Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сулайман Уладиев о митингах, разделенности народов и аварско-лезгинском сотрудничестве

В последние годы в Дагестане резко возросла активность и роль общественных структур. Сегодня на наших глазах происходит сближение позиций многих организаций, которые долгие годы чурались сотрудничества или находились в зачаточном состоянии. Особую актуальность этому сотрудничеству придает стремительное ухудшение ситуации в Дагестане в сфере безопасности и общественно-политической стабильности.

- На наши вопросы относительно путей выхода из кризисной ситуации и перспектив общественного сотрудничества отвечает бывший депутат Народного Собрания РД, бывший председатель ГТРК «Дагестан», один из авторитетных лидеров аварского движения, председатель «Дагестанского Гражданского Союза» Сулайман Уладиев.

- Недавно в Махачкале прошел митинг против произвола силовиков. Всех поразил масштаб акции. Как Вы можете прокомментировать эту протестную акцию?

- Действительно, митингов таких масштабов в Дагестане в течение последних десяти лет не было. Масштаб – это ведь не только количественный показатель. Хотя 5 тысяч человек на митинге в специфических условиях Дагестана – это не только серьёзная, но и грозная сила.

 При том, эти люди пришли на площадь с одним единственным требованием – прекратить похищения людей, вернуть похищенных и правоохранителям работать строго в рамках закона. И они были организованны одной из религиозных общин Дагестана – «Ахлю с-Сунна».

Эксперты считают, что при необходимости они могут собрать на мирный митинг десятки тысяч своих сторонников, требующих от республиканских властей соблюдения их конституционных прав и свобод.

Если у власти хватит мудрости, и она выстроит справедливую и позитивную конструкцию взаимоотношений с этой организованной, сплоченной и имеющей собственную идеологию общественной силой, то она не представляет для государства и народа никакой угрозы.

Более того, она послужит доминирующим фактором в процессе консолидации дагестанского общества, прекращения вооруженного противостояния и установления мира и спокойствия.

В противном случае нельзя исключить и иной вариант развития событий – это когда на площадь выйдут дополнительно к ним ещё десятки тысяч дагестанцев, уставших от чиновничьего беспредела, социальной несправедливости, взяточничества, коррупции, бедности, клановости, лжи и лицемерия.

А протестные настроения в Дагестане имеют тенденцию к наращиванию и этими настроениями охвачены самые различные слои дагестанского общества, в том числе и определенная часть научной и творческой интеллигенции.

У меня такое ощущение, что или власть ничего не знает об этих глубинных – если так можно выразиться – тектонических – процессах, или не умеет упреждать их разрушительное развитие и управлять этими процессами в конструктивном направлении. Или же она искренне верит в радужные доклады и рапорты своих приближенных о процветающей экономике, успешной борьбе с терроризмом и счастливом народе.

Кстати, информация для размышления – совет алимов Махачкалы поддержал требование митингующих о прекращении похищения людей, хотя и призвал дагестанцев воздержаться от проведения многотысячных митингов с целью исключения раздоров, расколов и вражды.

Я лично считаю, что всем сторонам без исключения надо отказаться от насилия как способа решения существующих проблем, сесть за стол переговоров и постараться уберечь Дагестан от возможных рисков и катастроф.

- Не слишком ли жесткими были требования митингующих?

- Требования митингующих были адекватны сложившейся ситуации. Они не выходили за рамки закона. Они ведь не требовали ни свержения существующего строя, ни отставки должностных лиц.

- В чем причина такого отчаяния митингующих?

- Там не было отчаяния. Там были гнев и возмущение. Митингующие вели себя достаточно спокойно. То есть, там не было и намека на конфронтацию и иные противоправные действия. Организаторы митинга контролировали весь процесс проведения акции от начала до конца.

Никаких санкций не было принято по отношению к участникам митинга и со стороны властей. И это было разумно и правильно. Понятно, что попытка разгона тысяч и тысяч людей привела бы к тяжелейшим последствиям. Он прошёл организованно и без эксцессов и за короткий промежуток времени.

- Какие меры должна предпринять власть для скорейшего разрешения ситуации? И почему власть не решает, казалось бы, очевидные проблемы?

- На этом митинге поднималась только одна проблема – проблема похищения людей. Следовательно, власть должна применить меры по прекращению похищения людей. У нас командная система управления государством. Глава Дагестана и руководители правоохранительных структур РД дают жесткую команду прекратить похищения людей.

Если их полномочий и ресурса для этого недостаточно, то же самое делают соответствующие руководители федерального уровня. А если и при этом ситуация не изменится, то тогда надо подумать над тем, кто, как, и где у нас принимает решения, с какой целью и зачем они это делают.

Но это совсем другая и совсем сложная тема. Хотя она тоже в республике обсуждается, и строятся различные версии, в том числе весьма шокирующие. А чтобы митингов не было, надо устранять причины, которые к ним приводят. Вот и всё.

- Как вы оцениваете нерешённую проблему разделённости некоторых народов Дагестана? Таких, как лезгины и аварцы...

- Проблема разделённых народов существует и её надо решать. Речь идёт, прежде всего, об аварцах, лезгинах, рутульцах, цахурах, проживающих на территории современного Азербайджана. Небольшая часть аварцев проживает также в Кварельском районе Республики Грузия. Но это отдельная тема.

Говоря о юридической стороне данной проблемы необходимо подчеркнуть, что она является объектом регламентации международного права, которое содержит в себе нормы и правила, признаваемые всем цивилизованным человечеством. К сожалению, положение дел в области защиты прав и свобод разделённых народов выходит за рамки юриспруденции и больше находится в плоскости политического поля и политических процессов.

Разумеется, это один из вопросов межгосударственных отношений, государственных и национальных интересов, которые зачастую превалируют над этническими интересами. При рассмотрении проблемы разделённых народов необходимо учитывать самые различные её аспекты: исторический, экономический, правовой, этнографический, территориальный, демографический, конфессиональный и даже геостратегический.

Но в любом случае надо точно установить, соблюдаются ли права и свободы представителей разделённых народов данным государством. Если нет, то какова степень их ущемлённости и дискриминации.

Затем государство, в котором проживает основная, большая часть разделённых народов, должно принимать эффективные и результативные меры по защите их прав и свобод. Я имею в виду меры экономического и политического характера, за исключением разве что военных действий.

Уверен, что азербайджанцы в Дагестане чувствуют себя комфортно, они не подвергаются абсолютно никакой дискриминации, созданы все условия для развития азербайджанского языка, культуры, обычаев и традиций. Здесь они спокойно могут реализовывать свои религиозные и духовные потребности, они представлены практически во всех органах муниципальной, законодательной, исполнительной власти и в правоохранительных органах.

И во всех этих отношениях у них положение даже лучше, чем у многих дагестанских народов. Это факты. Это статистика. Это реальность. И это хорошо. Дагестанцы могут этим гордиться. Но может ли азербайджанская сторона также уверенно заявлять то же самое?

Думаю, что нет. Об этом свидетельствуют и многочисленные материалы и статьи в дагестанских и российских СМИ, и исследования независимых экспертов, и сама реальность. Предлагаю организовать создание двух независимых и объективных комиссий – азербайджанской и дагестанской для изучения ситуации на местах. Перекрёстно.

Выводы будут печальными для дагестанской стороны. Но это не повод для конфронтации. Это повод для анализа и принятия решений на основе равенства и паритета для укрепления экономических, социальных, культурных и иных связей и контактов.

- Почему дагестанская власть не требует от Баку решения этих проблем, при том, что азербайджанцы в Дагестане обеспечены всеми правами?

- Это вопрос вообще-то к власти. Проблема патриотизма? Оглядка на Москву? Приоритеты и шкала ценностей? Отсутствие информации? Инерционность мышления и традиционность действий? Равнодушие? Нежелание рисковать? Сверхзанятость? Всё может быть…

- Какую роль могут сыграть лезгинские и аварские общественные структуры и духовные лидеры в разрешении этих проблем?

- Они могут сыграть решающую роль. Раз власть эффективно этими вопросами не занимается, то это должны делать общественные структуры и духовные лидеры. Они же должны побудить власть к решению этих проблем.

Для начала было бы разумно провести в Москве солидную, фундаментально подготовленную научную конференцию с участием специалистов и всех заинтересованных сторон по проблемам разделённых народов. Эта идея обсуждалась уже на площадке Федеральной лезгинской национально-культурной автономии в Москве, и в самом Дагестане.

Необходимо констатировать, что к этой проблеме проявлен огромный интерес как со стороны специалистов, так и со стороны самых активных и подготовленных представителей общества.

- Ряд экспертов утверждает, что после правления Абдурахмана Даниялова в Дагестане, когда лезгины оказались разделенными на табасаранцев, рутульцев, агульцев, цахурцев, между некоторыми представителями аварской и лезгинской общественности появился некий холодок неприязни и недоверия.

Действительно ли эта проблема существует? Насколько, на Ваш взгляд, она преодолима? И какие меры нужно предпринять, чтобы укрепить братские и доверительные отношения между нашими народами?

- Категорически не согласен с утверждением о существующем холодке и тем более неприязни между представителями аварской и лезгинской общественности. Да и сам Даниялов был сыном своего времени и действовал не сам, а соответственно по правилам той системы. И лезгины это отлично понимают.

А на данном историческом этапе не только нет недоверия, а есть полное понимание, взаимная поддержка и готовность к сотрудничеству во имя мира, справедливости и равенства.

Не хочу скрывать тот факт, что между представителями аварских и лезгинских политических, финансовых и интеллектуальных элит идёт динамический процесс сближения и шлифовки позиций. И не только по проблемам разделённых народов, но и по многим другим проблемам.

И это соответствует интересам всех дагестанских народов, общества и власти. Это позитивный и конструктивный процесс. И он необратим. Ведь главное – это чистота намерений, благородство целей и общеполезный результат.

- Мы знаем, что Вы внимательно следите за работой ФЛНКА. Какие оценки и рекомендации по работе нашей организации Вы могли бы дать?

- ФЛНКА с момента своего создания прошла большой путь и проделала огромную работу. У неё большой опыт и мощный интеллектуальный потенциал. Думаю, что это лучшая в России национально-культурная автономия. О многом говорит и тот факт, что совсем недавно Президент ФЛНКА Ариф Керимов встречался с Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным.

Но, несмотря на весь пройденный путь, я убежден, что и у ФЛНКА, и у перспективы лезгино-аварского сотрудничества по многим проблемам, всё еще впереди…

Беседовала Альбина Курбанова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дагестане пройдет санкционированный митинг

В Махачкале родственники пропавших без вести провели митинг против произвола спецслужб

Роль религии в укреплении стабильности в Дагестане стала темой научной конференции

Сулайман Уладиев о Дагестане и справедливости

Общественная палата России обсудит религиозно-политический конфликт в Дагестане

Комментарии (24)
Комментарий #14, дата: 18 декабрь 2011 14:24
Цитата: Салман
Может быть, это исторический шанс для обоих народов? Ведь это был бы мощный альянс!



специально для Салмана =) http://lezgi-yar.ru/news/lezgina_ne_propuskajut_v_deputaty_v_dagestane/2011-12-1
8-577


как в даге не пускают лезгина в ГосДуму.

Комментарий #13, дата: 17 декабрь 2011 02:23
ва алейкумасалам Салам.Ситуация с аврцами не совсем такая как у лезгин.у нас не меньше 50% лезгин там,у них основная масса проживает компактно в дагестане .процентов 10%проживает там(азербуте).они это прекрасно знают .и в любой удобный момент они откажуться от них .они не плохо живут здесь уже как вы сказали 70лет.Точки соприкосновения надо найти не только с ними но и сдругими .правильно сказали союзников у нас нет как вы сказали, и об этом они прекрасно тоже знают.кроме того столица от нас далеко находиться.политически мы в резервуации.кроме всего прочего на местах у нас ничего не решаеться. даже элеметарные вопросы..я прошу прошения, какие-то безхребетные безмозглые существа главы сёл, районов, директора школ.у нас в селе учителя есть которые таблицу умножений не знают .там во многих сёлах вакханалия складывается.некоторые учителя под 90лет ходит не могут .во многих сёлах такая ситуация.у нас вообще какая -та больная ситуация сложилась.

Комментарий #12, дата: 17 декабрь 2011 02:07
Цитата: Салман
Может быть, это исторический шанс для обоих народов? Ведь это был бы мощный альянс!



МОЩНЫЙ... =)))))))))))))))

Вспоминаю слова Ахмеднаби Ахмеднабиева http://muradlek.livejournal.com/55234.html

Комментарий #11, дата: 16 декабрь 2011 22:49
джамшут-вот-Салман,правильные слова говорит-
-я бы добавил-если нашли и единомышлиников-
-То могли бы-кое=что решить-!
-Пообшайся с ним...

Комментарий #10, дата: 16 декабрь 2011 20:06
Джамшут! Я с тобой согласен. Нельзя всегда выступать в роли матери Терезы, но надо правильно оценивать сформировавшуюся общественно-политическую ситуацию в Дагестане за последние 70-80 лет, которая сложилась не в пользу лезгин. В этом виноват продажный лезгинский кадровый корпус, да и сам народ. Всё было доведено до неприглядного состояния и в результате лезгины не имеют политического веса и собственной политической платформы. У лезгинского народа нет союзников в Дагестане, а в Азербайджане – тем более. Но союзники лезгинам всё-таки необходимы. Понятно, что даргинцы нам не союзники, а кумыки как тюркский народ больше поддерживают азербайджанцев, а не нас! Но с аварцами лезгин объединяет одинаковая проблема – проблема разделённости. Может быть, нам в этом вопросе найти точку соприкосновения и начать сотрудничать? У нас давно, а у аварцев с недавнего времени дела идут неважно. Может быть, это исторический шанс для обоих народов? Ведь это был бы мощный альянс! Без союзников в самом Дагестане мы ничего не сможем добиться. И представители аварских организаций первые дали сигнал готовности к союзу. Надо хорошенько над этим подумать.

Комментарий #9, дата: 16 декабрь 2011 16:23
ва алейкумасалам шарвили стха.Я всё таки рекомендовал бы подумать хорошо коггда речь идёт, скажем прямо, об аварцах .Тем более когда речь идёт о денгьгах,тем более о лично заработаных лезгинами, они пусть делять бюджет дагестана .Я думаю лезгины должны свой взор направить в дербент белиджи и.т.д.Я вас уверяю когда деньги есть "друзья "сами придут ,возле того у кого деньги есть.

Комментарий #8, дата: 15 декабрь 2011 16:39
Ассаламалейкум-джамшут-!-Видно что вы настояший Лезгин-!
-И говорите правду,но и правда у каждого своя-
-А Истина -одна-!!!.
-Лезгины-НИКОГДА голову не опускали -что б, её поднимать..-
-Наши беды в разобщённости и в упрямстве-..!
-Как вы говорите--нельзя ..в роли Терезы ...-Вот это -верно..
-А что ж- хотите--что б кто то сказал-дорогие Лезгины--
-Место-под Солнцем свободно--пожалуйста--приходите-садитесь-!?!
-А-джамшут-???!.-Нет конечно..!
-Надо прийти к этому-Самим...!(Здесь всё ,не поместиться и не скажешь)
--
--Большевикам -как то сказали--взяли Власть-
-Прикрываетесь народом-!?!--..
-Б.)-Не взяли власть-а Пришли к власти-..!!!(Джерзинский)
-Не спеши я Стха..всё и сложно-и всё-просто-!

Комментарий #7, дата: 15 декабрь 2011 01:57
да я только за дружбу многовековую .из всех народов Лезгины самые мирные ,ну куда ещё мирнее я не знаю .и ещё мы виноваты оказываеться .я не знаю какая истина и справедливость и где они находяться!!Самое главное мы не должны обманывать себя .мы для них не конкуренты,это они сами повторяют и даже многие соглашаються.Мы должны реально смотрет в происходяшее и принимать условие игры,иначе мы вне игры.нельзя всегда в роли Терезы выступать.Я думаю в Махачкале они власть Лезгинам никогда не дадут,конкурировать с ними в Махачкале ,ну это фантастика.они будут 3-дня смеяться.Исходить надо из того ,что есть ,так как другого нет.

Комментарий #6, дата: 15 декабрь 2011 01:01
Если посмотреть,Истине в глаза--
-Все Мы-Аварцы-Лезгины-Даргинцы-Лакцы.....-Все Мы -братья и близки по духу...
-Сидели у одного-костра-и у Нас никогда не было погрешностей--!!!
-Расхождения..были--и это естественно..
-И у каждого было своё место у костра...!
-И все ,знали что Лезгины это-Мудрость Дагестана..-!!!
--21век,-идёт здоровая "конкуренция"-это естественно-
-Тогда Мы были Мудрее-!-Сейчас уступаем--в чём то-
-И это Наша вина-в силу своей НЕСПЛОЧОННОСТИ...-
-ВСЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ СВОИХ...-где бы не были...-
-А --Мы-!?!
-Не извлекаем ошибки-забываем-Великую Историю--!!!

Комментарий #5, дата: 14 декабрь 2011 22:20
Ассаламалейкум.очень красиво говорить.здесь я думаю хорошо надо подумать холодной головой.Аварцы прекрасно понимают ,что они сила и мы этого не отрицаем.Какое отношение у них к Лезгинам в дагестане думаю всем известно,кстати они влияют и на другие народы Дагестана,а образ Лезгина сильно испортили.То,что он говорить это хорошо ,но искренно-ли он говорить? думаю что нет.Последние несколько лет 5-10 Лезгины начали" голову поднимать" ,благодаря бизнесменам лезгинского происхождения.И у(у аварцев) них появились некоторые опасения .В дагестане борьба за власть ,за ресурсы ещё никто не отменил.и в этой борьбе они не захотят делит колбасу с лезгинами ,до сегоднешнегодня они не делились.ЭТо сейчас они начали говорить о дружбе когда у лезгин появились деньги.Дружить с ними надо ,но мы не должны забывать реалиях дагестана, кавказа.Лезгины вообше должны по всем направлениям работать,местоположение такое.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия