Ахты и Курах на пути к лезгинской Швейцарии
При исследовании исторического прошлого Лезгистана встречается одна очень интересная вещь – на его территории было множество моделей зрелой государственных и политических режимов, существенно опередивших свое время. Речь идет о «вольных обществах» и микрогосударствах средневекового Лезгистана.
В вопросе разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной, в вопросе выборности и ответственности правителей, в вопросе обеспечения демократичности и справедливости эти вольные общества, являвшиеся полноценными государствами, намного опередили современные им феодальные государства Европы.
Горская демократия лезгинских городов
В средние века наиболее известными лезгинскими центрами политической жизни были Ахты и Курах. В средневековых источниках их упоминали не иначе, как «шахары», то есть, города. Действительно, Ахты и Курах – центры «вольных обществ» Ахты-пара и Курах-дере были для своего времени городами в полном смысле этого слова.
Это были центры политической жизни, военной мобилизации, интеллектуальной мысли, распространения Ислама, дипломатической активности. Это были 14-16 века - эпоха, когда почти во всех уголках мира человечество страдало от тирании абсолютных монархов или их приближенных.
В той самой Европе все еще продолжала зверствовать кровавая инквизиция. В то же время лезгинские «вольные общества», как и подобные общества остального Кавказа представляли собой полноценные политические образования.
Надо отметить, что лезгинские «вольные общества» не подчинялись ханам. Сами себе избирали своеобразный парламент – Совет старейшин. Сами себе избирали правителя. Обычно на два года. Совет старейшин имел право назначать военного предводителя, осуществлявшего предводительство во время военных походов или обороны города.
Судебную власть осуществляли специальные выборные лица, «имевшие репутацию справедливых», причем зачастую их выбирали на ограниченный срок и непременно приводили к присяге. Судили горские судьи частично по адату, а частично по Шариату.
О важности последнего для сохранения справедливости правления говорят многие ученые. Например, известный ученый – в том числе и востоковед - Персиваль Лоуэлл утверждал, что «будь Шариат в истории Старого и Нового светов – многие ошибки удалось бы не совершить».
Такую организацию политической жизни в кавказских городах ученые называют «Горская демократия». Такие центры горской демократии, как средневековые города Ахты и Курах на несколько столетий опередили европейскую политическую мысль в деле воплощения в жизнь принципа разделения властей и выборности правителей.
Напомним, что в Европе впервые эти принципы были озвучены Шарлем Луи Монтескье в 18 веке. А воплощены на практике и того позже. Оттого исследователи характеризуют кавказские «вольные общества» как одно из самых высоких достижений социального и политического развития человечества того периода.
Города – как центр развития национальной культуры
Кроме политической самодостаточности лезгинские города Ахты и Курах были самодостаточны и в экономическом отношении. Это были центры ремесленного производства, торговли, сельского хозяйства. Ахтынские сады и курахские пастбища – известны были по всему Дагестану.
Развивались здесь декоративное искусство, градостроительное искусство, горское производство тканей, ковров, металлообработка, оружейное дело и т.д. Такое бурное развитие экономики в скудных условиях горской жизни становилось возможным благодаря широкому развитию торговли с соседними дагестанскими городами – Дербентом, Кумухом, Хунзахом, Кубой, Тарками, а также с крупными государствами – Персией, Аравией, Османским Султанатом.
В царское время, в советский период и в настоящее время политический и экономический потенциал Ахты и Кураха был сведен к уровню обычных сельских поселений. Максимум на что они могли рассчитывать – на уровень районного центра. Однако стратегическое положение Ахты и Кураха на торговых путях, на природных кладовых, в красивейших туристических зонах позволяло при грамотном развитии регионов превратить их в полноценные современные города с развитой инфраструктурой.
Это легко обосновывается трудами и наработками таких классиков политэкономии и экономической теории, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Адам Смит. Они писали именно о том, как подобные лезгинским средиземноморские города превращались в полноценные государства.
Примером тому могут служить многие маленькие государства Европы, расширившие свои взаимодействия в свете глобализации мировой экономики. Давайте предположим, что Ахты и Курах развивались бы самостоятельно и в режиме наибольшего политического и экономического благоприятствования.
В таком случае на сегодняшний день они бы уже представляли собой полноценные города с развитой политической, экономической и социальной инфраструктурой. Да, их территории увеличились бы незначительно. Из-за все того же рационального подхода к использованию земли в горной местности.
Но эти города могли бы сегодня претендовать на уровень жизни, сравнимый с западноевропейским. Убежден, что в таком случае Лезгистан мог бы превратиться в кавказский аналог Швейцарии или Монако. Эти маленькие государства Европы обеспечили свое процветание за счет туризма, строительства, фармацевтической промышленности и банковского сектора.
Все эти пункты могли бы быть и сильными сторонами горных лезгинских городов. Ведь к этому располагает и политическая история, и традиционное трудолюбие горцев, и географическое положение, и возможность извлечения выгод от взаимовыгодного сотрудничества с развитыми государствами современного мира - Турцией, Ираном, арабским миром, Европой и США.
Плюс при таком раскладе есть больший вариант сохранения своей этнической индивидуальности, что тоже на сегодняшний день важно для культурного и политического выживания лезгинского народа. Напоследок стоит отметить, что этот сценарий не настолько и фантастичен. Нам просто надо научиться преодолевать сопротивление региональной и федеральной бюрократии и пробиваться к своей мечте, как это делали те же самые Швейцария и Монако.
Заур Караев
Корреспондентский корпус ФЛНКА