Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О происхождении топонима «Кюре»

Раскрывая серые пятна истории земель к северу от среднего течения реки Самур

Этимологии топонима «Кюре» на данный момент нет четкого, научно обоснованного объяснения. В лезгинских пишущих кругах существуют свои гипотезы, не получившие признания в науке. Мы посчитали нужным рассмотреть несколько наиболее распространенных теорий и рассказать о них читателям.

По одной из версий, название Кюре возникло от этнонима «кюринцы», который в свою очередь произошел от названия реки Кура, по-лезгински «Кюр». Согласно этой гипотезе, изначально нынешние жители историко-географической области Кюре жили в бассейне реки Кура, но под натиском чужеземных племен были вынуждены переместиться на более безопасный Север и осели в нынешнем ареале обитания.

С собой они привезли свое нынешнее название «куьревияр» – выходцы с Куры, которое потом закрепилось и дало название левобережью среднего течения Самура. Версия при всей своей кажущейся логичности имеет один очень серьезный минус: она не может ответить, когда, в какие века произошло это событие, почему эти люди не осели на правом берегу Самура, почему не осталось никаких следов на пути столь масштабного переселения.

Мы знаем, что еще в начале XVII века местное население называло себя «Кюры» - именно так жители города Шабран (до недавних времен Дивичи) и окрестных земель представлялись секретарю Гольштинского посольства в Персию Адаму Олеарию, проезжавшему через лезгинские земли. Но, повторим, ни  о каких массовых миграциях с берегов Куры на берега Самура науке не известно.

Согласно второй версии, морфема «кюр» не имеет отношение к гидрониму, т. е. названию реки Кура, а скорее наоборот. Слово «Кюр» в пралезгинском языке означало реку, это слово сохранилось в некоторых лезгинских языках, в частности, крызском и будухском как «кур» (У.А.Мейланова. Будухско-русский словарь).

Это древнелезгинское слово или праформа слова и дало название или области, или непосредственно местным жителям. Но эта версия тоже порождает много вопросов и пока не имеет серьезного обоснования.

Существует также небольшая, но все же вероятность того, что слово «кюр», «кюре» может быть переработкой арабского слова «kūrat», «kūra», которое может иметь множество значений: равнина, поселение,  полоса, участок, пространство (земли, леса, воды), урочище.  (http://lezgichal.narod.ru/lists/arab.html)

Но какой бы ни была этимология этого термина, первоначально, на наш взгляд, это было названием населенного пункта. Именно такой путь образования новых наименований – распространение на всю территорию названия города или иного крупного поселения, возвысившегося экономически и политически в той или иной местности, очень часто встречается в мировой истории.

Так было в случае с Римом, когда подвластные ему земли со временем восприняли название и «римскую» идентичность.

Лезгинская история в этом плане не уникальна в мировой истории. Таким путем произошло название «Цахур» как территории, включающей земли, принадлежащие данному народу. Уже потом это стало экзонимом народа, самоназвание которого «йыхъбы». Село Цахур, победив в кровавой борьбе своего конкурента, село Хиц, стал доминировать в верховьях Самура. Со временем, однако, народ, обжив более благоприятные территории на южных склонах Кавказского хребта, разросся и образовал так называемый Закатальский гёз – союз из трех мелких союзов сельских общин, а также весьма влиятельное Илисуйское султанство.

Сам Цахур с прилегающими селами, образующими «Горный магал», в некоторой степени превратился в периферию цахурского мира и долгие годы находился если не под прямым диктатом Илису, то во всяком случае под его влиянием. Но, тем не менее, и народ, и занимаемая им территория, носили однажды возникший историко-географический термин «Цахур».

Более обширным было распространение названия другого населенного пункта – Ахты. Ахтынцами, как свидетельствует командовавший войсками в Южном Дагестане генерал Комаров, называли по крайней мере всех лезгин Самурской долины, а сама территория именовалась «Ахцагьпад», т. е. Ахтынская сторона, как и Къубапад, Баку пад, Шеки пад и т. д. (Комаров А. В. Народонаселение Дагестанской области). В русских документах того времени это словосочетание превратилось по аналогии с названиями двух соседних в «Ахты-пара». Мало того, «это название жители и сами себе придают, чтобы обозначить в общих чертах, откуда они родом», писал П. К. Услар (Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. VI. Кюринский язык).

Таким образом, судя по всему, возникли и названия «Кюре» и «кюринцы». Город-крепость Кюре, судя по дошедшим до нас описаниям начала XIX века, был самым крупным и укрепленным в прилегающей области. О нем упоминается также в хронике Махмуда из Хиналуга, повествующего о событиях ХIV-ХVвв. В хронографе, высеченном на могильном камне из селения Гельхен, говорится о «разорении селения Курах и Кюры рукой Шейх-шаха (ширваншах Ибрахим II – авт.) в году 917 (1511-12 гг – авт.)»

С высокой вероятностью можно говорить о том, что город Кюре был центром союза сельских общин, потому что столь укрепленное поселение в стратегически важном и защищенном месте не могло быть рядовым. Этот союз мог верховенствовать в более крупном объединении союзов сельских общин. Мы считаем, что иного статуса в обществе, где обитал вольный народ, даже у такого большого города, быть не могло: структура нашего общества того времени не знала и не допускала иных форм общественно-политической жизни, кроме добровольных союзов сельских общин (вольных обществ) и их объединений.

Ну а какова этимология слова «Кюре», какой смысл оно несло в себе, - это уже тема отдельного разговора.

Магомед Шерифалиев

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Азербайджан и Грузия поделили Куру

В селе Каракюре Докузпаринского района возведена одна из красивейших мечетей Дагестана

Союзы сельских общин народов лезгинской группы

В селении Кара-Кюре построили новую мечеть

Письмо читателя: Сегодняшний Иран был создан на территории азербайджанских государств

Комментарии (13)
Комментарий #3, дата: 29 июнь 2015 23:51

Автор пишет: "Село Цахур, победив в кровавой борьбе своего конкурента, село Хиц, стал доминировать в верховьях Самура". Честно говоря, непонятно, на основании каких данных автор сделал такой вывод. Из цахурских преданий, зафиксированных в 19 в., не следует, что Цахур боролся за доминирование с общиной с. Хиц, а говорится о том, что борьба шла с феодальным владетелем - беком. Борьба эта окончилась, якобы, почти полным истреблением бекского рода. До сих пор неизвестно о том, где располагалось с. Хиц (если оно вообще реально существовало).

Возвышение Илису произошло по причине перенесения туда резиденции цахурских правителей (султанов), которые до этого жили в Цахуре.


Комментарий #2, дата: 29 июнь 2015 23:24

Мнение автора о том, что термин "Кюре" произошел от названия населенного пункта, нуждается в дополнительной аргументации, поскольку сразу возникает вопрос о местонахождении этого населенного пункта. На территории Кюры есть несколько селений, названия которых можно сязать с термином "Кюре", например, Кура (в Хивском р-не), Курхюр (Куркент), Кур-курхюр, однако нет сведений, что эти селения в прошлом были городом или центром союза сельских общин. Иное дело Курах, о котором доподлинно известно, что он еще в 14 в. был центром союза сельских общин, но термины "Курах" и "Кюра" существовали параллельно и передаются в арабоязычных источниках по-разному. В сообщениях гельхенского и ряда других хронографов "Кюра" не названа селением или городом, а употреблена в территориальном значении. Была ли вообще крепость (или город) с таким названием - большой вопрос. Если да, то где именно? Казалось бы, ответ лежит на поверхности - старое (правильное) название с. Кара-Кюре звучит как "Кала Кюре" (именно в таком виде - "Кала Кура" оно зафиксировано в араабоязычных источниках), что можно интерпретировать как "крепость Кюре", но вот незадача - это древнее крупное лезгинское селение лежит вне пределов Кюры, - на территории самурских лезгин. Как знать, возможно, раньше область Кюра охватывала и земли правобережья Самура. Одним словом, этот и ряд других вопросов еще нуждается в глубоком изучении.   


Комментарий #1, дата: 29 июнь 2015 22:26

Локализация Кюры на левобережье среднего течения Самура, вернее, отождествление автором левобережья среднего течения Самура как Кюры верна лишь отчасти и может привести читателей к ошибочному заключению о том, что всё левобережье среднего течения Самура - это и есть Кюра. А это вовсе не так, поскольку лезгинские селения левобережья среднего течения Самура, начиная от селений ущелья левого притока Самура Лакун-кам (сс. Лакун, Играх и Иче), находящихся ныне в пределах Рутульского р-на РД и до Старого Гапцаха (на крайнем западе Магарамхюрского р-на) не являются кюринскими. Инами словами, эта обширная и протяженная часть левобережья среднего течения Самура, ограниченная с севера гребнем Самурского хребта, не является Кюрой. Это - территория самурских союзов сельских общин, т.е. территория самурских лезгин, не именовавших себя кюринцами. Лишь начиная с селения Старый Гапцах и дальше до низовий реки левобережье Самура уже с полным основанием можно называть Кюрой. Границей между кюринскими и самурскими лезгинами является, таким образом, гора Кетин-кил (Кетин-даг, Гатун кьил; на картах ошибочно: "Гестин-киль"). Всё, что западнее этой вершины Самурского хребта на левобережье Самура - территория самурцев, а восточнее - кюринцев. Строго говоря, селения кюринских лезгин находятся в нижнем течении Самура, покольку среднее течение Самура в историко-этнографической литературе принято считать территорией самурских лезгин. При этом не следует забывать, что подавляющее большинство кюринских селений располагается вовсе не в бассейне Самура, а севернее - в бассейне реки Гюльгери-вац (Гурген-вацI, Гюльгери-чай), т.е. на территории нынешних Сулейман-Стальского, Курахского и южной части Хивского районов РД.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия