азербайджана должны с максимально холодной головой относиться к истории войн и завоеваний на наших землях. Точно так же, как сегодня относятся россияне, французы и немцы к истории завоеваний Наполеона и Второй мировой войны. 

Оттого, и завоевания Сефевидов в Ширване, включивших раздробленные земли Кавказской Албании в свою шиитскую империю, и завоевания Надир-шаха в Дагестане, и поочередный разгром сефевидских войск коалицией дагестанских правителей во главе с Хаджи-Давудом и разгром войск Надир-шаха в Дагестане – должны изучаться историками наших стран предельно объективно и отстраненно от современной политики.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Распад Османской империи сегодня

Так был ли Азербайджан или нет? (депутат против vox populi)

От Хаджи-Давуда до Надир-шаха

Валерий Коровин: Дагестан – маленькая модель империи

Азербайджан и Турция напишут общетюркскую историю

Комментарии (20)
Комментарий #10, дата: 09 апрель 2015 18:12

Цитата: Gatagvi
"Кроме того, и лидер Афшаридской династии – Надир-шах, который перехватил власть в Иране после падения Сефевидов, также входит в современном Азербайджане в число великих правителей и полководцев."
 
Странно, а почему у немцев Гитлер, наряду с Бисмарком и Вильгельмом, не входит число великих правителей и полководцев?
 

 

Вы тогда задайтесь вопросом, почему Юлий Цезарь, Александр Македонский, Атилла, Чингизхан - все они входят в число величайших правителей и полководцев, хотя и были завоевателями и покоряли целые народы. Не спрашивали себя об этом? Вы образованный человек? 


Комментарий #9, дата: 09 апрель 2015 18:10

Цитата: пириви
span style="font-weight: normal;">При этом, тот факт, что обе эти тюркские династии шиитского толка входят предметом гордости в политическую идеологию современного Азербайджана, порождает в азербайджанской элите и простом населении раздражение тем, что народы Дагестана видят в этих династиях завоевателей.   Чихать на то что их там раздражает а мы должны открыто заявить что Хатаи что  Надир-Шах являются в наших глазах шелудивыми бешенными псами и точка.Уверяю вас что их сразу престанет раздражать. Сразу поймут.

 

что за оскорбления? "шелудивые псы"? это великие правители великой империи. в вашей истории не было и не будет людей такого же уровня величия. да, они завоеватели. да, вы имеете право их ненавидеть. но это не отменяет того факта, что это исторические личности с большой буквы. 

И кстати, меня абсолютно не раздражает тот факт, что лезгины в частности не любят Шаха Исмаила Хатаи и плохо относятся к Сефевидам в целом. Это история давно минувших дней. Меня удивляет что вы не можете жить сегодняшним днем а тонете в своей ненависти, и ненавидите все азербайджанское по этой же причине. Вы даже дальше собственного носа не видите, что Азербайджан и Дагестан вообще могли бы быть самыми близкими союзниками и соседями. Вы сами себе создаете врагов, вот и все.


Комментарий #8, дата: 09 апрель 2015 18:06

Цитата: Муграгъжув
идов-шиитов и их последующего массового переселения на благодатные земли Ширвана-Арана имевшие на тот момент именно персидский облик. Династия ширваншахов во время которой наблюдался действительно расцвет культуры в Аране ими также была уничтожена. Потомки того населения котор

 

интересная мысль, но мне непонятно, какой "великий народ" вы имеете в виду в первом абзаце своего поста?

 

Также откуда у вас инфа о том, что Аран имел суннитский облик? Это легенда, рассказываемая среди лезгин, чтобы обосновать свои претензии на территории Ширвана. Для меня это было забавным открытием в свое время. 

 

Также непонятно почему приход к власти тех же Сефевидов в Персии для вас факт, вызывающий сожаление? Кроме вашей предвзятости по отношению к тюркам и азербайджанцам в частности, есть какие-то объективные факторы?


Комментарий #7, дата: 08 апрель 2015 13:22
Туркмены как в Иране, в Ираке и в самом Туркменистане со смехом и издевательством воспринимают сам факт наличия нации под названием азарбайджанец и факт присвоения Афшаридов.

Комментарий #6, дата: 06 апрель 2015 18:39

Цитата: Муграгъжув
Олд, от моря до моря все-таки как бы тебе не хотелось это двуединое государство не простирается сплошным массивом. К счастью в свое время удалось отстоять хотя бы часть земель другому действительно великому народу.
 
Статья получилась очень хорошая и интересная. Династия ширваншахов имела арабское происхождение а со временем они иранизировались но тюркское влияние стало доминирующим именно после победы сефевидов-шиитов и их последующего массового переселения на благодатные земли Ширвана-Арана имевшие на тот момент именно персидский облик. Династия ширваншахов во время которой наблюдался действительно расцвет культуры в Аране ими также была уничтожена. Потомки того населения которые не перешли на тюркский это современные таты и талыши.
 
И только Хаджи-Давуд в 18 веке смог вернуть на какое-то время изначальный суннитский облик Арану-Ширвану но к сожалению игры больших держав сделали так что тюркские династии завладевшие великим Ираном потом снова вернулись и привели новые волны тюрок-шиитов
 
 
Причем уважаемый насколко все заметили земли этого действительно великого народа увеличились и дай бог увеличаться и дальше.Пример достойный подажания.


Комментарий #5, дата: 05 апрель 2015 12:23

"Кроме того, и лидер Афшаридской династии – Надир-шах, который перехватил власть в Иране после падения Сефевидов, также входит в современном Азербайджане в число великих правителей и полководцев."

 

Странно, а почему у немцев Гитлер, наряду с Бисмарком и Вильгельмом, не входит число великих правителей и полководцев?

 


Комментарий #4, дата: 04 апрель 2015 22:19
При этом, тот факт, что обе эти тюркские династии шиитского толка входят предметом гордости в политическую идеологию современного Азербайджана, порождает в азербайджанской элите и простом населении раздражение тем, что народы Дагестана видят в этих династиях завоевателей.   Чихать на то что их там раздражает а мы должны открыто заявить что Хатаи что  Надир-Шах являются в наших глазах шелудивыми бешенными псами и точка.Уверяю вас что их сразу престанет раздражать. Сразу поймут.

Комментарий #3, дата: 04 апрель 2015 22:08

C Ирана сняли санкции и она будет очень сильно развиваться так еще посмотрим в какую сторону свалиться азербайджан.Столкновение Турции и Ирана неизбежно.Вот тогда наступит момент истины.


Комментарий #2, дата: 04 апрель 2015 20:54

Олд, от моря до моря все-таки как бы тебе не хотелось это двуединое государство не простирается сплошным массивом. К счастью в свое время удалось отстоять хотя бы часть земель другому действительно великому народу.

 

Статья получилась очень хорошая и интересная. Династия ширваншахов имела арабское происхождение а со временем они иранизировались но тюркское влияние стало доминирующим именно после победы сефевидов-шиитов и их последующего массового переселения на благодатные земли Ширвана-Арана имевшие на тот момент именно персидский облик. Династия ширваншахов во время которой наблюдался действительно расцвет культуры в Аране ими также была уничтожена. Потомки того населения которые не перешли на тюркский это современные таты и талыши.

 

И только Хаджи-Давуд в 18 веке смог вернуть на какое-то время изначальный суннитский облик Арану-Ширвану но к сожалению игры больших держав сделали так что тюркские династии завладевшие великим Ираном потом снова вернулись и привели новые волны тюрок-шиитов

 

 


Комментарий #1, дата: 04 апрель 2015 18:13

да было и такое глупое время,

но это уже давно в прошлом,

сейчас Азербайджан и Турция самые близкие и братские страны - от моря до моря.

 

 

 





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия