Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Еще раз о национальном герое

С Абдулакимом Бутаевым о Хаджи-Давуде

До сих пор деятельности и личности Хаджи-Давуда не было оказано достаточного внимания. Эта страница нашей истории еще только ждет серьезного изучения. Но между тем, уже ясно, что этот эпизод занимает большое место в истории лезгинского народа.
Одним из первых, кто посвятил этой теме свои научные труды, является кандидат исторических наук Абдулаким Бутаев, материалы которого в значительной мере прояснили и упростили доступ лезгинскому народу к этой части своей истории. С ним у нас состоялась беседа о проблеме изучения опыта и наследия Хаджи-Давуда.
Абдулаким муалим, я знаю Вас как специалиста в данной сфере, Вы являетесь автором единственной монографии про выдающегося государственного и военного деятеля Хаджи-Давуда, у Вас же  единственная диссертация, посвященная этой теме. Насколько трудно было добывать информацию? Насколько полно, на Ваш взгляд, отражена эта проблема и что предстоит еще сделать?
- Да, Вы правы. Монография пока единственная, посвященная движению Хаджи-Давуда. Но о Хаджи-Давуде, как о выдающейся исторической личности, писали многие авторы XVIII, XIX  и ХХ веков. Пишут о нем и современные авторы, в том числе и зарубежные. Например,  немецкий историк Клеменс Сидорко в конце 90-х гг. написал о нем большую статью под названием «Борьба против еретиков-кызылбашев. Восстание Хаджи-Давуда». А буквально на днях я познакомился с одним турком, которого зовут Сердар Огузхан, и который вот уже больше года занимается темой Хаджи-Давуда. И по его словам, в архивах Стамбула есть множество документов, касающихся движения Хаджи-Давуда, и в частности, из его переписки с турецким султаном. Это, конечно, радует и дает надежду, что в скором времени наши знания о Хаджи-Давуде значительно пополнятся.
Информация о Хаджи-Давуде, кроме турецких и персидских архивов, сосредоточена и в российских архивах, главным образом – московских. При написании своей диссертации, а затем и монографии я, конечно, пользовался ими. К сожалению, в центральных архивах мне работать напрямую с документами не доводилось. Не было возможности, чтобы туда в свое время поехать. Хотя было огромное желание. Потому в своих работах я использовал, главным образом, уже опубликованный архивный материал. Но я, в отличие от своих предшественников, дал им иную интерпретацию, на мой взгляд, более соответствующую логике тех бурных событий. 
Конечно, приходилось трудно. Во всех отношениях. К тому же еще многие «доброжелатели», пугали, что не хватит материала по теме. Но мне, все-таки, удалось собрать почти всё, что было на тот момент. Большую помощь мне в этом своими ценными советами и указаниями оказал мой научный руководитель Амри Рзаевич Шихсаидов,  ученый с мировым именем, которому я очень благодарен.
Конечно, одной монографии и пары статей по теме движения Хаджи-Давуда, существующих на сегодняшний день, явно не достаточно. Потому предстоит еще огромная работа как по выявлению новых источников и документов, так и по их интерпретации с использованием современных подходов.
«Лезгистан» более ранний термин, нежели «Дагестан»?
- Несомненно, это так! Впервые термин «Лезгистан» (правда, в форме Лекзистан) упоминает в своих работах персидский автор XIII века Рашид-ад-Дин. «Дагестан» же появляется уже в сефевидские времена, т.е. где то на рубеже XVI–XVII вв. Причем эти два термина в последующие времена очень часто употреблялись параллельно. Но все же,  «Лезгистан» был более употребимым термином, нежели  Дагестан, по отношению, прежде всего, к территории проживания самих лезгин и других лезгинских народов, а также и по отношению к территории проживания других дагестанских народов. И ничего удивительного в этом нет, если учесть, что лезгины были самым крупным и наиболее известным этносом среди всех народов, которые сегодня именуются дагестанскими. На картах XVIII –XIX веков термином «Лезгистан-Дагестан» обозначают территорию вплоть до Баку включительно. Более ранние карты в большинстве своем, к сожалению, не сохранились. 

 

Существует мнение, что лезгинам в целом свойственна аполитичность, что можно сказать, например,   о Нажмудине Самурском, Готфриде Гасанове и т.д.
Есть также мнение, что борьбу Хаджи-Давуда нельзя назвать лезгинским движением, что она не имела никакой национальной окраски, якобы это сугубо суннитское, антишиитское движение, и даже нельзя говорить о национальном самосознании в то время. В Вашей монографии сделан вывод о том, что это не совсем правильная точка зрения.
- Вопрос, надо признать, очень запутанный…Да, в те времена национальное самосознание, особенно у мусульманских народов в силу известных причин, было выражено очень слабо. Но, оно, мне кажется, все таки было. Ведь большинство народов имели же свои самоназвания. Их как то называли же соседи. Значит, на то были основания. Основания для их отождествления, и не по одним только религиозным признакам. Конечно, религиозное самосознание, все-таки преобладало. Но мы, живущие уже в XXI веке, оцениваем события тех времен с разных позиций  и с учетом современных реалий. А они таковы, что в наше время  национальное самосознание является преобладающим. И потому, вполне резонна интерпретация событий давно минувших дней с современных позиций, т.е. с применением национальных подходов.Опираясь на всем этом, у нас есть все  основания называть то движение лезгинским, т. е., национальным. Тем более, что среди участников движения, и это неоспоримо, явно преобладали собственно лезгины, и движение происходило главным образом на территории исторического проживания лезгинского народа. То же самое нужно сказать и по событиям  XIX века, применительно к Магомеду Ярагскому.Что касается «аполитичности» лезгин, как Вы выражаетесь, которое  сказывается, прежде всего, в их «излишнем интернационализме», то это вопрос, как говорится, совсем из другой оперы. «Излишний интернационализм»- это следствие слабой выраженности, или же  полного отсутствия,  такого отрицательного с общечеловеческой точки зрения качества, как ксенофобия. Лезгины исторически больше, чем остальные дагестанские народы, контактировали с «внешним миром». А ксенофобия, как известно, это качество больше присущее народам, исторически проживавшим изолированно.

По одним данным Хаджи-Давуд похоронен на острове Кипр, а по другим на Родосе. Нет ли в архивных источниках точных данных?
- К сожалению, источники «разнятся» по данному вопросу, как, впрочем и по многим другим. Да, это и не столь важно. Конечно, хорошо было бы найти точное место  захоронения Хаджи-Давуда. И не столь важно, где оно находится, на Кипре или Родосе.
Какое воспитательное влияние на нашу молодежь могла бы оказать личность Хаджи-Давуда? И почему эта тема недостаточно популяризована?
- Заслуживает уважения и восхищения мужество и целеустремленность человека, который преодолев всевозможные трудности и препятствия, пройдя через все испытания так и не подчинился воле "сильных мира сего”. Он продолжал проводить самостоятельную политику, конечной целью которой должно было стать обретение независимости и возрождение государственности лезгинского народа. Для достижения этой цели Хаджи-Давуд в конечном итоге пожертвовал своей жизнью. Несомненно, это должно стать для современной молодежи примером для подражания, а сам образ Хаджи-Давуда-символом чести и беззаветного служения своему народу.
Но весь этот огромный потенциал практически не используется. Главная причина- это отсутствие  у лезгинского народа своей государственности. И как следствие, отсутствие национальных и государственных рычагов для возвеличивания и возведения таких личностей в сан национальных героев.
Что касается рычагов, то, казалось бы, у нас есть и свои районы, и организации, например ФЛНКА. Можно объединяться вокруг нее, строить отношения. Но почему-то многие лезгины действуют вопреки своим национальным интересам. Вы видите всю эту грязь, которой поливают ФЛНКА. При этом нельзя говорить, что организация не допускает ошибок. Даже несмотря на то, что они видят коррупцию в наших муниципальных районах, грязные дела некоторых чиновников, ругают почему-то именно ФЛНКА, требуют от нее космических успехов. С чем это связано, на Ваш взгляд?
- Районы и организации, в том числе и такая сильная, как ФЛНКА не обладают «государственными рычагами». И лезгины, я считаю, не действуют вопреки «национальным интересам», как народ. Но, лезгины сегодня разобщены. Они разделены государственной границей. В силу этого существуют сильные деформации в национальном развитии по эту и ту стороны границы. И вообще разделенность-это главная наша беда, наша величайшая трагедия. Именно из-за разделенности лезгины стали объектом стратегических интересов сразу двух государств -Азербайджана и России. Каждая из них думает только о своих собственных интересах. Им наплевать на судьбу нашего народа. Для них наш народ давно уже стал разменной монетой. 
Что касается нападок на ФЛНКА со стороны отдельных лиц нашей национальности, то здесь ничего удивительного я не вижу. Все просто. Народ- это социальное явление, состоящее из тысячи и тысячи индивидов. И вполне естественно, что среди них нет и нет находятся не совсем, скажем так,  достойные люди, не чистые на руку, готовые продать всех и вся за какие то там эфемерные  блага. У нашего народа достаточно внешних врагов. Когда они активизируются, то  приходят в движение и те внутренние деструктивные силы, о которых говорилось выше.
Конечно, есть и много искренне заблуждающихся.

 

Не сталкивались ли Вы с критикой, мол Вы перетягиваете одеяло на лезгин, когда написали работы?
- Критика критике рознь, как говорится. Если она конструктивная, аргументированная, то, пожалуйста, критикуйте!  Она только на пользу! Но, когда критика основана на чистом национализме, открытой лезгинофобии, то она, конечно, ни к чему. К сожалению, приходилось сталкиваться и со второй разновидностью «критики», а то и откровенного неприятия. Некоторым очень не нравилось, что в истории лезгин есть такая личнось, которая по своему масштабу ни в чем не уступает, а кое в чем даже превосходит личность имама Шамиля, распиаренного, надо сказать, в последнее время до предела.
Как давно существует Ваш сайт alpan365.ru?
- О сайте я не хотел бы пока говорить что-либо. Это только начало проекта. Есть планы, большие планы. Не хватает только сил и средств.
Что Вы думаете об идее онлайн-лекций по истории для молодежи? Это сейчас очень востребовано. Лезгины слушают музыку, разные аудиокниги, но почему бы нам не послушать о своей истории?
- Да, это хорошая идея. Но, все должно быть на  должном уровне. Лекции должны составляться с  использованием качественных текстов и видеоматериалов.
Как бы Вы оценили деятельность ФЛНКА в целом и в последнее время?
Деятельность ФЛНКА в целом лично я оцениваю положительно. Проведена и проводится огромная работа практически по всем направлениям жизни лезгинского народа. Не так давно ФЛНКА вышел уже и на международный уровень, став членом ОНН. Председатель ФЛНКА Керимов Ариф Пашаевич является членом Совета при Президенте России по межнациональным отношениям. Все это, конечно, радует и настраивает на позитивный лад и дает надежду на коренное улучшение социально-экономического и политического положения лезгинского народа в самой ближайшей перспективе.

Беседовал Гусен Шахпазов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Выпуск №2 - Дербент

Хаджи-Давуд нового времени

Лезгины в период османского влияния

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (14)
Комментарий #4, дата: 25 январь 2014 20:32

Еще раз повторюсь ,Прах Хаджи Давуда нужно вернуть на Родину и перезахоронит . нужно дать оценку событиям того периода соизмеримо с сегодняшним реалиями . Почему и что стало причиной нашего разделения . На счет лекций по истории Лезгин, прекрасная идея чем раньше тем лучше.    


Комментарий #3, дата: 25 январь 2014 09:32

Никто не забыт, ничто не забыто.


САМУР
Комментарий #2, дата: 24 январь 2014 21:40

Чтобы не говорили всякие аполитичные деятели типа товарища Саахова легендарный Хаджи-Давуд ест самая яркая фигура на кавказе. История пока не до конца навела порядок на своих полках! Не менее интересно другое. Слушал речь покойного полковника Кадафи на ген ассамблее ООН из чего следует что запад должен гос-м африки 700 триллионов долларов США!

А сколько должен мир в частности Азербажан, СССР и семейство Нобелей ЛЕЗГИНАМ за нефть каторий они украли и продолжают вороват с наших земель? Экономисты вам слово! 


Комментарий #1, дата: 24 январь 2014 21:01

Когда выйдет материал о Хаджи Дауде.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия