Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дагестан требует голову Хаджи-Мурата

Вопрос о захоронении головы аварского наиба вновь поднят на повестку дня

В этом году дагестанская общественность вновь обратилась к очередному главе Дагестана по поводу возвращения на родину и захоронения головы Хаджи-Мурата, наиба Имама Шамиля.
 
Эта история тянется уже не одно столетие. В нее вовлечены историки, политики и государственные мужи. А началась она с трагедии в горах Восточного Кавказа, которая удостоилась пера самого Льва Толстого…
 
"...Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою...", - так великий писатель описал конец одного из самых легендарных удальцов Дагестана, чье имя приводило в ярость царских генералов и вводило в трепет светских красавиц Петербурга.
 
Путь головы
 
Зачем нужна была Российской Империи голова мятежного горского военачальника, до сих пор спорят историки и политики. Конечно, заявить политическому бомонду Петербурга о смерти одного из самых влиятельных наибов Шамиля для русских генералов было сродни сегодняшних заявлений российских генералов об очередных успехах на Кавказе.
 
Ведь влияние аварского старшины Хаджи-Мурата на события в Дагестане признавали даже противники. Именно поэтому его хотели использовать против Шамиля, когда Имам и наиб окончательно рассорились.
 
Его биограф, историк Шапи Казиев пишет: «Славу свою Хаджи-Мурат добыл отнюдь не участием в убийстве имама Гамзат-бека и не благородным происхождением, а безумной храбростью, неукротимой силой и воинскими талантами».
 
Оттого заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову.
 
У Пирогова уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.
 
Однако, одно дело продемонстрировать миру отсеченную голову наиба. А другое – везти ее через всю Россию в Петербург и выставлять в музее без последующего разрешения на ее захоронение. Это уже смахивает на варварские обряды африканских племен.
 
Оттого, и дагестанские, и российские общественные и культурные деятели периодически напоминают властям о необходимости вернуть голову наиба на родину, предать ее земле и закрыть не самую красивую страницу российской истории. 
 
Попытки возвращения головы
 
Так, в 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан во главе с депутатом Государственной Думы Гаджимурадом Омаровым.
 
И хотя голову мятежника захоронить пока не удалось, череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. С утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности.
 
Геннадий Опарин, заведующий Пироговским отделом Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" пишет по этому поводу: «Работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата. 
 
Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей».
 
Оттого, с его слов в городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и Правительством Республики Дагестан.
 
В 2007 году Опарин обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.
 
Несколько лет назад потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации, на тот момент В.Путина, было направлено письмо с просьбой о его прямом участии в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата. 
 
Музей, в свою очередь, готов был взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека было направлено письмо и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
 
Новая инициатива
 
В эти дни в просторах сети начало свое онлайн-путешествие очередное Обращение дагестанской общественности к очередному президенту Дагестана по поводу захоронения головы Хаджи-Мурата
 
В нем авторы от лица дагестанского народа, обращаются к главе республики с просьбой оказать содействие в захоронении головы героя и прекращении всей этой некрасивой истории. 
 
В письме, в частности, говорится: «Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская Война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата — монументальной личности общекавказской истории. 
 
Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом.  Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, Кавказскую Войну для всех».
 
Со слов авторов письма, заявивших о сборе подписей в поддержку своей инициативы, голова человека не может быть музейным экспонатом. И ее захоронение соответствует всем законам и общечеловеческим нормам, вне зависимости от веры и национальности.
 
Мнения общественности
 
Позволим себе также в этом материале привести мнения представителей дагестанской общественности по поводу этой тянущейся не одно десятилетии истории. Эти мнения неоднократно озвучивались и цитировались дагестанскими и кавказскими СМИ.
 
Хаджимурадов Магомедариф Асланбекович, потомок Хаджи-Мурата по мужской линии в четвертом поколении:

— Единственное мое желание — воссоединить череп прадеда с его останками и наконец-то выполнить свой долг перед его памятью. Сделать это в годы Советской власти было невозможно: можно было навлечь беду не только на себя, но и на других членов семьи. 
 
Но и тогда я в меру возможностей пытался, обращаясь в разные инстанции, добиться справедливости. Тем более что в нашем некогда роду долгожителей после гибели Хаджи-Мурата мало кто доживал до 60 лет. 
 
Я до сих пор не выполнил завещание матери захоронить череп предка. Куда только ни обращался, куда только ни писал. Несколько раз ездил на могилу. Не дай Бог никому пережить ту боль, которую мы, наследники защитника родины, испытываем. 
 
Ринат Гамидов, адвокат, преподаватель Российской правовой академии:

— В соответствии с федеральным законом «О погребении и похоронном деле» установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников. 
 
В нашем случае говорить о волеизъявлении умершего не приходится, следовательно, первичны пожелания родственников. Полуторавековая история вопроса здесь значения не имеет. Нельзя также говорить, что приложенные ранее усилия по восстановлению справедливости в отношении останков Хаджи-Мурата не дали абсолютно никаких результатов. 
 
Уже сам факт исключения черепа из состава государственной части Музейного фонда РФ значительно облегчает решение вопроса в юридической плоскости. Ни труп, ни, как в нашем случае, отдельные его фрагменты являться федеральной собственностью никак не могут и должны быть захоронены согласно воле его близких.
 
Светлана Раджабова, литератор:

— Голова Хаджи-Мурата должна быть предана земле. Удивительно, что такая простая истина, понятная даже неграмотной героине толстовского романа Марье Дмитриевне, не приходит в голову нашим чиновникам. Ее слова как нельзя лучше характеризуют этих чинуш: «Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право».

P.S.

При всем неоднозначном отношении к личности Хаджи-Мурата в Дагестане и на Кавказе мы убеждены, что народам Южного Дагестана стоит поддержать инициативу дагестанских общественников по захоронению головы Хаджи-Мурата.

Во-первых, это единственно правильное решение с точки зрения религиозных и общечеловеческих ценностей.

Во-вторых, по поводу таких острых и болезненных тем, как уважительное отношение к памяти исторических личностей, народы Дагестана и Кавказа должны проявлять свое единодушие, несмотря на разные оценки тех или иных поступков этих личностей.

В-третьих, народам Южного Дагестана должна быть как никому другому близка и понятна боль аварского народа, поскольку у нас имеется свой герой и монументальная личность общекавказского значения, который нашел последний приют не на своей родине. Речь идет об имаме, полководце и правителе Ширвана Хаджи-Давуде Мюшкюрском.

Альбина Курбанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Обращение к президенту РД пользователей сайта "Мой Дагестан" по поводу захоронения головы Хаджи-Мурата

В Калуге открылась мемориальная комната имама Шамиля

Зачем России голова Хаджи-Мурата?

Фонд Шамиля и ФЛНКА договорились о сотрудничестве

Комментарии (8)
Комментарий #8, дата: 18 ноябрь 2014 20:20

Важно другое; потомки этих храбрых ,доблестных воинов,как бы их  не называли , с такой же честью и достоинством защищают Россию. Они воины .они солдаты даже фашисты (Брестская крепость) к подвигу солдата относились Достойно с уважением .Если когда то эти считались трофеями сегодня это позор и не уважение к своим воинам ,правда говоря сегодня не понятно кто в стране чужой( Недавно ликвидировали неизвестную группу дагестане и нас убеждали и указывали мол они готовились в ИГ и это же формулировка повторяет сегодня, на вес мир, жириновскийи. уверен такими заранее подготовленными формулировками также они убеждают Президента В.В.Путина оправдывая свои преступные антигосударственные действия.  )Передать эти останки земле было бы достойным ответом Русского воинства к своему прошлому ,настоящему и будущему.Сохранить их там выгодно только врагам России .  Перед Богом и народом России мы все несем одинаковую ответственность и я  верю это дойдет до Президента Российской Федерации и этот груз снимет с плеч Русского Государства и Народа Российского.    с уважением...  


Комментарий #7, дата: 18 ноябрь 2014 14:31

  

"В 2007 году Опарин обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение."

 

    умом Россию действительно не понять....... 

 вдумайтесь только - ГУБЕРНАТОР Питера на прямой и простой вопрос/требование, вместо того что бы его выполнить , гнусно и изворотливо "выпутывается" из ситуации, ссылаясь на КАКОЕ ТО ТАМ "политическое решение" ........... А ОНА, в таком случае, КТО в  этой самой политике.....            не ужели она на решение "Самого" ("царя батюшки") намекала ??????!

 

 

    


Комментарий #6, дата: 16 ноябрь 2014 21:46

К слову, в экспозиции Кунст-камеры в Петербурге я видел безымянные человеческие черепа, которые обозначены на табличках как "Череп лезгина". Вероятно, они попали туда во времена Кавказской войны как "трофеи". Кстати, далеко не факт, что эти черепа действительно принадлежат лезгинам, просто в те времена в Российской империи так обозначали все горские народы Дагестана. 


Комментарий #5, дата: 16 ноябрь 2014 06:49

Цитата: Gatagvi
Конечно, по всем человеческим меркам это кощунство. Держать чей-то орган, тем более, как музейный экспонат откровенно попахивает временами глухого средневековья. Тем более, вопреки его предсмертной воле и пожеланиям близких. Если ФЛНКА есть хоть какая-то возможность помочь потомкам наиба - дело богоугодное, думается.

 

   ++++++++++++

     

    " ЭКСПОНАТ № .... "  -  в голове не укладывается ...

     


Комментарий #4, дата: 16 ноябрь 2014 00:49

Полностью присоединяюсь к требованию захоронения головы Хаджи-Мурата на родине.Но вопрос возвращения тела решать будет гораздо сложнее и вот здесь наступит момент истины в плане понимания кто является историческим и злейшим врагом Дагестанских и Кавказских народов в регионе.А на счет перезахоронения Хаджи-Давуда сопротивление турков будет упорно-низким причем как анатолийских так в особенности закавказских.Но занятся этим надо.Может это и будет началом совместной борьбы лезгин и аваров против пантуркизма.как же это хорошо понимает и боится наш враг.Это будет дорогого стоить-срыв их масок и высталение на показ Кавказу их истинного лица.Ради одного этого этим стоит занятся.


Комментарий #3, дата: 16 ноябрь 2014 00:01

место захоронения известно туркам .не очень, значит одобряет. С Ним поступили  по мусульманским законам? ни одному  главе дагов не нужно обращаться .для решения вопроса нужно создать совместная международная инициативная группа .Наконец то Лезгины начали воспринимать эту трагедию как личную боль ,это нужно довести до каждого мусульманина .подлость и предательство не имеет границ ,национальности, религии и срока давности .  Хаджи -Давуд не отрекся от власти и государства в границах его признания  .Юридически и по международным нормам эти земли  государства можно признать окуппироваными, любые образования инородные вне закона.Борьба народа за свою национальную независимость признать на международном уровне.всю информацию перевести и в международные инфосети   


Комментарий #2, дата: 15 ноябрь 2014 21:52

 Случай с Хаджи Давудом и с Хаджи-Муратом чем-то похож, но все таки отличается. Не вдаваясь в подробности, хочу уточнить несколько воросов.

Первый вопрос- А разве точно известно место захоронения Хаджи- Давуда?

Второй вопрос- ислам не очень одобряет процедуры перезахоронения. А Хаджи Давуд был мусульманином. Как быть в таком случае?


Комментарий #1, дата: 15 ноябрь 2014 15:11

Конечно, по всем человеческим меркам это кощунство. Держать чей-то орган, тем более, как музейный экспонат откровенно попахивает временами глухого средневековья. Тем более, вопреки его предсмертной воле и пожеланиям близких. Если ФЛНКА есть хоть какая-то возможность помочь потомкам наиба - дело богоугодное, думается.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия