Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Следопыты «просят огня»

Воспитание детей в духе родной культуры требует системного подхода

Команда ФЛНКА неоднократно поднимала проблемы, которые поразили подрастающее поколение в нашей республике. Мы уже ранее отмечали, что уровень детской смертности в Дагестане – один из самых высоких в России – в два раза выше, чем в целом по стране.
 
Причем, как пишут специалисты, в южных районах Дагестана показатели детской смертности в разы выше аналогичных показателей северной зоны республики. Угрожающими темпами растет в республике уровень наркомании среди детей. И опять-таки, южные районы и здесь впереди всего Дагестана. 
 
Так, Минздрав республики писал, что наибольшее распространение наркомании среди детско-подросткового контингента отмечено в Дербенте. За последние годы возрастная планка потребления наркотиков в Южном Дагестане опустилась с 22-х до 12-14 лет. 
 
Детская смертность от употребления наркотиков за последние 10 лет возросла в наших районах в 42 раза. Почти 70 процентов потребителей наркотиков в республике составляют мальчишки школьного возраста.
 
Мы уже не говорим про тотальное растление детского сознания под влиянием современного телевидения, интернета и компьютерных игр. Назвать это состояние проблемой язык не поворачивается. Это настоящая национальная катастрофа. И никто не заинтересован в спасении наших детей так, как мы – их отцы и матери.
 
Мы уже предлагали объединить эти проблемы в три ключевые группы:
 
·  Стремительный рост бездуховности, отчуждения от родной культуры, утраты родного языка, попрания традиционных ценностей в среде детей и молодежи школьного и вузовского возраста

·
 Стремительное распространение социальных пороков – алкоголизма, курения, наркомании, преступности, асоциального поведения в среде детей и молодежи школьного и вузовского возраста

·
 Развращение детского и подросткового сознания аморальной телевизионной, кино-, видео-, компьютерно-игровой и музыкальной продукцией
 
В советские годы профилактикой и решением этих проблем занимались пионерская и другие детские организации. В наши дни заняться спасением наших детей некому, кроме нас самих. Именно данной проблеме были посвящены недавние встречи активистов Фонда «Альтаир», партнерской ФЛНКА организации, в ряде городов Северного Кавказа и в Москве.
 
Напомним, что активистами Фонда «Альтаир» совместно с активистами ФЛНКА уже разработана целая концепция поэтапного создания детской организации, наподобие скаутской. Написан черновой вариант устава, составлены программы занятий, адаптированные к нашей родной истории и культуре.
 
Особенности скаутского движения
 
Движение скаутов – «юных следопытов и разведчиков» – возникло в конце XIX века в Южной Африке, затем распространилось по всему миру, в том числе и в дореволюционной России. С началом перестройки скауты возобновили работу в нашей стране. Кто же они? 
 
Это объединенные в разные возрастные группы мальчики и девочки, которые вместе ходят в походы, учатся жить на природе и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Они играют в развивающие игры, занимаются спортом и, конечно, общаются друг с другом. 
 
В целом движение возникло вне программ какого-то духовного, религиозного плана. Но позднее возникли группы, национальные и международные, воспитывающие детей в традиции той или иной страны и народа.
 
В нашей стране скауты называются или «юные разведчики», или «юные следопыты». Движение следопытов полностью пропитывается традиционной культурой того региона, где оно создается, и становится ключевым инструментом по сохранению родной культуры в детской среде
 
Зачем же нашим детям эти походы, игры и соревнования? Они развивают детей и сплачивают их, готовят к испытаниям взрослой жизни, развивают навыки взаимопомощи... Если к этому добавляются и уроки истории и природы родного края, ребенок развивается разностороннее и многообразнее.
 
А если во время международных лагерей и форумов он встречается со сверстниками из иных стран с иной культурой и верой – он расширяет видение и понимание мира и сам показывает другим свой традиционный образ жизни. Он учится таким образом быть активным в современном многокрасочном и сложном мире и – свидетельствовать о своей родной культуре.
 
Мы стараемся развить у каждого чувство ответственности на трех уровнях. Сначала – твою личную ответственность перед нацией, Родиной, твоим государством.. Затем – твои обязанности перед лицом истории, родного языка и культуры. И наконец – бережное отношение к природе.
 
Крупнейшее российское движение скаутского типа – Организация российских юных разведчиков – делает также большой упор на духовные ценности православия и воспитания в духе русского православия подрастающего поколения.  

 

Скриншот сайта Организации российских юных разведчиков
Разработки Фонда «Альтаир»
 
Итак, активистами Фонда «Альтаир» была поставлена задача разработать комплексный проект духовно-культурного воспитания, оздоровления и организации активного отдыха детей и молодежи школьного и вузовского возраста в наших регионах. Реализация нашего проекта предполагает три этапа.
 
Этап 1. Создание детского духовно-культурного, спортивно-оздоровительного и историко-краеведческого движения 
 
Данный этап предполагает создание детской организации. Цели данной организации, которую необходимо превратить в массовое детское движение не только в Юждаге, но и в масштабах всей республики, охватывают четыре раздела: культура, история, краеведение и спорт. 
 
Культура охватывает необходимые знания каждого горца – знание родного языка, родных традиций, духовных ориентиров в жизни.
 
История знакомит детей с происхождением наших народов, историей их становления, с именами и подвигами великих героев.
 
Краеведение знакомит детей с родной природой, учит их слышать и чувствовать родную землю, бережно сохранять ее для последующих поколений, учит их созидательному труду в условиях Дагестана.
 
Спорт приучает к здоровому образу жизни и спортивным состязаниям, дает целый ряд знаний и волевых качеств, необходимых для жизни в условиях Дагестана, учит скорой помощи и гигиене, готовит здоровых граждан для будущего развития страны. 
 
Данная программа позволяет воспитывать детей и подростков полноценными гражданами своей страны, доносить до них знания не в сухой школьной форме, а в такой форме, которая им близка и интересна - в форме интересной и глубоко серьезной "игры в жизнь". 
 
Данное движение можно поднять на добровольческой основе и популяризировать одновременно в нескольких регионах. Кстати, интерес к совместной реализации этого проекта уже проявили татарские, карачаевские и ингушские общественники.

Презентация Фонда "Альтаир" Юные следопыты Дагестана 
Этап 2. Включение детей и молодежи в круглогодичную воспитательную, спортивную и образовательную активность во внеклассное время
 
На данном этапе предполагается в нескольких модельных районах Дагестана начать реализацию проекта по включению детей и молодежи в круглогодичную воспитательную, спортивную и образовательную активность во внеклассное время в рамках создаваемого детского движения.
 
В качестве модельных районов представляется целесообразным выбрать:
 
  1.  Один равнинный район

  2.  Один предгорный район

  3.  Один горный район
 
Этап реализации проекта в модельных районах может занять от полугода до года. После завершения данного этапа апробации проекта на модельных регионах и последующей корректировки Концепции проекта возможна уже реализация проекта в остальных районах  и городах республики. 
 
В рамках реализации проекта в модельных районах предлагается решение следующих задач:
 
  1.  Создание краеведческих кружков при средних школах в районных центрах
 
  2.  Подготовка корпуса воспитателей, вожатых и тренеров для организации занятий в детских краеведческих кружках
 
  3.  Организация занятий внутри школы (в осенне-зимний период) и в период походов по родным местам (в весенний и летний период) в рамках краеведческих кружков
 
  4.  Организация летнего отдыха детей и молодежи на базе детских лагерей в летний период в рамках программы краеведческого движения 
 
Особенности проекта
 
Условиями создания этого детского краеведческого движения является то, что оно должно быть полностью адаптировано к реалиям нашей республики, полностью основываться на традиционной культуре наших народов и провозглашать своей целью возрождения в среде детей и молодежи стремления к созидательному труду, развитию своей родины, интереса к родной истории, языку, культуре и природе.
 
Кроме того, в рамках реализации данного проекта, мы намереваемся давать детям полезные навыки в освоении азов полезных профессий: для мальчиков – мужские профессии, а для девочек – рукоделие и домашнее хозяйство. 
 
Наша инициативная группа объявляет набор добровольцев для открытия подобных краеведческих кружков при средних школах в районах Дагестана. Руководителями подобных кружков могли бы стать школьные учителя истории, родного языка, труда, физкультуры и иные активисты национально-культурного движения.
 
Мы верим, что никто не сможет воспитать наших детей лучше, чем мы сами. Государственные структуры на протяжении десятилетий обходили вниманием эту сферу. Но масштабы нависшей над нами и подрастающим поколением катастрофы таковы, что мы уже не можем ждать, пока чиновники очнутся от своего летаргического сна.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Демографический переход в мир иной

Дагестанских чиновников проверят на употребление наркотиков

Спасти будущее Лезгистана

В 2012 году в Дагестане зарегистрировано более тысячи случаев впервые выявленного туберкулеза

Детская катастрофа лезгин. Спасение – в создании детского движения

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия