Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Союзы сельских общин народов лезгинской группы

Союзы сельских обществ были основной формой общественно-политического устройства лезгинской группы народов Самурской долины. В ней были расположены селения пяти союзов сельских обществ.

Ведущим среди них был союз Ахты-пара I . Он состоял из 12 сел: Ахты. Клем, Хуля, Тра, Гогаз, Усур, Кака, Гдунг, Кочах, Мидфах, Сумугул и Хал. Ахты-пара II объединяла села: Хнов, Борч, Гдым, Маза, Фий.

В Рутульский союз (Рутул-чай) входили 18 сел: Рутул, Хрюк, Зрых, Хулют, Киче, Кахул, Иче, Лукун, Ихрах, Кала, Амсар, Лучек, Шиназ, Чруш, Пилек, Уна, Кина и Хунук. Главное село этого союза – Рутул.

Дозкупаринский союз состоял из девяти сел: Джаба, Балуджа, Джиг-Дхиг, Ихир, Пиркент, Ухул, Филидзах, Храх и Яжиг. Главным селом было Джаба.

Союз Дозкупара II объединял села Микрах, Каракюра, Куруш, Мака и Каладжиг. Главным считалось село Микрах.

Каждый из этих союзов управлялся самостоятельно старшинами и кадиями отдельно. Внутри союза вызревали социальные противоречия. Особенно это было заметно в Ахты-пара.

Селение Мискинджа стояло как бы особняком. В нем была сильна роль духовенства (ахундов).

Во всей Самурской долине одним из главных считалось селение Ахты, кварталы которого были застроены в XVI-XVII веках. Следует отметить, что они имели современный облик.

Еще в XIV веке в долине реки Курах-чай возник Курахский общинный союз. В XV веке он объединял селения Шимихюр, Гельхен, Анкар, Кочхюр, Штул.

К востоку от Кураха до реки Чирахчай и Гюльгеры-чай и до левобережья Самура располагались земли Кюры (Куры). Кураху и Кюре до XVI века удавалось сохранить независимость от Сефевидов.

В 1511-1512 годах войска Исмаила и отряды Ширваншаха заняли Кюре и нанесли поражение Курахскому союзу.

Союзы сельских обществ имелись и у агулов.

Тпиг объединял селения в долине Чираг-чая. Этот союз стал называться Агул-дере (Агульский магал).

В долине левого притока Чираг-чая Каша-нака 6 сел составили союз Кошан-дере.

В состав Ричинского союза вошли 4 села в долине Курах-чая. Агульский,

Кошанский и Ричинский союзы сельских общин вынуждены были отстаивать свою независимость от казикумухских правителей.

Большинству союзов сельских обществ Дагестана в XVI-XVII веках приходилось отстаивать свою политическую независимость от правителей соседних феодальных владений. Не всегда эта борьба была успешной, но она практически не прекращалась, имела тенденцию к расширению и обострению по мере усиления натиска феодалов на союзы сельских обществ. Это нашло четкое отражение в нормах обычного права горцев, а также в «Соглашениях» между отдельными сельскими обществами или между союзами сельских обществ Дагестана, антифеодальная направленность которых не вызывает сомнений.

Приведенный материал свидетельствует о том, что в Дагестане в XVI-XVII веках не сформировалось единое государственное образование с соответствующими атрибутами и институтами власти. Для Дагестана этого периода характерна этническая и политическая пестрота.

До 40-х годов XVII века на территории Дагестана функционировали 7 самостоятельных феодальных владений: Тюменское ханство, Казикумухское шамхальство, Аварское ханство, Кайтагское уцмийство, Табасаранское майсумство, Дербентское и Цахурское султанства.

Во второй половине XVII века к ним прибавились, ставшие независимыми от Казикумухского шамхальства при его распаде в 40-50-х годах XVII века и получившие статус самостоятельных феодальных владений Мехтулинское и Казикумухское ханства, Эндирейское, Аксаевское и Костековское княжества, Бамматулинское владение

Традиции шамхалов перешли к Тарковским правителям, которые официально стали именоваться Тарковскими шамхалами. Их владение получило название Тарковского шамхальства.

В Табасаране от майсумства отпочковалась часть сел во главе с кадием и образовала Кадийство табасаранское.

Кайтаг оказался с середины 40-х годов XVII века поделенным между двумя враждовавшими между собой линиями рода уцмиев. Одна из них правила в Нижнем, другая – в Верхнем Кайтаге. Эти феодальные владения отличались как по величине территории, количеству и этническому составу населения, так и по их роли в политической жизни Дагестана. Во всех владениях шел процесс углубления феодальных отношений.

Определенные сдвиги в социально-экономическом развитии переживали и союзы сельских обществ Дагестана, точное число которых в XVI-XVII веках трудно установить.

.

Аксакал

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Цветущий Луткун

Вернуть имена из лезгинской истории

Ялак - село и гора

В зелени горных террас

Вехи жизни Ухула

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 23 июль 2013 01:14

Административно-территориально Агул в прошлом делился на три союза
сельских обществ.
1. Кушан-дере – входили такие сельские общества, как Арсугское (Арсуг,
Цирхе, Худиг, Буршаг), Яркугское (Яркуг, Кураг, Фите).
2. Керен-дере (Курах-дере) – входили следующие сельские общества: Ричинское (Рича,
Бедюг, Хвередж), Усугское (Усуг, Укуз, Гельхен, Курдал).
3. Агул-дере – состоял из таких сельских обществ, как Тпигское (Тпиг), Гоанское
(Гоа, Дулдуг, Дурштул), Хутхульское (Хутхул, Миси), Буркиханское (Буркихан),
Таким образом, на территории Агула существовали три союза
и восемь сельских обществ, которые объединяли 21 населенный пункт


Комментарий #1, дата: 21 июль 2013 13:08

Не стоило публиковать на уважаемом сайте такой слабый во всех отношениях материал, изобилующий фактологическими ошибками. Статьи по истории, прежде чем вывесить их на сайте, должны пройти хоть какую-то экспертизу и редакцию разбирающихся в сути вопроса людей. В данной же статье автор не потрудился даже привести точные названия селений, входящих в союзы сельских общин. Например, вместо Хкем написано Клем, вместо Гра - Тра, Миджах-Мидфах, Хрюг-Хрюк, Лакун-Лукун, Играх-Ихрах, Вруш-Чруш, Хнюх-Хунук, Гдынк-Гдунг, Джиг-джиг - Джиг-Дхиг, Ялцуг-Яжиг, Каладжух-Каладжиг. Не стоит также забывать, что многие селения Самурской долины имели и другие, свои, исконно лезгинские названия. Но это уже другая проблема.
Из материала следует, что существовали два отдельных союза - Ахты-пара I и Ахты-пара II. Тогда почему, в таком случае, они носят одинаковые названия? А дело в том, что это был один союз. Просто селения магала, называемого в известном документе "Ахты-пара II", связывал с центром союза - Ахты, существенно иной комплекс взаимоотношений.
Под докузпаринским селением "Пиркент" следует понимать с. Лгар.
Дальше пошли уже откровенные фантазии автора. Оказывается, существовал союз под названием "Докузпара II" (?), в то время как известно, что был союз Алты-пара, в который входило не пять, как пишет автор, а шесть селений (не указано с. Теки-пиркент).
Следует также иметь в виду, что состав союзов менялся. Если состав Докузпары и Алтыпары был стабилен, то этого нельзя сказать в отношении Ахты-пары и Рутульского союза. Например, во 2 пол. 18 в. состав этих двух союзов претерпел изменения.
С Курахским союзом также вышла оказия. Автор утверждает, что в 15 в. туда входили 5 селений... И что это за селение "Анкар"? Непонятно.
Не комментируя далее, хочется пожелать, чтобы администрация сайта более ответственно относилась к публикуемым материалам по истории, иначе читатели могут быть невольно введены в заблуждение и получить неверное представление об истории родного края.
С уважением, Tahar. 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия