Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Битва за Кавказ и ее значение в ВОВ

Об особенностях Кавказского фронта и национальных боевых соединениях

В прошлую среду, 20 мая в Институте Востоковедения РАН прошла научная конференция «Восток и Вторая мировая война: 70 лет Великой Победы». В списке докладов редакцию ФЛНКА заинтересовало выступление кандидата исторических наук Алексея Безугольного «Битва за Кавказ и ее значение в Великой Отечественной войне: новые подходы и оценки». Материал способствует пониманию обстановки на Кавказском фронте Великой Отечественной войны и разъясняет ее отдельные детали.

На фоне Сталинградской битвы Битва за Кавказ оказалась обделенной внимания. А между тем, она удивляет чрезвычайным многообразием театра военных действий. Тут и пустыня и высокогорье. К тому же, в битве за Кавказ не было чудовищных котлов и громадных потерь, которые понесла Красная армия в первые месяцы войны в Центральной России и на территории Украины.

Но интересна она еще и тем, что в битве за Кавказ приняло участие невероятное количество этносов, причем удельный вес представителей разных народов Кавказа был очень велик. Однако, в этом плане битва за Кавказ не столь уникальна, потому что во время операции по освобождению Крыма 1941-1942 гг., которая закончилась катастрофой в мае 1942 года, тоже было много уроженцев Кавказа, прежде всего закавказцев, потому что собственно Крымский фронт был сформирован из частей Закавказского военного округа, которые были переброшены туда на рубеже 1941-1942 гг.

И вот, во время оборонительного сражения за Кавказ была примерно такая же картина. Северный Кавказ был отрезан от остальной России, из транспортных артерий оставалась только Волга, через Каспийское море – то есть, это очень длинные обходные пути. К тому же, Волгу тоже можно было исключить из-за битвы за Сталинград. То есть, Закавказскому фронту, оборонявшему Кавказ, приходилось рассчитывать, в основном, на собственные силы.

В ноябре 1941 года было принято постановление ГКО о формировании национальных соединений – дивизий и бригад. Это было связано с быстрым продвижением противника по территории славянских республик – РСФСР, БССР, УССР, которые были полностью под немецкой оккупацией. Соответственно, очень большое количество людских ресурсов было потеряно.

Кроме того, Красная Армия была в это время перемолота и приходилось рассчитывать на те людские ресурсы, которые находились в национальных окраинах Советского Союза. Особенность их была не в том, что они были «нерусские», а в том, что эти национальности в большинстве своем не проходили срочную службу до войны, так как для большинства из них срочная служба была введена в 1938-1939 гг., когда прошли первые полноценные массовые призывы.

И эти люди, которые были призваны в 1939-1940 гг., были распределены в Западном военном округе и разделили тяжкую участь Красной Армии в первый период войны. А те люди, которые хлынули в войска по мобилизации этого времени – были уже военнообязанными без военно-учетных специальностей, то есть, не освоивших никакой военной профессии. Помимо этого, у людей старшего возраста были проблемы с владением русского языка.

А поскольку командный состав был в основном русскоязычным, то такая воинская часть представляла собой Вавилонское столпотворение – командир не знает национальных языков, рядовой состав не знает русского. Друг друга они не понимают и на поле боя возникает суматоха. Это часто оборачивалось негативными явлениями типа дезертирства, сдачи в плен, отступления без приказа и т.п.

Формирования, укомплектованные нерусскими народами, несли большие потери. Поэтому было решено всех представителей нерусских национальностей сводить по национальности, чтобы, по крайней мере, языковая проблема не существовала – все говорили на одном языке.

На Кавказе было сформировано несколько десятков национальных дивизий, в основном они были представлены народами Закавказья – Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР, и два соединения было сформировано на Северном Кавказе – Чечено-Ингушская и Кабардино-Балкарская кавалерийские дивизии.

Чечено-Ингушская была расформирована и из ее остатков был сформирован кавалерийский полк. Обе эти дивизии, вместе с ней и Калмыцкая дивизия, погибли буквально в течение нескольких дней в боях в большой излучине Дона, когда немцы форсировали Дон в июле 1942 года и смяли танками все что было перед ними. Конечно, кавалерия не могла противостоять танковым армадам, кроме того, кавалерийские дивизии по штату имели очень мало артиллерии. Объективно, устоять было невозможно.

Что касается закавказцев, то из них комплектовались в основном, стрелковые дивизии. Это многолюдные соединения. Если кавалерийские дивизии по штату составляли 3,5 тысяч человек, то стрелковые 11 тысяч.

На их долю выпали очень тяжелые бои осени-зимы 1942 года. Более того, некоторые объединения Закавказского фронта, 44, 45, частично 58-я армии были укомплектованы национальными дивизиями. А про 44-ю можно было сказать, что это была целиком национальная армия.

Воевали они в основном на северном берегу Терека, обороняя грозненское направление. Здесь были жаркие политические дискуссии между командованиями различного уровня, в частности генерал-лейтенант Иван Масленников, который командовал Северной группой войск Закавказского фронта. Он, помимо того, что был войсковым командиром, сохранял свою должность заместителя наркома внутренних дел по внутренним войскам, и был заместителем Берии.

В свою очередь, Берия был членом Государственного комитета обороны, высшего правительственного органа того периода. Масленников напрямую обращался к Берии и Сталину с требованием расформировать национальные дивизии как небоеспособные, предательские и т.д., так как они несли очень тяжелые потери, продвижения не было никакого, хотя противостояла им достаточно небольшая, но мобильная немецкая группировка 40-го танкового корпуса и здесь была своя конъюнктура, так как из-под удара была вызвана Грузинская дивизия, хотя она воевала примерно так же, как и Армянская и Азербайджанская.

Но, тем не менее, были тяжелые склоки между Масленниковым и его непосредственным начальником, генералом армии Иваном Тюленевым и его военным советом. В военный совет входил, в частности, Лазарь Каганович. Но Сталин занял позицию арбитра и, поддержав Тюленева, приказал прекратить дискуссии. В итоге, национальные дивизии умерли своей смертью – потери были огромные, а комплектовать их целевым образом своими национальными ресурсами возможности не было. Поэтому их пополняли по общему порядку.

В республиках Закавказья историографический подход к интерпретации Великой Отечественной войны рознится. В Армении, например, изложение событий и трактовка идентичны тому, что имеет место в России. В Азербайджане ситуация в целом схожая, сохранён термин «Великая Отечественная война», однако введены такие непривычные для россиян термины, как «сталинский режим», «советский режим» и некоторые другие в интерпретации событий ВОВ.

В Грузии Великая Отечественная война оценивается как большая народная скорбь и господствующим является мнение, что российская земля обильно полита грузинской кровью. Также среди особенностей историографии региона можно назвать исследования армянских и азербайджанских историков, посвященные выявлению фактов коллаборационизма друг у друга.

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В МГУ состоится праздничный концерт, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

В Сулейман-Стальском районе пройдет турнир по волейболу

В честь воинов Заманова Москва салютовала дважды

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия