Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины-большевики Азербайджана

Из Страны гор в Страну огней. Причина революционной активности лезгин в Баку

 

 

Личность лезгинских революционеров, способствовавших установлению советской власти в Азербайджане, вызывает определенный интерес у лезгинской общественности. Времена монополии коммунистической идеологии канули в прошлое, и теперь на них смотрят несколько иначе, а именно, как на лезгинских пионеров общественно-политической активности, оставив за фокусом их идеологическое наполнение.

17 марта 1920 года Ленин поставил Красной Армии задачу овладеть Баку и установить в возникшей в 1918 году Азербайджанской демократической республике советскую власть. Эти события предварял разгром большевиками армии Деникина на Северном Кавказе, после чего красные вышли на оперативный простор, позволявший им перейти к овладению Закавказьем. Данный сценарий впоследствии и был реализован.

Уже 28 апреля в Азербайджане была установлена советская власть. Вслед за установлением контроля над Баку в течение двух с лишним недель вся республика оказалась под контролем РККА, а парламент Азербайджанской Демократической Республики объявил о самороспуске перед вхождением Красной Армии в город. Фактически им был предъявлен ультиматум. Установление советской власти в этой закавказской республике произошло на удивление бескровно. Большинство историков объясняют это тем, что в то время население Азербайджана было настроено просоветски, крестьяне требовали земель, а рабочие – фабрик.

В немалой степени, подобное настроение масс является результатом работы пролетарских активистов, уделявших большое внимание пропагандистской работе. Заметный вклад в это дело внесли и лезгинские революционеры. Охватившая Дагестан в конце XIX века трудовая миграция в соседние регионы империи особенно интенсивный характер несла в округах Южного Дагестана. Население этой части Страны гор ездило в соседние южные губернии на заработки, большая часть - в Баку.

Основной сферой, в которой были задействованы в Баку приезжие лезгины, были нефтепромыслы. В те времена Бакинские месторождения были крупнейшими в мире, давали около 50% мировой добычи нефти. Для обеспечения столь больших объемов производства были нужны соответствующие трудовые ресурсы. Потому безработные из разных губерний и регионов, в том числе и лезгины, стекались в Баку. Как правило, отходничество носило сезонный характер. Рабочие-отходники покидали родные селения осенью, по завершении сельскохозяйственного цикла работ и возвращались весной, в связи с началом нового цикла.

Кази-Магомед АгасиевВ итоге в Баку сформировался широкий пролетарский класс, который большевики и рассматривали в качестве опоры своей власти. Соответственно, широкая представленность лезгинских отходников в бакинском пролетариате и определила идеологическую ориентацию взросших на этой ниве национальных политических деятелей, в числе которых и были и Казимагомед Агасиев, и Мухтадир Айдинбеков. В советское время о них знал практически каждый школьник Дагестана.

В то же время необходимо указать, что участие лезгинских революционеров в исторических событиях в Азербайджане стало возможным при сочетании двух факторов. А именно наличию большой промышленной базы в Баку, в основном нефтепромысловой, что стало причиной формирования в городе полноценного, многочисленного пролетарского класса.

Вторым фактором является популярность бакинских нефтепромыслов именно среди лезгинских отходников, которые, выйдя из рабочей среды, подались в политическую деятельность, ведя соответствующую работу. То есть усилия лезгинских революционеров пришлись на подходящую, подготовленную для большевистской пропаганды почву.

Помимо лезгин из Дагестана, активность проявляли и лезгины, проживавшие на территории бывшей Бакинской губернии. В частности, в начале 1920 года в рапорте Кубинского уездного начальника сообщалось о пропаганде большевистских идей среди солдат гарнизона Кубы. Другой военачальник в своём рапорте на имя начальника генерального штаба писал: «Кубинские большевики тоже подняли головы: появились тайные агитаторы, начали пропаганду большевистских идей среди аскеров гарнизона».

Кази-Магомед Агасиев в  1904 г. вступил в РСДРП (Российскую Социал-Демократическую Рабочую Партию), из которой со временем выделились меньшевистская и большевистская партии. В конце 1905 г. он был избран членом Бакинского совета и активно участвовал в работе Союза нефтепромышленных рабочих. Но в своей деятельности он не ограничивался Азербайджаном.

После Октябрьской революции он стал председателем Дербентского совета. Во время оккупации Южного Дагестана, в том числе Дербента, турецкими войсками он стал организатором партизанской борьбы против захватчиков. Во время одной из боевых операций он был схвачен турецким отрядом и по решению шариатского суда расстрелян в 3 км от села Касумхюр у Ханского моста.

Памятник Мухтадиру Айдинбекову в АхтахМухтадир Айдинбеков уже с 1898 года был рабочим на нефтепромыслах в Баку. Примкнул к коммунистическому движению с 1904 г. В отличие от своего земляка Кази-Магомеда, начал с социал-демократической группы «Гуммет», а в 1906 году стал одним из организаторов социал-демократической группы «Фарук» (1906 г.).

Членом бакинского комитета РСДРП(б) он стал только с июня 1917 г, а с октября того же года стал членом Бакинского Совета. С весны 1918 г. вёл партийную работу в Южном Дагестане и помимо этого был одним из организаторов партизанского движения во время борьбы с бичераховцами и турецкими интервентами. Осенью 1918 года арестован мусаватистами и убит в тюрьме города Куба.

Жизнь Кази-Магомеда Агасиева и Мухтадира Айдинбекова имеет несколько интересных совпадений. Оба родились в селении Ахты Самурского округа Дагестана, начали свой путь с уровня простого рабочего нефтепромыслов, вели революционную деятельность как в Азербайджане, так и в Дагестане. Политической деятельностью начали заниматься в 1904 году. Помимо этого, оба организовывали партизанское движение против турецкой интервенции в 1918 году и были убиты осенью 1918 год, но при разных обстоятельствах.

Жизненные пути Агасиева и Айдинбекова являются яркими примерами борьбы за собственные идеи и за лучшую судьбу для своего народа.

 

 

Магомед Абдуллаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В азербайджанской армии разрешили служить иностранцам

Карельские регионалисты потребовали провозглашения Ухтинской Демократической Республики

Внешний фактор в истории

В азербайджанской армии умер солдат из населенного аварцами района

Как там лезгин с заветной кручи?

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 30 май 2015 05:18

не можем житье свое без аз-ж-на ПОЧЕМУ ????   ЛУЧШЕ УКАЖИТЕ КОГДА ,КЕМ ,ГДЕ В КАКИХ ГРАНИЦАХ БЫЛА СОЗДАНА ЛЕЗГИНСКАЯ РЕСПУБЛИКА хотя на бумаге почему это решение до сих пор под сукном


Комментарий #1, дата: 28 май 2015 02:49

Кази-Магомед Агасиев, великий сын Лезгинского народа, был Председателем Дербентского Совета, активно реализовывал государственную политику России, имеется Постановление Правительства ДАССР об установлении ему памятника на привокзальной площади г. Дербента, назвав его же именем эту же площадь.  

  Также обязательно необходимо рассмотреть вопрос об установлении памятника в г. Дербенте не менее великому сыну Лезгинского народа - Мухтадиру Айдинбекову.

  Мы должны беречь, сохранять и гордиться своей историей. Без истории нет будущего. Народ, который не уважает свою историю, не может быть уважаем другими народами.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия