Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Усердие шейха аль-Яраги - 2

Роль суфийских наставников на Восточном Кавказе в XIX веке

 Начало статьи

Во второй части своего обращения шейх дает уже конкретные указания, что нужно делать, а главное, когда:
 
«Мужчины Ярага и все, собравшиеся вокруг меня, идите и освободите свои души от духа рабства, который сковывает Вас, идите в мечети и упадите перед лицом Всевышнего, рыдайте и молитесь в покаянии, не думайте ни о сне, ни о пище, и Аллах явит Вам свою милость. Он поведет Вас праведным путем и наделит Вас силой для великого дела, которое Вы призваны совершить. Аллах подаст мне сигнал, а я объявлю его Вам. Будьте готовы проявить мужество, когда настанет час битвы. А пока плачьте и молитесь!»
 
В 1824 году тайна нового учения стала очевидной. — Мюриды из аула Яраг сделали себе деревянные шашки, которые носили как знак отличия; к тому же в углу своих комнат они сооружали своего рода деревянные алтари, к которым в течение дня они несколько раз подходили, ударяли по ним шашками и, обращаясь лицом к востоку, громко кричали: « Мусульмане Война против неверных! Война против неверных! Ненависть и уничтожение гяурам!» 
 
Ниже, мы приведем выдержки из переговоров лезгинского шейха со ставленником царской власти Арслан-ханом в Касумхюре. Диалог священнослужителя и чиновника, на наш взгляд, хорошо иллюстрирует мировоззрение первого.
 
Арслан-хан спросил аль-Яраги о содержании его нового учения и упрекал его в том, что тот своим учением доставляет неприятности представителям народа, а так же русскому правительству. «Разве ты не знаешь, - продолжил он,- силу и власть русских войск? Ты понимаешь, какое несчастье может свалиться на племена Дагестана из-за твоих бунтовщических планов?»
 
Конечно, я понимаю, — отвечал аль-Яраги, — что сила русских далеко превосходит нашу, но я также знаю, что Аллах намного сильнее, чем русский царь со своей силой, и моё дело — дело Аллаха, мои мысли поднимаются к Нему и приходят от Него; то, что я делаю, я делаю для Его прославления. Мы бродили в темноте, забыв об источнике правды; наши мысли греховны, а деяния кощунственны, факел, который Аллах сам зажег когда-то через своего пророка, чтобы осветить для нас темные переулки жизни, потух, здание веры превратилось в развалины, а между нами и святостью пролегла пропасть.
 
Словами «мои мысли поднимаются к Нему и приходят от Него», шейх аль-Яраги подчеркивает, что все действия мюршида, есть последствия верховодства Всевышнего. Далее шейх недвусмысленно говорит хану о своей, особой пророческой миссии среди соплеменников: «Я пришел, чтобы заполнить эту пропасть и вновь построить храм веры, чтобы зажечь погасший факел и обратить блуждающий народ к правде, дать ему свет во имя Аллаха Единого».
 
«Никто не будет мешать твоим устремлениям, — возразил Арслан-хан,- но ты должен мне ответить, почему твои вооруженные мюриды ходят из аула в аул, прочёсывают ущелья и леса, задерживают встречных путников, почему, обращаясь на восток, издают дикие крики и призывают к борьбе против русских?» - Они пребывают ещё в состоянии фанатизма, который предшествует настоящему сознанию, и поэтому не виновны в том, что они совершают. Но мне кажется, что их действия достаточно ясно показывают, что нам следует делать.
 
Следом, шейх аль-Яраги, на разговоры хана о своем сложном положении из-за его религиозной деятельности, ведет себя исключительно, как тонкий политик и стратег, говоря следующее:
 
«Мне кажется, что можно найти решение, которое послужит обоюдному благу. Если не можешь быть за нас, то не выступай и против нас; не хочешь разрешить своим подданным принять новое учение, дай, хотя бы остальным жителям Дагестана свободу в их вере и действиях. Будь для русских другом на словах, чтобы обезопасить себя и быть нам полезным. — Скоро произойдёт кровавая битва между нами и неверными, но твоей безопасности ничто не будет угрожать. Если мы победим, то мы защитим тебя и твою землю; если победа склонится на сторону врага, то они осыпят тебя, как своего старого кунака, почестями и наградами».
 
Вернувшись домой, аль-Яраги выступил перед собравшимся народом с большой проникновенной речью, что вскоре настанет час и их позовут в бой, тогда все и должны быть готовы, а до того времени ради осторожности необходимо держаться тихо.
 
«Во имя Пророка приказываю Вам: вернитесь на свою Родину, соберите мужчин Вашего племени, сообщите им моё учение и призовите их к священной борьбе…  Угнетённые должны освободить себя, а свободные отвести от себя рабство! Я призываю Вас обратиться к народу от моего имени. Если нас объединит вера в Аллаха и в заветы его пророков, нам нечего бояться людей и их угроз. Для нас не может быть другого страха, чем рабство и другого позора, чем стать добычей неверующих... Итак, смерть или победа! Здесь нас привлекает свобода, там — рай; нужно сделать выбор; почему же мы медлим? Боритесь, и Вы будете свободны, — умрите, и Вы будете счастливы! Не кажется ли Вам награда сладкой? Вашим первым желанием должна быть свобода, а последним — ненависть против неверных…
 
Идеолог мюридизма не ограничивался общими проповедями. Аль-Яраги являлся тем деятелем мюридизма, который соединял насаждение исламских норм социальной жизни с решением неотложных политических и практических задач, возникших в 20-е гг. XIX в. перед «вольными» обществами. К приготовлению к вооруженному выступлению сводился основной смысл его речей в ауле Яраги. В обращении к сельчанам аль-Яраги заявил: «Будучи под властью неверных, или чьей бы ни было... все ваши намазы, все урючи, все странствования в Мекку, ваш нынешний законный брак и все ваши дети — бичь (незаконные); самые жертвы бедным, чтение Корана, памятники умершим — с прибытием русских ничего не значат».
 
Однако не все суфийские шейхи разделяли стремление мюршида аль-Яраги к газавату. Так, первоначально противником вооруженного сопротивления выступил ученик и мазун (приемник) аль-Яраги - Джамалудин Казикумухский. Джамалудин отвергал джихад с русскими главным образом по двум причинам. Первое, это бесперспективность войны, то есть невозможность победить в войне с царской Россией. Второе, что в накшбандийском тарикате в принципе не разрешено вести газават (джихад), так как предписывается адептам лишь восхвалять Аллаха.
 

 Джамалуддин Казикухмуский


Вот что писал шейх Джамалудин имаму Гази-Мухаммаду, по поводу желания последнего объявить газават: «Было много ученых людей, которые также хорошо знали о необходимости газавата, однако они ничего не предпринимали, считая это делом невозможным: сам Коран воспрещает вести войну против неприятеля сильнейшего. Если найдутся такие люди в настоящее время, пусть они и ведут газават, но ему, как последователю и проповеднику тариката, это неприлично».
 
Однако, пользуясь положением главного мюршида, аль-Яраги повелевает Джамалудину «заботиться только о себе, а никак не удерживать Гази-Мухаммада в его намерениях».
«Конечно, русские сильнее нас, но Бог сильнее русского государя», - заверил аль-Яраги. Аль-Яраги мотивировал свое распоряжение следующим образом: «Отшельников мюршидов можно найти много; хорошие же военачальники и народные предводители (имамы) слишком редки». На вопрос Гази-муллы — «Всевышний бог велит в своей книге воевать с безбожниками и неверными, а Джамалудин не позволяет мне этого. Чьи повеления исполнять мне?» — аль-Яраги ответил: «Повеления Божий, мы должны более исполнять, чем людские».
 
Тем не менее, отношения между двумя шейхами испортились, и Джамалудину нелегко было вновь завоевать доверие своего мюршида аль-Яраги. И как становится ясно, что Джамалудин Казикумухский был вовлечен в революционное движение вопреки своей воле или намерениям. Существует также несколько свидетельств, говорящих о том, как он неоднократно пытался заставить Шамиля остановить кровопролитие.
 
Что касается мировоззрения первого имама Чечни и Дагестана, то современем оно еще более радикализировалось. В своем послании «Установление доказательства вероотступничества правителей и судей Дагестана, судящих по адатам», составленном им в 1828 г. и разосланном по всему Дагестану, предельно жестко поставил вопрос такфира – обвинения в неверии. Развивая озвученное аль-Яраги положение о запрете на подчинение мусульман немусульманской власти, Гази-Мухаммад заявляет, что, если мусульмане живут по немусульманскому праву – адату, не судят по шариату, то они являются неверными и даже, если они молятся, постятся, совершают хадж – это их не спасает.
 
В тоже время, в проповедях аль-Яраги, объективно утверждавшего идеологию нового общества идеи о «свободе и равенстве» составляли лишь декларативную часть. Главная же политико-идеологическая посылка, к реализации которой стремился мюршид из аула Яраги и его соратники, состояла в другом: «кто считает себя мусульманином, для того первое дело — газават и потом исполнение шариата».
 

 Зиярат Магомеда Ярагского в Согратле


Тезис «газават — шариат» аль-Яраги рассматривал как двуединую практическую задачу: «для мусульманина исполнение шариата без газавата не есть спасение. Кто исполняет шариат, тот должен вооружиться во что бы то ни стало, бросить семейство, дом, землю и не щадить самой жизни. Кто последует моему совету, того Бог в будущей жизни с излишком вознаградит». Объявление газавата неверным — а к ним отныне относились все, в том числе дагестанцы, не обращенные в ислам, — утверждение шариата, становилось теперь главной военной и идеологической доктриной кавказского мюридизма. Эта доктрина сохранит свою доминирующую роль на протяжении всей Кавказской войны.
 
Как свидетельствует из книги, аль-Яраги  не только создал учение, которое стало духовно-нравственным кредо мусульманских народов, но сделал решительный шаг дальше. Он не ограничил духовно-нравственный мир верующих мусульман нормами Корана.
 
Более того, он высказал идеи, которые отчасти противоречили канонам Корана, особенно положениям о дарованных Господом «преимуществах одних перед другими», «преимуществах мужчин перед женщинами», «различении людей на «свободных» и «рабов», «об обязанности подчинения тем, в чьих руках находится власть», «о мольбах угнетенных, которые не будут услышаны» и т.д.
 
В целом в, «новом учении» аль-Яраги соединяются ду­ховные и светские начала. Каждое из них имеет свой смысл, свое предназначение и свои нормы. В концепции аль-Яраги свобода и равенство обус­лавливают друг друга. Если между людьми отсутствуют отноше­ния равенства, то это значит, что один человек обретает боль­ше свобод, чем другой. Более того: свобода одного достигается благодаря несвободе другого. Аль-Яраги поэтому ставит вопрос о свободе мусульманина в неразрывной связи с вопросом о его равенстве.
 
Слитность и взаимообусловленность свободы и ра­венства находит выражение в единой теоретической формуле: «Кто мусульманин, тот должен быть свободный человек, и меж­ду всеми мусульманами должно быть равенство». Из этой фор­мулы явствует, что «новое учение» аль-Яраги мно­госторонне, оно обращено как к международным проблемам существования мусульманского населения, так и к его внутренним, внутригосударственным проблемам.

Алихан Амрахов

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Усердие шейха аль-Яраги - 1

От Багдада до Цахура

Нет Яраги в лезги отечестве

О происхождении Мухаммада Ярагского

Лезгинский след на тропах газавата

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 15 ноябрь 2014 21:25

Цитата: Tahar
Цитата: Zaman
Основная проблема в изучении жизнедеятельности М.Ярагского - это проблемы с источниками. Их практически не осталось, тем более тех, которы написаны рукой самого Ярагского. Есть переводы, есть показания близких людей, есть интерпретации его мыслей и т.п., но стенографий выступлений или книг самого Ярагского не осталось.

Вы правы в том смысле, что о воззрениях Ярагского зачастую судят по интерпретациям весьма далеких от него и его семьи людей. Да, существует проблема с первоисточниками. Но кое-что все же сохранилось. Задача в том, чтобы довести эти сведения до широкой общественности. Это не так просто, но работа в этом направлении ведется.

 Надеемся, скоро увидем или услышим о результатах столь нужной для народа работы


Комментарий #4, дата: 15 ноябрь 2014 21:24

Цитата: Игъирви
Разве рукописи не сохранились?

 Проблема с достоверностью рукописей существует

 


Комментарий #3, дата: 14 ноябрь 2014 23:52

Цитата: Zaman
Основная проблема в изучении жизнедеятельности М.Ярагского - это проблемы с источниками. Их практически не осталось, тем более тех, которы написаны рукой самого Ярагского. Есть переводы, есть показания близких людей, есть интерпретации его мыслей и т.п., но стенографий выступлений или книг самого Ярагского не осталось.

Вы правы в том смысле, что о воззрениях Ярагского зачастую судят по интерпретациям весьма далеких от него и его семьи людей. Да, существует проблема с первоисточниками. Но кое-что все же сохранилось. Задача в том, чтобы довести эти сведения до широкой общественности. Это не так просто, но работа в этом направлении ведется.


Игъирви
Комментарий #2, дата: 14 ноябрь 2014 19:16
Разве рукописи не сохранились?

Комментарий #1, дата: 14 ноябрь 2014 14:11

Основная проблема в изучении жизнедеятельности М.Ярагского - это проблемы с источниками. Их практически не осталось, тем более тех, которы написаны рукой самого Ярагского. Есть переводы, есть показания близких людей, есть интерпретации его мыслей и т.п., но стенографий выступлений или книг самого Ярагского не осталось. Поэтому, писать, что Ярагский говорил, то что противоречит Исламу не совсем уместно. Если, что то такое он и мог и сказать, то смотря в каком контексте это было сказано. Возможно, каки-то источники остались в Турции или Персии, но пока лезгинским ученым они не доступны.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия