О происхождении топонима «Кюре»
Раскрывая серые пятна истории земель к северу от среднего течения реки Самур
Этимологии топонима «Кюре» на данный момент нет четкого, научно обоснованного объяснения. В лезгинских пишущих кругах существуют свои гипотезы, не получившие признания в науке. Мы посчитали нужным рассмотреть несколько наиболее распространенных теорий и рассказать о них читателям.По
одной из версий, название Кюре возникло от этнонима «кюринцы», который в свою
очередь произошел от названия реки Кура, по-лезгински «Кюр». Согласно этой
гипотезе, изначально нынешние жители историко-географической области Кюре жили
в бассейне реки Кура, но под натиском чужеземных племен были вынуждены
переместиться на более безопасный Север и осели в нынешнем ареале обитания.
С
собой они привезли свое нынешнее название «куьревияр» – выходцы с Куры, которое
потом закрепилось и дало название левобережью среднего течения Самура. Версия
при всей своей кажущейся логичности имеет один очень серьезный минус: она не
может ответить, когда, в какие века произошло это событие, почему эти люди не
осели на правом берегу Самура, почему не осталось никаких следов на пути столь
масштабного переселения.
Мы
знаем, что еще в начале XVII века местное
население называло себя «Кюры» - именно так жители города Шабран (до недавних
времен Дивичи) и окрестных земель представлялись секретарю Гольштинского
посольства в Персию Адаму Олеарию, проезжавшему через лезгинские земли. Но,
повторим, ни о каких массовых миграциях
с берегов Куры на берега Самура науке не известно.
Согласно
второй версии, морфема «кюр» не имеет отношение к гидрониму, т. е. названию
реки Кура, а скорее наоборот. Слово «Кюр» в пралезгинском языке означало реку,
это слово сохранилось в некоторых лезгинских языках, в частности, крызском и
будухском как «кур» (У.А.Мейланова. Будухско-русский
словарь).
Это
древнелезгинское слово или праформа слова и дало название или области, или непосредственно
местным жителям. Но эта версия тоже порождает много вопросов и пока не имеет
серьезного обоснования.
Существует
также небольшая, но все же вероятность того, что слово «кюр», «кюре» может быть
переработкой арабского слова «kūrat», «kūra», которое может иметь множество
значений: равнина, поселение, полоса,
участок, пространство (земли, леса, воды), урочище. (http://lezgichal.narod.ru/lists/arab.html)
Но
какой бы ни была этимология этого термина, первоначально, на наш взгляд, это было
названием населенного пункта. Именно такой путь образования новых наименований
– распространение на всю территорию названия города или иного крупного
поселения, возвысившегося экономически и политически в той или иной местности, очень
часто встречается в мировой истории.
Так
было в случае с Римом, когда подвластные ему земли со временем восприняли
название и «римскую» идентичность.
Лезгинская
история в этом плане не уникальна в мировой истории. Таким путем произошло
название «Цахур» как территории, включающей земли, принадлежащие данному
народу. Уже потом это стало экзонимом народа, самоназвание которого «йыхъбы». Село
Цахур, победив в кровавой борьбе своего конкурента, село Хиц, стал доминировать
в верховьях Самура. Со временем, однако, народ, обжив более благоприятные
территории на южных склонах Кавказского хребта, разросся и образовал так
называемый Закатальский гёз – союз из трех мелких союзов сельских общин, а
также весьма влиятельное Илисуйское султанство.
Сам Цахур с прилегающими селами, образующими «Горный магал», в некоторой степени превратился в периферию цахурского мира и долгие годы находился если не под прямым диктатом Илису, то во всяком случае под его влиянием. Но, тем не менее, и народ, и занимаемая им территория, носили однажды возникший историко-географический термин «Цахур».
Более
обширным было распространение названия другого населенного пункта – Ахты. Ахтынцами,
как свидетельствует командовавший войсками в Южном Дагестане генерал Комаров,
называли по крайней мере всех лезгин Самурской долины, а сама территория
именовалась «Ахцагьпад», т. е. Ахтынская сторона, как и Къубапад, Баку пад,
Шеки пад и т. д. (Комаров А. В.
Народонаселение Дагестанской области). В русских документах того времени
это словосочетание превратилось по аналогии с названиями двух соседних в
«Ахты-пара». Мало того, «это название жители и сами себе придают,
чтобы обозначить в общих чертах, откуда они родом», писал П. К. Услар (Услар П. К. Этнография Кавказа.
Языкознание. VI. Кюринский язык).
Таким
образом, судя по всему, возникли и названия «Кюре» и «кюринцы». Город-крепость
Кюре, судя по дошедшим до нас описаниям начала XIX
века, был самым крупным и укрепленным в прилегающей области. О нем упоминается также
в хронике Махмуда из Хиналуга, повествующего о событиях ХIV-ХVвв. В хронографе,
высеченном на могильном камне из селения Гельхен, говорится о «разорении
селения Курах и Кюры рукой Шейх-шаха (ширваншах Ибрахим II – авт.) в году
917 (1511-12 гг – авт.)».
С
высокой вероятностью можно говорить о том, что город Кюре был центром союза
сельских общин, потому что столь укрепленное поселение в стратегически важном и
защищенном месте не могло быть рядовым. Этот союз мог верховенствовать в более
крупном объединении союзов сельских общин. Мы считаем, что иного статуса в
обществе, где обитал вольный народ, даже у такого большого города, быть не могло:
структура нашего общества того времени не знала и не допускала иных форм
общественно-политической жизни, кроме добровольных союзов сельских общин
(вольных обществ) и их объединений.
Ну а какова этимология слова «Кюре», какой смысл оно несло в себе, - это уже тема отдельного разговора.
Магомед Шерифалиев
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Азербайджан и Грузия поделили Куру
В селе Каракюре Докузпаринского района возведена одна из красивейших мечетей Дагестана
Союзы сельских общин народов лезгинской группы
В селении Кара-Кюре построили новую мечеть
Письмо читателя: Сегодняшний Иран был создан на территории азербайджанских государств