Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Алик Абдулгамидов: ''Журналист не имеет права забывать о проблемах своего народа''

- В представлении жителей Дагестана корреспондент Первого канала в Дагестане Алик Абдулгамидов является одним из первых дагестанских журналистов на федеральном уровне. Он также является одним из первых дагестанских журналистов с такой ярко выраженной гражданской позицией. В нашей сегодняшней беседе с известным земляком мы затрагиваем проблемы участия журналиста в судьбах своего народа, ключевых проблем и перспектив развития лезгинского народа.

- Могут ли, на Ваш взгляд, журналисты, общественные деятели, политики общероссийского масштаба заниматься решением проблем своего конкретного народа? В Вашем случае, лезгинского?

- С политиками, думаю, здесь все предельно ясно. Они говорят от имени своего народа. Они призваны и обязаны решать, прежде всего, проблемы своего народа. А ситуация с журналистами немножко сложнее. Я вообще принципиально считаю, что проблемы отдельных народов в нашем многонациональном государстве специально выпячивать не нужно.

Большинство проблем - это общие проблемы всех народов, живущих в стране. Без решения этих общих проблем – социально-экономических, политических, земельных и т.д. - переходить к решению частных вопросов можно, но это, наверное, не продуктивно. Придется кого-то ущемлять, восстанавливать справедливость за счет кого-то.

Значит, порождаем новые проблемы. Поэтому журналист федерального уровня, видимо, не должен заострять, акцентировать внимание на своем национальном происхождении. Так мне кажется. Он - не лезгинский или аварский журналист. Он, прежде всего, - Журналист. И вне зависимости от национального происхождения обязан исследовать проблемы и информировать о них общество.

- Имеют ли право фигуры общероссийского масштаба отмахиваться от проблем своего народа под предлогом того, что нужно решать проблемы общереспубликанские, общефедеральные?

- Отмахиваться не надо. Если идет речь, например, о проблемах жителей лезгинских сел, которые превратились в анклав на территории Азербайджана или о справедливом разделе воды Самура - то эти проблемы не мелкие, не националистические проблемы. Это проблемы, которые влияют на самочувствие и будущее целого народа.

Потому, несмотря на национальность, журналист должен этими проблемами заниматься и защищать интересы людей. Здесь хочу оговориться, что сегодня в журналистике мало настоящих журналистов. Больше пропагандистов, больше манипуляторов, больше коммерсантов-спекулянтов, как, впрочем, и политиков.

Поэтому надо отделять зерна от плевел. Настоящий журналист, разумеется, не имеет права забывать о проблемах своего народа. О них он должен рассказывать обществу, используя любой информационный повод. Так мы и поступали. Но еще чаще к освещению этой темы я привлекаю своих друзей, работающих в федеральных СМИ.

- Не поднимется ли в этом случае шквал обвинений в узко национальном подходе, национализме, местничестве? Как таким фигурам избежать подобных обвинений?

- Угодить каждому представителю общества невозможно. И к этому журналист, думаю, не должен стремиться. Журналист должен сохранять объективность и беспристрастность при освещении реальной жизни. Главное, чтобы он честно выполнял свою работу. Главное – говорить правду при любых обстоятельствах.

А критики не нужно бояться, если работаешь в публичной профессии. Недовольные всегда будут. Это неизбежно. Люди разные, как в политике, так и вокруг нас. Разные взгляды, разные характеры, разные интересы. Всегда кому-то что-то не нравится.

Если моей работой недовольны чиновники, то это я всегда расцениваю как высокую оценку статье или репортажу. Значит, я разбудил тех, от кого зависит решение этих вопросов и сделал проблему общественной.

Что касается моей работы на федеральном канале, то я – наемный работник. Это не мой канал. Не я определяю его информационную политику. Но это не значит, что я должен отказываться от своего языка, культуры, традиций.

Да, я себя, работая на федеральном канале, позиционирую как журналиста-дагестанца. Это все впитано с молоком матери, это все никто у меня не отнимет. Это - моя суть. Поэтому проблемы моего народа, повторюсь, мне не чужды. И когда они становятся интересны федеральному зрителю, мы о них рассказываем.

- Какие проблемы лезгинского народа Вам на основе Вашего опыта представляются наиболее актуальными и жизненно важными для сохранения культурной целостности и самобытности лезгинского народа, для его успешного развития и модернизации?

- Я не политик, не экономист, но, мне кажется, ответ лежит на поверхности. Надо создать комфортную среду и остановить отток жителей Южного Дагестана. Сегодня многие лезгины уезжают, ищут счастье в других регионах России. Потому что молодые люди не находят себе работу.

Потому что в регионе не создается современная инфраструктура. Потому что во многих районах царит феодальный строй. В первую очередь, необходимо создавать для молодежи современные рабочие места, а чиновников-князьков вернуть в правовое поле, на грешную землю.

Надо строить перерабатывающие предприятия, чтобы слава известных ахтынских, магарамкентских, касумкентских садов окончательно не ушла в прошлое. Упадок, разруха царит в нашем благодатном краю. Надо возродить наши всемирно известные промыслы, пока еще живы те, кто владеет ремеслом, кто умеет делать ковры, керамику, другие когда-то популярные товары народного искусства.

Но самая главная сегодня проблема – повальное невежество, деградация системы образования как в селах, так и в городах. Аттестаты покупают. Работая преподавателем на факультете журналистики, я регулярно сталкиваюсь с выпускниками школ, в том числе и из Юждага, которые абсолютно не нацелены на развитие, они не стремятся к получению знаний. Дипломы покупают. Забывают родной язык.

В нашем регионе 150 лет назад открыли первую на Северном Кавказе светскую школу, лезгины всегда гордились своей образованностью, отличались ненасытной жаждой знаний. Но за последние двадцать лет в нашей жизни произошла подмена жизненных ценностей, и сегодня пожинаем горькие плоды. Культивируются рвачество, умение угодить и пробивные способности, а не талант, профессионализм и образованность.

А невежество всегда порождает агрессию. Оно способно только на разрушение. Невежество - бесплодно. Лезгинам, как и всем дагестанцам надо вернуть интерес к Книге, к Знаниям, к Образованию. Статус Учителя надо поднять высоко. Получение качественного светского образования нужно сделать национальной идей. В этом, мне кажется, наше спасение.

Беседовала Альбина Курбанова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Принципиально о главном

Алик Абдулгамидов стал победителем Всероссийского конкурса Фонда ОНФ

Вышла книга Алика Абдулгамидова

Константин Затулин: Лезгинам необходима автономия в составе Азербайджана

Алик Абдулгамидов стал лауреатом премии им. Артема Боровика

Комментарии (7)
Комментарий #7, дата: 08 январь 2012 01:43
Хкемжуь,
Воспитание в семье мало что способно заменить - ни средняя школа, ни тем более высшая.
А то, о чем Вы говорите, мы уже проходили, и в другой стране, да только джинсы и жвачка оказались сильнее...

Комментарий #6, дата: 01 январь 2012 15:33
Я понял Вас. Давайте разберем тогда для начала что из себя представляет образование.
Так образование это главным образом «….целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства...»(ФЗ «Об оразовании»)
В данном случае вы рассматриеваете его в узком апекте, а именно как получение научных знаний, дающие личности познания в интелектуальной области. Я не веню вас в этом так как вы его представляете таким какое оно есть у нас, на данный момент, в наших общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведениях. Именно такое образование можно смело назвать одной из причин той самой деградации, упомянутой мною ниже. Аргументирую я это тем что под полным образованием следует понимать комплекс морально-этических, нравственных и научных ориентиров, привавающих человеку на пути формирования его как личность еще со школьной скамьи.

Комментарий #5, дата: 31 декабрь 2011 01:59
Какие вам нужны аргументы, уважаемый Хкемжуь?
По-моему Вы несколько путаете понятия образованность и воспитанность. Образование (во всяком случае, светское точно) дает человеку познания в области интеллектуальной, а морали и нравственности касается весьма и весьма отдаленно, этим понятиям учат прежде всего в семье. Знаю ребят с купленными дипломами ( хотя и решительно осуждаю это) по жизни и поступкам достойных людей, но к сожалению, знаю и других людей с дипломами неплохих российских вузов, которые увы...

Комментарий #4, дата: 30 декабрь 2011 20:03
ВЫСКАЖУ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ЭТОЙ СТАТЬЕ, СНАЧАЛА ПРИВЕДУ НЕБОЛЬШУЮ ЗАМЕТКУ АЛИКА АБДУЛГАМИДОВА:

Большинство проблем - это общие проблемы всех народов, Придется кого-то ущемлять, восстанавливать справедливость за счет кого-то.частных вопросов можно, но это, наверное, не продуктивно. Придется кого-то ущемлять, восстанавливать справедливость за счет кого-то.

ТУТ, Я СОВСЕМ НЕ СОГЛАСЕН С АВТОРОМ СТАТЬИ.

ВО- ПЕРВЫХ, ЛЕЗГИНЫ ( ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫЕ ) ИМЕЛИ И СОЗДАЛИ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОТОМ ПРИСВОИЛИ СЕБЕ ЕГИПЕТЯНЕ, ЕВРЕИ, ГРЕКИ, ПЕРСЫ, АРМЯНЕ, И Т. Д. ПОЭТОМУ НАДО НЕ ПРОСТО ШЁПОТОМ ГОВОРИТЬ, А КРИЧАТЬ НА ВЕСЬ МИР, ЧТО У НАС ОТОБРАЛИ И ВОССТАНАВЛИВАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИМЕННО У ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА, И ЭТО В ЧАСТНОСТИ, ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ЖУРНАЛИСТЫ, И НАКОНЕЦ, ПОРА УЖЕ ДЕЙСТВОВАТЬ СМЕЛЕЕ С ЛЕЗГИНСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ. ХРАХ-УБА - ДО СИХ ПОР НЕ РЕШЕН ВОПРОС.

- КТО ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?

- ПОЧЕМУ ВМЕСТЕ С ХРАХОВЦАМИ НЕ РЕШИТЬ ЭТУ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ ДЛЯ НИХ ВОПРОС?

ЭТИ ВОПРОСЫ НЕ К АЛИКУ АБДУЛГАМИДОВУ, А К ФЛНКА.

- ПОЧЕМУ, ТАК ДАЛЕКИ ОТ НАРОДА?

ПРИВЕДУ ПРИМЕР: КАЗАКИ ДЛЯ МОЛОДЫХ, СОЗДАЛИ УЧЕБНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ.

- ПОЧЕМУ НЕТ У ЛЕЗГИН?

Комментарий #3, дата: 30 декабрь 2011 19:52
Уважаемый Gatagvi, я понимаю вашу позицию относительно моего тезиса о морально-нравственной деградации. Могу с вами поспорить, если вы обоснуете свое мнение. Не вижу аргументов!?

Комментарий #2, дата: 30 декабрь 2011 03:08
Морально-нравственная деградация никак не зависит от уровня образованности. Абсолютно.

Комментарий #1, дата: 29 декабрь 2011 13:32
Спасибо Вам Алик! Такими людьми как Вы мы можем гордится. Полностью согласен с Вами! И про образование прям в точку. Образование наше все - без него мы стадо баранов! Мы свидетели и участники морально-нравственной деградации нашего народа. Больно видеть это уважаемые, больно!



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия