Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Сыновий долг - помочь Табасарану»

Народ выдвигает новых лидеров и новые инициативы

В последние годы общественная жизнь в Табасаране сникла и вы нигде не прочитаете о сколь-нибудь значимых событиях, или мероприятиях. Единичные случаи всплеска в основном носили частично протестный, частично культурный характер, но систематика общественной жизни отсутствовала вчистую.

Этому есть в первую очередь субъективное объяснение – на протяжении последних двадцати с лишним лет у народа просто «изъяли» желание участвовать в жизни района, на порочной практике доказали никчемность гласа простого жителя и гражданина, само понятие «общественная жизнь» стала для района экзотикой. И это к великому сожалению ситуация сложившаяся не только в Табасаране, но и почти по всему Дагестану.

Последние месяцы с обновлением властей в Дагестане ситуация в плане оживления общественности в регионе заметно улучшилась. Появилась реальная возможность построения социальных институтов и механизмов активизации человеческого, в особенности молодежного, потенциала в Республике.

Это очень важный момент – реальное участие народа в жизни региона по подсчетам экспертов позволит, изменив социальный имидж, создать более благоприятную почву под экономическую привлекательность, и многое другое.

И на фоне общего оживления меняется ситуация и в моем родном Табасаране. В районе практическими делами о себе заявила «Общественная инициатива «ХАЛ». В преддверии месяца поста – месяца Рамадан была проведена встреча с Советом имамов района и утвержден график проведения благотворительных коллективных ифтаров (вечернее разговение).

Два таких мероприятия были проведены в селениях Хурик и Гюхрек. И сегодня мы беседуем с координатором «Общественной инициативы «ХАЛ» Кадырбеком Нурмагомедовым.

Кадырбек Нурмагомедов в кругу семьи

Умганат Сулейманова: Уважаемый Кадырбек- чви, расскажите предысторию формирования общественной инициативы.

Кадырбек Нурмагомедов: Умганат, Вы знаете меня не первый год, знаете, что на протяжении многих лет я стремился быть полезным своему народу, своей малой Родине – Табасарану. Я человек практики, всю жизнь связан с сельским хозяйством.

Наша земля в этом плане самая благодатная во всем Дагестане. При рачительном и грамотном использовании потенциала земли мы можем буквально вырвать район из числа дотационных, сделать его привлекательным во всех отношениях – хоть для инвесторов, хоть для приезжающего туриста.

Но порочная система жить за счет дотаций убила все в районе, в том числе и живую инициативу простого жителя. Это страшное дело – у людей отбили желание работать на земле! Посмотрите на пустующие поля, обратите внимание на отсутствие живности у населения. Это ужасно!

Сердце обливается кровью, когда смотришь на наших земляков, которые стоят в очереди на всевозможных придорожных «биржах» готовых за мизерную оплату гнуть спину. И они ее гнут везде, но не только не на своем поле, в своем огороде. Почему? Да потому, что это сделали невыгодным! ….

У меня и у моих друзей – наших земляков, живущих и работающих за пределами района, республики давно уже была мысль вернуть Родине свой сыновий долг, помочь Табасарану наладить нормальную социальную и экономическую жизнь, возродить былую славу нашего народа. Но были определенные субъективные помехи, усиленно препятствовавшие этому.

Несмотря на препоны, мы подключили к своей работе прекрасных молодых ребят – знатоков своего дела из аналитической группы «PORTAL21» и выработали последовательный план действий по оживлению ситуации в районе, включающую в себя как социальные, имиджевые, так и экономические аспекты. Это по их рекомендации сформирована «Общественная инициатива «ХАЛ», проводятся первые практические мероприятия.

В дни священного для мусульманина поста мы совместно с Советом имамов района (отдельное спасибо Рамазан-хаджи Пирмагомедову) решили провести благотворительные коллективные ифтары (вечернее разговение – прим. ред.) в ряде крупных населенных пунктах района.

Вместе с имама района мы при поддержке Исламского просветительского центра «Баб уль-Абваб» провели ряд рабочих встреч, посвященных проблемам социальной адаптации служителей культа и выработке действенных механизмов взаимоотношения общественности и мусульманской общины.

И главный наш упор – сохранение и развитие института семьи, пропаганда культуры отношения к Ребенку. Ведь и наша инициатива является частью большого гуманитарного концепта «Ребенок – достояние мира».

Умганат Сулейманова: Такого рода инициативы у нас обычно ассоциируются с обособлением, национализмом…

Кадырбек Нурмагомедов: Так называемые дагестанские народы, а правильней будет (этому есть историческое, культурное и духовно-нравственное обоснование) – единый дагестанский народ - это уникальная мозаика малых и больших этносов.

И границы проживания этого этноса шире границ самой Республики. Так сложилось, что нас «ужали», развели каждую народность по своей «комнатке» и посеяли между нами непонимание, часто переходящую во вражду. Это глупость, которую нам с Вами, Умганат, и комментировать не к лицу.

Мы один дагестанский народ! Но это пестрое единство. И тут важен каждый язык, каждый диалект, каждая мелкая специфика этнокостюма, каждая малая деталь. Ведь все это – наше богатство, это наша история, наша память! Мы должны сохранить сообща (!) каждую из этих деталей.

И в этом плане особо важна работа с молодым поколением, для которых мы должны дать аргументы, усиливающие его сознание, восприятие окружающего мира, его желание говорить на родном языке, приобщаться к родной истории, его стремление познавать соседей и их специфику. А такими аргументами изобилует история Дагестана и Табасарана, в частности.

Умганат Сулейманова: Значит работа с молодежью – это прерогатива вашей деятельности?

Кадырбек Нурмагомедов: Конечно. Именно под них прописываются все наши проекты. Надо оживить молодое поколение, вовлечь интенсивней в общественную жизнь родного края, сделать их проводниками культуры и я зыка табасаранского народа за пределами малой Родины.

Умганат Сулейманова: Все что Вы собираетесь осуществить требует затрат как времени, так и финансов. Второе многих будет интересовать в большей степени.

Кадырбек Нурмагомедов: Естественно необходимы вложения. Я скажу одно, что привыкнув к постоянным даровым дотациям, в Дагестане забыли, что есть более эффективные формы как заработка, так и рачительного расходования финансов. Мы намерены привлечь потенциал наших друзей, изыскать внебюджетные финансы, на местах более эффективно с’организовать коммерческую деятельность, внедрить культуру корпоративного продвижения товаров и услуг, и многое другое.

Умганат Сулейманова

Умганат Сулейманова: Как Вы кратко охарактеризуете деятельность новой общественной инициативы?

Кадырбек Нурмагомедов: Табасаран должен стать местом, открытым для Детства. Здесь весь социально – экономический потенциал должен работать на будущее, на наших детей. Сама среда обитания должна отвечать потребностям Детства, а это самый высший критерий требовательности. И (!) наша Родина, наш народ должен быть открытым для каждого Ребенка, вне его происхождения. А мы все должны стать одной большой Семьей!

Умганат Сулейманова: Прекрасные слова и прекрасное начинание. Успехов Вам и вашим коллегам!

Умганат Сулейманова, представитель ФЛНКА в Табасаранском районе

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Диалог с районной властью

С обратной стороны Каспия

Сохраняя родную культуру вдали от малой Родины

Передовик дагестанского студенчества

ФЛНКА и «Лезги газет»

Комментарии (10)
Комментарий #10, дата: 29 май 2015 16:13
Как табасаранец родившийся и выросший в Табасаране, хочу предупредить форумчан, что самоназвания "Гъум-гъум" или что-подобного, в Табасаране нет! Северный Табасаран имеет самоназвание "Гъунна", а люди "гъуннар" (это территория включает в себя северную часть Хивского и весь северо-запад Табасаранского р-нов). Тут, для особо впечатлительных добавлю, что название "Гъунна" - никакого отношения к древним гуннам не имеет и скорее всего происходит от табасаранского слова "гъун" - возвышенность. В подтверждение этому, могу привести в пример то, что жители нижнего Табасарана называют.нас не только "гъуннар" но и "сивундар" - от слова "сив" - высокая, огромная гора, то есть горные, те что живут выше!

Комментарий #9, дата: 25 июль 2013 14:31

Цитата: Рашид
Понятие гум-гум для табасаран совершенно чужд
 

Наоборот, длиннющее понятие "Та-ба-са-ран", состоящее из четырех слогов, чуждо не только гумгумам, но и всем дагестанским народам. Такого длинного этнонима нет ни в одном дагестанском языке.


Комментарий #8, дата: 25 июль 2013 12:18

Цитата: Рашид
Когда немец Услар в Табасаране собирал материал про табасаранский язык,какме-то табасаранцы ему сделали "дум-дум", т.е избили для профилактики, а потом Услар в отместку за избиение написал, что самоназвание табасаран - гум-гум. Табасараны немцу сделали ДУМ-ДУМ, а немец табасаранам - ГУМ-ГУМ
 

Именно так пишут те, у кого нет совершенно никаких аргументов. Хаха да хихи.


Комментарий #7, дата: 24 июль 2013 20:16

Цитата: Рашид
Версию о якобы самоназвания табасаран - гъумгъум запустил в интернете какой-то дурачок и после этого, недружелюбные табасаранам, некоторые лезгины начали с большим удовольствием тиражировать эту глупость.
 

Читай книгу Услара "Табасаранский язык", где он написал, что северные таб-цы себя называют гъум-гъум. Если ты даже две книжки не прочитал, зачем споришь?

Прав Нажмудин, слово "Табасаран" не имеет корней в гумгумском языке. Такое длинного названия какого-либо народа (целых четыре слога - Та-ба-са-ран) в гумгумском языке больше нет, что говорит о его чужеродности. И об этом тоже писал Услар.

Так что лапшу о Великом гумгумском Табасаране нам тут вешать не надо. Да, Табасаран был больше, чем сейчас, но гумгумы тогда не составляли большинство в нем. Он был многонациональным, в котором проживало много народов.


Комментарий #6, дата: 24 июль 2013 13:15

Ребята,прекратите.Силы,котрые не хотят,что бы наши народы были в месте(а в месте мы сила)запускают то там,то тут разную чанду,а мы начинаем уже между собой драться.А настоящие враги,красиво смеясь над нами,за глаза смеясь над нами продвигают свои дела...

Только в месте мы сможем добиваться успехов и сохронить каждый ценности своего народа.

А так у нас будушего нет.


Комментарий #5, дата: 24 июль 2013 09:14

Позднее Табасаран был захвачен арабами, и правителем поставили араба Мухамада Майсума. Главным правителем Дагестана арабы назначили араба Шахбала (шамхала), посаженного в Кумухе. Со временем шамхал прибрал себе Кюру, Агул, а дербентский правитель забрал восточную часть Табасарана. И вследствие этого получилось, что в этом оставшемся клочке Табасарана гумгумы стали составлять большинство. Гумгумы на вопрос "откуда ты?" неизменно отвечали "Из Табасарана". Начиная с 19-го века некоторая часть гумгумов тоже стала называть себя таб-цами, хотя само название никаких корней в гумгумском языке не имеет. А теперь гумгумы вовсе прибрал это название себе, и вешают лапшу, что "таб" - это холм. Это как нас всех за границей называют русскими, так и всех жителей Табасарана называли таб-цами.


Комментарий #4, дата: 24 июль 2013 09:12

Цитата: Рашид
Как табасараны могут быть переселенцами с Ирана
 

Ты каким местом читаешь, Рашид? Разве я сказал, что къабгъаны пришли из Ирана? Я думал, ты таб-нец, оказывается молдаванин. Еще раз объясняю: Табасаран основали переселенцы (персы) из Ирана и название Табасаран тогда и появилось. Предки нынешних таб-цев, т.е. твои предки, Рашид, никогда себя табасаранцами не называли. Часть таб-цев называла себя гъумгъум, другая часть по-другому. А лезгины вас называли къабгъан. Вот твои предки гумгумы (кабганы) из Ирана не приходили, они жили исконно на своих землях. А позже персы создали Табасаран, завоевав прилежащие к Дербенту территории, на которых жили лезгины, гумгумы и агульцы. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/VI/Dag_chron/Derbend_name/framete
xt.htm
"Табарсаран основали вначале двенадцать групп (фырка). Двенадцать племен (тайфа) были приведены из Ирака, Адербайджана, Аравии (Араб), Хумиса, Шама, Мусыла и поселены здесь на жительство".


Комментарий #3, дата: 23 июль 2013 18:21

Цитата: Рашид
Отсюда можно сделать вывод, что если лезгины табасаран называют кавказцами, значит сами лезгины некавказцы.

Молодец  Рашид! Ты настоящий табасаранец.
Только никак не возьму в толк ,на чью мельницу воду льеш?
Кто ваши союзники и кто больше всех и искренне хочет процветания табасаранского народа ?
Азербайджанцы? Или все таки лезгины  ? Я знаю табасаранцев , истинных патриотов своего народа ,которые не подвергают сомнению братство лезгин и табасаранцев . 


Комментарий #2, дата: 23 июль 2013 13:24

Цитата: Рашид
Сыновьям Табасарана в будущем предстоит решать большие задачи по возрождению и процветанию Табасарана. За 2-х тысячный период истории некогда могущественный Табасаран потерял очень многое.
 

К нынешним табасаранцам тот Табасаран имел ровно такое же отношение, как и к другим дагестанским народам, входившим в Табасаран. Название "табасаранцы" не является исконным. Был Табасаран (как щас Россия), и в него входило много народов - это лезгины, гумгумы (нынешние таб-цы), агульцы, арабы, персы, позднее тюрки. И правили Табасараном арабы, которые впоследствии перешли на тюркский язык. Табасаран основали переселенцы из Ирана и дали ему название. А вы, гумгумы, присвоили себе это название, которое не имеет никаких корней в вашем языке.


Комментарий #1, дата: 21 июль 2013 15:06

Самый главный наш враг в возрождении наших народов в Южном Дагестане да и в самом Дагестане в целом это ЦЕНЗУРА который хочет прибрать все к своим рукам.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия