Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Джаба - Чепер

Краеведческий очерк об истории и географии высокогорного селения

Джаба – одно из высокогорных селений Южного Дагестана, расположено в северо-восточной части Ахтынского района. Лезгинское название села - Чепер.

Отсюда открываются роскошные виды на Самурскую долину и горный массив Шалбуздага. А когда Самурская долина закрывается серым покрывалом тумана, то над всем этим великолепием возвышается Джаба.

Добираться до Джабы сравнительно не сложно. К примеру, если двигаться со стороны равнины, то следуя маршруту Дербент-Ахты, необходимо доехать до административной границы Докузпаринского района с Ахтынским, и уже затем, на ахтынской стороне начать набор высоты по горному серпантину. Дорожный знак «Джаба 9 км» не даст внимательному водителю пропустить это место.

Село расположено на северо-западных отрогах Шалбуздагского хребта на уровне высоты 1740 метров над уровнем моря. Окрестные горы, как и в большей части Ахтынского района, травянистые и безлесные. Вокруг села много горных лугов, на которых пасется скот джабинского джамаата.

Безусловно, господствующей вершиной всей местности является величественный Шалбуздаг (4142 м). Прямо перед селом тянется Самурский хребет, который отделен от села одноимённой долиной.

А в окрестностях самого селения расположены такие горные вершины, как Цорчин (2257), Клинчин (2534), Клункамар (1441 м, расположена близ Ахтов), Пашаратах (2163, близ Балут-бубадин пир), а также безымянная вершина *2023, и др.

Из Джабы расходятся исторические тропы в четыре разные сторон – довольно немалое количество для сравнительно небольшого горного селения. Это объясняется тем, что Джаба на протяжении веков находилась между тремя самурскими вольными обществами – Ахтыпаринским, Алтыпаринским и Докузпаринским, длительное время являясь административным центром последнего.

Так, первая тропа ведет из Джабы прямо вниз, на плоскость Самурской долины. По ней джабинцы добирались до долины кратчайшим образом, характерна она тем, что на ее пути нет иных населенных пунктов.

То же самое можно сказать и о второй тропе, которой пользовались и тогда и сейчас, для того, чтобы добраться до своих пастбищ, расположенных на левом склоне ущелья Гуркам. Кстати, о Гуркаме стоит рассказать отдельно.

Это глубокое ущелье длиной почти 15 километров, по которому проходит административная граница между Ахтынским и Докузпаринским районами. Тянется оно с левого склона вершины Шалбуздага вплоть до самой реки Самур. А по ее дну течет одноименный ручей, который мгновенно становится полноводным во время дождей. Ущелье делит горный массив Шалбуздага на северо-западный и северо-восточный сектора.

Вернемся к тропам. Третья тропа ведет из Джабы на юг и представляется одной из самых важных, так как с ее помощью джабинцы осуществляли связь с джамаатами других селений Докузпаринского вольного общества. Селения находились в тесном военном, экономическом и культурном взаимодействии и нет сомнений, что раньше эта тропа использовалась весьма интенсивно.

Следуя из Джабы и набирая высоту, дорога вела прямо на юг и, огибая гору Цорцин с востока, спускалась к ныне заброшенному селению Лгар, известному как село архитекторов. Это заметно и сейчас – аул хоть и заброшен, в нем в хорошем состоянии сохранились интересные в архитектурном отношении строения.

Четвертой дорогой джабинцы пользовались, чтобы сообщаться с ахтынцами. Для этого совершался небольшой крюк с набором высоты, чтобы лишний раз не спускаться в одно из ущелий, разделяющих Ахты и Джабу, и затем уже по вершинам гор спускались в Ахты близ горы Клункамар.

Исторически Джаба подразделяется на кварталы: Агъа, Къаргъа, Салус, Жалар. Как уже было отмечено выше, Джаба расположена в горно-луговой местности, вокруг селения много пашен: Касан, Семедан гуьне, Вергьер, Кьекьей, Маргъуц, Зартан, Сувун мезре, ЦIвакI, Твар авай никIер, Сирар, Рези, Айнаяр, Шран, Хъукьур, Сийидан руфар, Гъенер ачI.

Джабинские родники: Яргъа булах, Вини булах, Маяр булах, Чубухандин булах, Имигардин купул яд, Маза булах, Царцун булах, Манафан булах, Хириз булах, Рамагбандин булах, Купул яд.

Джабинский джамаат состоит из таких сихилов (тухумы), как Къараханар, КIисрияр, Гъабгъанар, Будахар, Жалалар, Ширван Къулияр.

История Джабы неразрывно связана с историей всей Самурской долины.  Все общественно-политические процессы, имевшие место в этом регионе, не обходили мимо и Джабу. Точная датировка основания села неизвестна.

В XV веке эта земля входила в состав Эмирства Ильчи-Ахмада Бахадура – государственного образования, охватывавшего территории  современных Ахтынского, Докузпаринского, Курахского и большую часть Рутульского районов.

Затем, в течение следующего века Джаба входила в местные феодальные образования монархического типа – бекства. Еще предстоит уточнить, в состав Ахтынского или Докузпаринского бекства входила Джаба.

На основе имеющихся данных нельзя сказать точно, но можно предположить, что оно входило в состав последнего, так как на рубеже 16-18 вв. Джаба примкнула к новообразованному Докузпаринскому вольному обществу.

Об истории Джабы в период между 16 и 18 веками можно отметить, что она являлась столичным аулом Докузпары, включавшей в себя девять селений, расположенных в восточной части нынешнего Ахтынского района. Большая их часть – КIурукIун (Балуджа), Ялцугъ (Ялджух), Лгар, Храх, Ухул - локализовалась в пределах Мугулахского (Докузпаринского) ущелья. А остальные два – Джаба и Ихир – к северу и к югу от ущелья соответственно. Следует упомянуть, что иногда функции столицы выполнял аул Ихир.

В феврале 1811 года Джаба вместе со всей Докузпарой вступила в российское подданство. Сохранив внутреннее самоуправление, номинально признала над собой верховенство российской власти в лице кубинской администрации.

А в 1839 году, после взятия Ахтов войсками генерала Головина во время Самурского похода, вместе со всей Самурской долиной Джаба вошла в состав Российской империи как юридически, так и фактически.

Джаба входила в состав Самурского округа Дагестанской области и являлась единственным составным населенным пунктом Джабинского сельского общества. В 1869 году в селе проживало 1387 человек, из них мужчины - 722, женщин 665. Село состояло из 214 дворов. В 1886 году в селе проживало 1804 человека. В 1920 году в Джабе была основана общеобразовательная школа. А спустя 9 лет село входит в состав новообразованного Ахтынского района.

В Интернете имеется сайт селения Джаба, в котором можно найти много интересной информации о селе. Особенно приятно удивляет богатая медиатека сайта.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Калук

Цветущий Луткун

Смугул. В центре Ахтынского района

Окаймленный лесами Камарван

В зелени горных террас

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия