Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Где получить знания Дагестану?

Гаджикурбан Алхасов о проблемах в дагестанской системе образования

 

Предлагаем вниманию читателей нашего сайта материал, подготовленный представителем ФЛНКА в Агульском районе Гаджикурбаном Алхасовым. В своей работе автор рассказывает о состоянии дел в сфере образования, о трудностях абитуриентов при поступлении, о проблемах студентов и преподавателей, сопровождая это воспоминаниями из своей жизни.
 

В свое время, когда я поступил на филологический факультет ДГУ, то был приятно поражен тем, как многие преподаватели здесь читали студентам лекции, не заглядывая даже в учебники.
 
Но со временем стал замечать, что многие из них терялись, как только им задавали вопросы, не входящие в заданную тему. Я долго думал, почему так происходит, пока не выяснил в чем дело.
 
Оказывается, дело было в том, что все эти программы, по которым нас обучали, были разработаны в пятидесятые годы прошлого столетия и были рассчитаны на подготовку учителей для средних школ.
 
Преподаватели же, ежедневно повторяя, выучили их наизусть. И те, кто считал, что этого достаточно для добывания своего «куска хлеба», 
не интересовались вопросами, выходящими за рамки этих программ, поэтому легко и попадали впросак, когда пытливые студенты беспокоили их неожиданными вопросами.
 
Другой случай из той поры. На защите дипломных работ, аттестационной комиссией 
было порекомендовано руководству факультета издать за счет вуза, в качестве готовой научной работы
 мою работу на тему албанской письменности.
 
Этого, конечно, не было сделано, но зато мне предложили поступить в аспирантуру или быть соискателем. Я согласился на второе. А один из моих преподавателей, которого определили мне научным руководителем, стал объяснять мне как следует написать  кандидатскую работу.
 
Он говорил – «молоко, молоко, молоко и раз, что-нибудь от себя, молоко, молоко, молоко и раз, что-нибудь от себя», подразумевая под словом «молоко» цитаты и мысли других авторов или общие фразы. Я тогда подумал и решил отказаться от такой научной перспективы.
 
С тех пор, конечно, многое изменилось  и не только в целом по стране, но и во всех сферах нашей жизни, в том числе и в области образования, и изменилось далеко не в лучшую сторону.
 
Мне как-то пришлось посетить в Дербенте один нефтяной институт, размещенный в трехкомнатной квартире. В другой раз, проезжая возле какого-то села Акушинского района, был искренне удивлен, увидев  красочный щит, рекламировавший какое-то высшее учебное заведение, открывшееся здесь.
 
И таких примеров из нашей  дагестанской реальности можно привести бесконечно. А вспоминая такие случаи, я хочу всего лишь сказать, что деградация образования у нас в республике началась давно и продолжает прогрессировать в том же направлении.
Само содержание понятия «образование» выветрено и превращено в пыль. Уму непостижимо, но именно у нас в Дагестане, где по большому счету нет никакой экономики и где чаще всего не соблюдаются какие-либо юридические нормы, больше всего приходится экономистов и юристов на душу населения, если под экономистами и юристами понимать людей, формально получивших на руки документ об образовании установленного  образца.
 
Но ведь мы понимаем, что сами по себе дипломы или иные бумаги не являются доказательством того, что их обладатели являются образованными людьми.
 
Возьмем историю. Если мне не изменяет память, то в 1957 г. под руководством академика М.О. Косвена в двух томах был издан труд  под названием «Очерки по истории Дагестана». Он долго не переиздавался.
 
Однако, начиная с 90-х годов, в свет вышли несколько академических работ, посвященных этой же теме. Казалось бы, читай и радуйся. Но нюанс заключается в том, что при сличении изданий разных лет, в более поздних из них ничего такого, что не было бы в первом, не обнаруживается.
 
Но ведь за то же время у нас реально появился целый класс, именуемых профессиональными историками, многие из которых облачены нешуточными научными статусами.
 
В целом проблема образования в Дагестане имеет более глубокие корни, чем мы это можем себе представить. И одним составляющим ее является необходимость осознания на многих уровнях того, что вообще представляет собой это явление – стремление соответствовать формальным требованиям или получение того, что позволяет чувствовать себя интеллектуально полноценным субъектом в поле своей деятельности?
 
В Дагестане нет ни одной области, в которой не ощущалась бы острая нужда в высококлассных специалистах. Но правда заключается в том, что сама республика, по указанным выше причинам, не в состоянии готовить их самостоятельно.
 
Кроме того, благодаря практике подбора кадров по признакам принадлежности к клановым системам, саму потребность в таких специалистах сведена к нулю. Как известно, наиболее катастрофическим образом такая практика отражается на представителях Южного Дагестана.
 
В этих условиях для лезгиноязычной  молодежи, программа по поступлению в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, реализовать которую готовится ФЛНКА, это неоценимый подарок судьбы.
Суть программы, как известно, заключается в том, что ФЛНКА, как общественная организация, выступает посредником между вузами указанных городов и местными муниципальными предприятиями на предмет подготовки  первыми специалистов для вторых. И в связи с этим стоит задача выяснить, как может быть воспринят проект молодежью и что может помешать ей стать участником данного проекта?
 
С этой целью на днях в студии Дагестанского радио нами была организована встреча с молодыми агульскими учеными – кандидатами филологических наук Н.Р.Исрафиловым (ДГПУ) и М.Курбановым (ДГУ).
 
А чуть ранее этой теме была посвящена и  беседа с учителями Бедюкской средней школы Агульского района во главе с завучем А.Р.Меджидовым. В целом, если суммировать итоги этих встреч, то можно сказать, что для молодых агулов, желающих поступить в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, наиболее значимыми могут оказаться следующие вопросы.
 
Отдаленность  городов, в которых они будут учиться, от малой Родины; возможность материальной поддержки их во время учебы родителями; неблагожелательное отношение к выходцам из Северного Кавказа в российских городах; возможность обеспечения себя работой в родной республике после учебы.
 
Однако я думаю, что, несмотря на некоторую осторожность в высказываниях и оценках участников прошедших бесед, сам проект имеет достаточно большой потенциал, чтобы быть  реализованным.
 
И главное – он дает  молодым людям возможность стать специалистами, качественно отличающихся от тех, какими в состоянии их готовит наша республика. Поэтому продвижение нового проекта ФЛНКА должно быть продолжено.

.

Пресс-служба ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Тажидин Саидов

Студенты Дагестанского педуниверситета объявили голодовку

Оживление Агула

В Азербайджане болонская система трансформировалась в колхозное планирование

ЕГЭ продажная! Козлы… все?

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия