Как там лезгин с заветной кручи?
Грузинские общественные структуры начали проявлять все более пристальный интерес к нерешенным проблемам лезгинского народа. После августа 2008 года Грузия скорректировала свою политику в отношении народов Северного Кавказа. Первыми в поле зрения грузинского экспертного сообщества попали народы с наиболее трагичной историей – черкесы, чеченцы, ингуши, дидойцы и другие.
Несмотря на то, что лезгинский народ можно поставить в один ряд с перечисленными народами, на этом направлении активность грузинского политического и экспертного класса находится не на самом высоком уровне. Она наблюдается, в основном, со стороны неправительственного сектора грузинского общества.
Среди этих НПО, интересующихся лезгинским вопросом стоит назвать таких активистов кавказского поля, как «Фонд Кавказ» и неправительственную организацию «Свободный Кавказ». Эти организации являются основными общественными движителями грузинской гуманитарной стратегии по наращиванию влияния на Северном Кавказе.
Обе эти организации, в качестве пионеров данного направления, начали развивать активное сотрудничество с общественными организациями Южного Дагестана, представляющими лезгинские народы. В повестке дня данных неправительственных организаций развитие культурных и гуманитарных отношений с народами Южного Дагестана.
Разрезанный по живому
С точки зрения грузинских историков и общественников, вопрос лезгинского народа является одним из самых проблематических в истории Кавказа. Его надо рассматривать, как через призму российско-азербайджанских отношений, так и в контексте внутренне дагестанских противоречий.
Лезгины – коренной народ Кавказа. Они в культурном, этническом и языковом плане являются прямыми наследниками народностей мощного государства древности – Кавказской Албании (Алпании). После вхождения лезгинских земель в состав Российской Империи, территория их проживания оказалась разделенной между собственно Россией и Азербайджаном.
Наиболее остро эта проблема встала перед лезгинами после обретения Азербайджаном независимости. Народ, поделенный пополам, впервые в своей истории оказался разрезанным по живому между двумя различными государствами.
По данным общественных лидеров лезгинского народа, в Азербайджане проживает более миллиона представителей лезгинских народов. Компактные поселения лезгин имеются на территории Кубинского, Кусарского, Хачмазского и Кабалинского районов Азербайджана.
В Грузии не остается незамеченным, что многие лидеры лезгинского национального движения откровенно обвиняют азербайджанские власти в «политике ассимиляции и тюркизации» нетюркских народов Азербайджана.
Надо отметить что, по мнению лезгинских общественно-политических деятелей, власти Азербайджана занижают численность лезгинских народов. А во время республиканских переписей значительную часть кубинских лезгин, крызов и хиналугцев записывали в качестве азербайджанцев. Хотя во время последней переписи крызов и хиналугцев впервые обозначили в качестве отдельных народов.
Представители лезгинских организаций утверждают, что в Азербайджане создаются препоны в создании лезгинской культурной инфраструктуры – телевидения, радиовещания, газет и книгоиздания на лезгинском языке. Подобные ограничения касается и запретов вывесок и объявлений на лезгинском языке.
Таким образом, на фоне всех этих проблем в последнее время, и Москва, и Баку, и Тбилиси являются свидетелями возрождения национального сознания лезгин и общественной консолидации этого народа. Общественные лидеры лезгинского народа осознали свою раздробленность, что и подтолкнуло процесс роста национального самосознания.
Требования лезгин
Эксперты и активисты «Фонда Кавказ» и «Свободного Кавказа» внимательно наблюдают за всеми общественными и политическими мероприятиями, которые проводили в последние годы лезгинские организации. Так, летом 2011 года Федеральная лезгинская национально-культурная автономия выступила соорганизатором проведенных в Общественной Палате России слушания по проблеме разделенных народов.
На этой встрече руководитель организации Ариф Керимов выразил свое несогласие с российской политикой в отношении пограничного вопроса с Азербайджаном. По словам Керимова, ратификация Россией договора о государственной границе с Азербайджаном, подписанного в сентябре 2010 года, фактически узаконила статус лезгин как разделенного народа.
По мнению Керимова, в результате появления государственной границы на реке Самур, значительные участки земель лезгинских селений станут пограничной зоной. Будет ограничена семейная, хозяйственная, социально-бытовая и образовательная коммуникация между лезгинами по разным сторонам государственной границы.
Стоит отметить, что лидера ФЛНКА Арифа Керимова можно считать сторонником умеренной, пророссийской политической и общественной активности лезгин в разрешении стоящих перед лезгинами проблем. На всех встречах и во всех интервью он продвигает необходимость реализации комплекса мер по решению актуальных проблем лезгинского народа.
Он выступает за создание Межправительственных и Межпарламентских российско-азербайджанских Комиссий, упрощение режима пересечения государственной границы между Россией и Азербайджаном, создание условий для изучения лезгинами обоих стран родного языка, создания национальных СМИ, общественных и культурных организаций.
Однако на лезгинском поле существуют фигуры и другого плана. Так представляющийся одним из лидеров лезгинского движения Самур Шахдагви утверждает, что главной целью лезгинского народа является самоопределение.
«Суть в том, что структуры власти и в Азербайджане, и в Дагестане полностью против национальной идеологии лезгинского народа. Лезгины хотят самоопределиться и жить в своем государстве, заниматься мирным трудом. Но этому всячески противодействуют», - утверждает Шахдагви. Подобная позиция в широких кругах лезгинской общественности не имеет поддержки и воспринимается, как радикальная.
Нервы и варианты
Лезгинский вопрос для Азербайджана является самым болезненным, так как лезгины являются вторым по численности народом в Азербайджане. И этот вопрос можно называть одним из ключевых в отношениях Баку и Москвы.
Демаркация российско-азербайджанской государственной границы в Баку оценивается как победа, а среди лезгин как «ублажение» Азербайджана со стороны Кремля. Данным соглашением, два российских анклава на территории Азербайджана Храх-Уба и Урьян-Уба, населенные лезгинами, были переданы под юрисдикцию Баку.
Это шаг вызвал серьезное негодование среди лезгинской общественности. Поскольку все эти годы бескомпромиссная политика официальных властей Азербайджана в отношении лезгинского общественного движения вынуждала лезгинских активистов искать опору в России. Однако после передачи лезгинских сел Азербайджану некоторые лезгинские активисты начали утверждать, что среди лезгин начали нарастать антироссийские настроения.
В одном из материалов на сайте ФЛНКА утверждается, что «крайне пассивная политика Москвы на азербайджанском направлении может привести к потере авторитета России как регулятора ситуации в этом регионе. А потеря авторитета чревата осложнениями не только в внешнеполитическом направлении, но и на внутреннем».
Однако именитые российские эксперты не только считают возможным существенную разрядку напряженной ситуации, сложившейся в российско-азербайджанском приграничье, но даже предлагают к тому конкретные модели и меры.
Так, бывший депутат Государственной Думы России Константин Затулин считает единственным путем удовлетворения национальных и культурных запросов лезгинского населения предоставление ему национальной культурной или даже административной автономии в составе Азербайджана.
Такие известные эксперты, как Александр Дугин и Михаил Леонтьев, считают, что проблема разделенности лезгин снимется только вхождением России и Азербайджана в более крупные региональные объединения – вроде Евразийского союза. А известный аналитики Гейдар Джемаль считает, что лезгины должны отстаивать свои права в международных судебных инстанциях.
Рычаг влияния
Надо отметить, что лезгинский узел очень тесно связан с другими проблемами на Кавказе – с вопросом внешнеполитической ориентации и самоидентификации Азербайджана, а также с карабахской проблемой. В первую очередь, лезгинскую проблему активно использует против Азербайджана Армения.
Как отмечается на сайте той же ФЛНКА, армянская сторона старается постоянно демонстрировать «солидарность» с лезгинами. При этом многие армянские аналитики и деятели не скрывают того, что в поддержке лезгин есть некоторые корыстные цели. Путем поддержки лезгин и других этнических меньшинств Азербайджана Ереван желает ослабить позиции Баку, подорвав его, хоть и медленно, но растущее влияние в регионе.
Российская дипломатия также периодично использует данный вопрос для воздействия на Азербайджан. Решение этого вопроса связано с политической волей азербайджанского руководства, которое декларирует себя активным приверженцем европейских ценностей, в том числе и в отношении национальных меньшинств.
С российской точки зрения, данный вопрос может быть решен в рамках единого политико-экономического пространства. Грузинские же политологи и эксперты, все с большим интересом наблюдающие за процессами в регионе, считают, что подходом к решению лезгинского вопроса может явиться евроинтеграция Азербайджана.
Соломон Лебанидзе
КАВКАЗСКАЯ ПОЛИТИКА ( www.kavpolit.com )
Дайджест