Союзы сельских общин народов лезгинской группы
Союзы сельских обществ были основной формой общественно-политического устройства лезгинской группы народов Самурской долины. В ней были расположены селения пяти союзов сельских обществ.
Ведущим среди них был союз Ахты-пара I . Он состоял из 12 сел: Ахты. Клем, Хуля, Тра, Гогаз, Усур, Кака, Гдунг, Кочах, Мидфах, Сумугул и Хал. Ахты-пара II объединяла села: Хнов, Борч, Гдым, Маза, Фий.
В Рутульский союз (Рутул-чай) входили 18 сел: Рутул, Хрюк, Зрых, Хулют, Киче, Кахул, Иче, Лукун, Ихрах, Кала, Амсар, Лучек, Шиназ, Чруш, Пилек, Уна, Кина и Хунук. Главное село этого союза – Рутул.
Дозкупаринский союз состоял из девяти сел: Джаба, Балуджа, Джиг-Дхиг, Ихир, Пиркент, Ухул, Филидзах, Храх и Яжиг. Главным селом было Джаба.
Союз Дозкупара II объединял села Микрах, Каракюра, Куруш, Мака и Каладжиг. Главным считалось село Микрах.
Каждый из этих союзов управлялся самостоятельно старшинами и кадиями отдельно. Внутри союза вызревали социальные противоречия. Особенно это было заметно в Ахты-пара.
Селение Мискинджа стояло как бы особняком. В нем была сильна роль духовенства (ахундов).
Во всей Самурской долине одним из главных считалось селение Ахты, кварталы которого были застроены в XVI-XVII веках. Следует отметить, что они имели современный облик.
Еще в XIV веке в долине реки Курах-чай возник Курахский общинный союз. В XV веке он объединял селения Шимихюр, Гельхен, Анкар, Кочхюр, Штул.
К востоку от Кураха до реки Чирахчай и Гюльгеры-чай и до левобережья Самура располагались земли Кюры (Куры). Кураху и Кюре до XVI века удавалось сохранить независимость от Сефевидов.
В 1511-1512 годах войска Исмаила и отряды Ширваншаха заняли Кюре и нанесли поражение Курахскому союзу.
Союзы сельских обществ имелись и у агулов.
Тпиг объединял селения в долине Чираг-чая. Этот союз стал называться Агул-дере (Агульский магал).
В долине левого притока Чираг-чая Каша-нака 6 сел составили союз Кошан-дере.
В состав Ричинского союза вошли 4 села в долине Курах-чая. Агульский,
Кошанский и Ричинский союзы сельских общин вынуждены были отстаивать свою независимость от казикумухских правителей.
Большинству союзов сельских обществ Дагестана в XVI-XVII веках приходилось отстаивать свою политическую независимость от правителей соседних феодальных владений. Не всегда эта борьба была успешной, но она практически не прекращалась, имела тенденцию к расширению и обострению по мере усиления натиска феодалов на союзы сельских обществ. Это нашло четкое отражение в нормах обычного права горцев, а также в «Соглашениях» между отдельными сельскими обществами или между союзами сельских обществ Дагестана, антифеодальная направленность которых не вызывает сомнений.
Приведенный материал свидетельствует о том, что в Дагестане в XVI-XVII веках не сформировалось единое государственное образование с соответствующими атрибутами и институтами власти. Для Дагестана этого периода характерна этническая и политическая пестрота.
До 40-х годов XVII века на территории Дагестана функционировали 7 самостоятельных феодальных владений: Тюменское ханство, Казикумухское шамхальство, Аварское ханство, Кайтагское уцмийство, Табасаранское майсумство, Дербентское и Цахурское султанства.
Во второй половине XVII века к ним прибавились, ставшие независимыми от Казикумухского шамхальства при его распаде в 40-50-х годах XVII века и получившие статус самостоятельных феодальных владений Мехтулинское и Казикумухское ханства, Эндирейское, Аксаевское и Костековское княжества, Бамматулинское владение
Традиции шамхалов перешли к Тарковским правителям, которые официально стали именоваться Тарковскими шамхалами. Их владение получило название Тарковского шамхальства.
В Табасаране от майсумства отпочковалась часть сел во главе с кадием и образовала Кадийство табасаранское.
Кайтаг оказался с середины 40-х годов XVII века поделенным между двумя враждовавшими между собой линиями рода уцмиев. Одна из них правила в Нижнем, другая – в Верхнем Кайтаге. Эти феодальные владения отличались как по величине территории, количеству и этническому составу населения, так и по их роли в политической жизни Дагестана. Во всех владениях шел процесс углубления феодальных отношений.
Определенные сдвиги в социально-экономическом развитии переживали и союзы сельских обществ Дагестана, точное число которых в XVI-XVII веках трудно установить.
ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны: