Вернуть имена из лезгинской истории
ФЛНКА продолжает кампанию по возвращению исконно лезгинских названий
ФЛНКА начала кампанию по возвращению исконно лезгинских названий, факт отрадный, и мы будем прилагать усилия, чтобы в итоге переименование все-таки получилось и старания не пропали даром.
Наряду с этим очень важно также возвратить наши исконные названия в ономастику прошлого (онома́стика, ономатология — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения). Речь идет о сообществах, которые историки прошлого в своих трудах называли магалами, вольными обществами, округами, демократическими обществами и т.д.
Этот момент нельзя недооценивать, ведь это наша история, образ жизни наших недалеких предков. И мы обязаны реконструировать и сохранить все сведения нашей истории, в том числе и о вольных обществах.
Когда речь идет о лезгинских вольных обществах, то чаще всего говорят о четырех обществах Самурской долины, входивших в так называемый Самурский союз вольных обществ: Алтыпаринское, Докузпаринское, Ахтыпаринское и Рутульское вольные общества и село Мискискар (совр. Мискинджа), входившее в самурский союз на правах отдельного общества.
На самом деле вольных обществ у лезгин было больше, но дело в том, что почти все имеющиеся на сегодня в распоряжении исследователей сведения за очень небольшим исключением записаны после того, как они были включены в состав Российской Империи с установлением на этих территориях органов управления царской администрации.
Новая власть формально не упразднила существовавшие в вольных обществах институты народного управления, шариатские суды еще долго рассматривали гражданские дела, по поводу важных событий собирались советы старейшин, но все это постепенно сходило на нет.
Новая власть была властью государственной, с жесткой иерархией, или, как бы сейчас сказали, вертикалью. Она предъявляла прежде вольным общинникам множество новых требований, в том числе и в правовой сфере. В таких условия народоуправление постепенно вытеснялось. Вольные общества, уже не представлявшие собой взаимно необходимые союзы обществ-джамаатов, утрачивали свое значение.
Мало того, новые времена создавали новые политико-экономические реалии, рушились прежние хозяйственные связи, начинались миграционные процессы, которые приводили к опустению одних сел и укрупнению других. Вдобавок для своих органов управления – наибств – новая власть ввела новое административное деление территории.
Конечно, нельзя сказать, что дух вольных обществ был полностью потерян. Люди, особенно в старинных селах, не перестали ощущать ту общность, которая у них была в вольных обществах испокон веков.
Учитывая названные выше обстоятельства, сведения о вольных обществах, которыми мы сегодня располагаем, весьма приблизительны и поверхностны, зачастую сложно найти и определить даже их названия. Лезгинские названия этих обществ возникали спонтанно и были в первую очередь связаны с главными селами этих обществ, своеобразных политических центров.
Таковы были общества Рутул (Рутульское), Шиназ (Шиназское), Борч (Борчское, его же называют Хновско-Борчское, но в «Асари Дагестан» Гасана Алкадарского это общество названо именно Борчским), Кюре (общество Кюре или Кюринский магал), Кабир, Картас, Курах, Рича, Агул и другие.
Некоторые общества получали свои названия от названий каких-то природных объектов, например общества Кошан, Стал чилер, Гюней (главное село Гилияр), Кам (входило в Кайтаго-Табасаранский округ, но состояло из 7 лезгинских сел, главным из которых был Кварчаг).
А этимология некоторых названий широкой публике ни о чем не говорит. Например, случай с вольным обществом, отразившемся в российских документах как Гюгджа, центром его было селение Уллу-Гетег (лезг. «ЧIехи Гъетегъар»), или общество Ахмар, состоящее из селений Сардар-хюр, Гцашан-хюр (именно такова расшифровка селения Кошкент в перечне населенных мест Комарова). Более понятна этимология названий Къванциль, Асад-хюр, Дардара-хюр.
И, конечно же, не обошлось без того, чтобы в перечень наименований вольных обществ не вкрались заимствованные. Но это, надо думать, авторы исследований взяли не от лезгин, а из других источников информации. Например, теснина в Самурской долине под лезгинским названием «УчIвей хур» в русскоязычных документах стала фигурировать как «Аджи-Ахур».
Иначе сложно понять, почему общества Самурской долины, которая никогда не была под властью Сефевидов, носили названия Алты-пара и Докуз-пара, что означает шесть частей и девять частей, то есть союзы шести и девяти. Но если названия этих обществ понятны и имеют смысл, то словосочетание Ахты-пара, не имеющее смысла, скорее всего, возникло из созвучия, как некое копирование второй части названий двух соседних обществ.
Время стремительно меняет все, и многое меняет безвозвратно. Не все сведения о лезгинских городах и селах мы при желании сегодня можем собрать. Пока еще в памяти народа многое хранится, многое можно извлечь из рассказов старожилов. Поэтому все конструктивные силы на культурном поле лезгинских народов должны приложить свои усилия и плотно заняться данной работой.
Напомним, что ФЛНКА продолжает опрос на на предмет того, одобряют ли они инициативу по переименованию географических объектов Южного Дагестана. Призываем всех активно участвовать в опросе.
Магомед Шерифалиев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.