Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Крик лезгинских узников

Обращение политзаключенных Азербайджана к мировой общественности

ФЛНКА с момента своего создания обращала внимание на случаи нарушения прав и свобод наших соплеменников в Азербайджане. Однако одно дело, когда жителям лезгинских сел и районов просто закрывают возможности развития собственной культуры.

И совсем другое дело, когда людей по надуманным обвинениям бросают в застенки и осуждают на длительные сроки заключения. Подобные случаи нарушения прав и свобод человека за его убеждения превращают его в политзаключенного.

Проблема нарушения прав политических заключенных в Азербайджане привлекает внимание уже не только нашей организации, но и международных структур. Но ситуация продолжает ухудшаться. Свидетельство тому – письмо лезгинских узников совести, пришедшее недавно на почту ФЛНКА.

Миссия Штрассера

Мы уже писали о шуме, который наделал в Европе жесткий доклад по ситуации с правами человека в Азербайджане, который подготовил для Парламентской ассамблеи Совета Европы специальный уполномоченный Кристоф Штрассер.

Доклад с названием «Последовательные меры по линии политзаключенных в Азербайджане» носил резкий характер. Автор доклада отметил, что, несмотря на приложенные усилия, вопрос политзаключенных в Азербайджане все еще остается нерешенным.

Более того, Штрассер представил новые случаи политзаключенных в Азербайджане, среди них ряд оппозиционных политических деятелей и активистов, журналисты, блогеры, участники мирных демонстраций.

Кристоф Штрассер  

Кристоф Штрассер также напомнил, что азербайджанские власти не позволили ему въехать в Азербайджан для проведения исследований, и он составил свой доклад на основе данных разных общественных организаций.

По данным Штрассера, на данный момент в Азербайджане есть 85 политзаключенных, имена которых приводятся в докладе. Фигурировали в этом списке и лезгинские имена. Однако его доклад по политзаключенным не был принят Парламентской ассамблеей Совета Европы.

«Результаты этого голосования – не только мое поражение, но поражения комитета по правовым вопросам и правам человека ассамблеи, и самой ассамблеи», - сказал Штрассер.

«Ведь наличие в Азербайджане политзаключенных – это факт. Но многие депутаты выступили против моего доклада», - добавил он.

Особо он отметил заявление докладчика Мониторингового комитета Педро Аграмунта. «Аграмунт заявил, что политзаключенных в Азербайджане освободят. Я не знаю, на чем он основывался», - сказал Штрассер.

Письмо из зиндана

После событий в ПАСЕ с отказом поддержать доклад Кристофа Штрассера, на официальную почту ФЛНКА пришло письмо лезгинских заключенных, обличающее азербайджанские власти в преследовании жителей страны за убеждения. Мы приводим данное письмо без сокращений:

Дорогие братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Мы правоверные мусульмане - лезгины из Кусарского района Азербайджана, арестованные по сфабрикованным обвинениям за наши религиозные убеждения, мировоззрение, мысли и слова.

Для честных людей наша религия, которую исповедуют миллионы людей, не представляет опасности, а нечестных определяем не мы, а Всевышний.

Мы не приемлем правонарушений, не занимаемся политикой, не используем агитацию и пропаганду, возбуждающую расовую, национальную, религиозную и социальную рознь и вражду, наши религиозные обряды не нарушают общественный порядок и не противоречат общественной нравственности.

Последователи нашей религии признают светскую власть, призывают к честности, порядочности, доброте, дружбе и миру, категорически не приемлют терроризм, сепаратизм и другие противоправные проявления, основываются в жизни на общечеловеческих ценностях, не употребляют спиртное, наркотики и табачные изделия.

Возможно, кого-то смущают наши бороды и особенности верхней одежды, но они имеются и у представителей других религий, а некоторые люди вообще ходят полуголыми, однако никого это не смущает и никого за это не лишают свободы.

Да, в последнее время нас стало больше, и число правоверных мусульман увеличивается быстрее, чем количество членов правящей партии. Очевидно, людей привлекают наши идеи, дела и поведение, хотя нас пытаются противопоставить другим религиозным течениям, распускают гнусные слухи и небылицы.

Однако, с некоторых пор власти Азербайджана опасаются единства людей, осуществляемого вне стенок правящей партии и проправительственных объединений, а потому любыми путями пытаются уменьшить их количество.

По религиозным и национальным мотивам нас систематически преследуют, грубо и умышленно нарушают основные права, подвергают дискриминации, лишают свободы по сфабрикованным обвинениям, пытают и издеваются, закрывают мечети, создают жизненные условия, рассчитанные на наше полное физическое уничтожение.

Ежедневно все больше наших сторонников оказываются в тюрьмах, преследования не

прекращаются, а усиливаются. Рядом международных правозащитных организаций и в докладе Кристофа Штрассера мы признаны узниками совести - политическими заключенными, но нам от этого стало только хуже, поскольку ПАСЕ предала декларируемые ценности и людей, которые в эти ценности верили (см. www.iolr.org).

Тем не менее, мы продолжаем верить в торжество справедливости и надеемся на

вашу помощь. Поддержите нас, напишите о нас, расскажите о нас.

Шарафаддин Махмудов, Рагиб Пиралиев

Эхо в коридорах ПАСЕ

Таким образом, проблема с политзаключенными и узниками совести в Азербайджане настолько серьезная и очевидная, что от нее Европа не может отмахнуться. И тут бессильны все усилия азербайджанской «икорной дипломатии», пытающийся щедрыми подарками уговорить европейских чиновников не поднимать эту тему.

Даже та же самая ПАСЕ, которая отвергла доклад Кристофа Штрассера под натиском азербайджанских эмиссаров Баку, все равно была вынуждена подготовить альтернативную резолюцию по этой проблеме.

Наш сайт уже писал о том, что докладчики Мониторингового комитета Совета Европы по Азербайджану Педро Аграмунт и Джозеф Грех по следам событий в Исмаиллы выразили свое глубокое беспокойство массовыми задержаниями протестовавших.

Педро Аграмунт и Джозеф Грех

«Мы твердо призываем власти Азербайджана использовать все законные меры для освобождения эти оппозиционных политиков, - отметили докладчики, Мы призываем власти Азербайджана пересмотреть дела протестующих и активистов».

"Все сообщения о предполагаемых пытках и жестоком обращении под стражей должны быть тщательно расследованы и виновные должны быть наказаны", - заявили специалисты.

Господин Аграмунт и господин Грех также напомнили, что Азербайджан должен соблюдать свои обязанности и обязательства, которые брала на себя страна при вступлении в Совет Европы:

"Должна быть обеспечена справедливость судебного процесса, а также прозрачность в ходе расследования. Свобода собраний и свобода выражения мнений являются основными правами человека, которые должны быть гарантированы в каждом государстве-члене Совета Европы».

Наш сайт также приводил ранее выдержки из размещенной на сайте ПАСЕ официальной Резолюции этой структуры, касающейся выполнения Азербайджаном взятых на себя обязательств в сфере соблюдения прав человека. Сегодня мы приводим перевод этого документа полностью.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Резолюция №917 (2013 г)

Соблюдение взятых на себя обязательств по Азербайджану

1.

Азербайджан присоединился к Совету Европы 21 января 2001 года. После данного присоединения он взял на себя обязательства, которые должны выполнять все государства-члены согласно Статье 3 Положения, касающегося плюралистической демократии, верховенства права и прав человека.

Кроме того, Азербайджан взял на себя еще ряд особых обязательств, перечисленных в Мнении 222 (2000) Парламентской Ассамблеи Совета Европы в отношении заявки Азербайджана на членство в Совете Европы.

2.

В соответствии с процедурой мониторинга, установленного Резолюцией 1115 (1997г.) и внесенных поправок в Резолюциях 1431 (2005 г.) и 1515 (2006) Ассамблея сделала оценку прогресса, достигнутого Азербайджаном по выполнению Резолюций 1305 (2002 г.) и 1545 (2007 г.)в отношении принятых им обязательств, а также Резолюций 1358 (2004 г.), 1398 (2004 г.), 1456 (2005 г.), 1614 (2008 г.) и 1750 (2010г.) в отношении функционирования демократических институтов в Азербайджане.

3.

Ассамблея признает геополитический контекст Азербайджана, находящегося на границе Европы и Азии между Российской Федерацией, Ираном и Арменией и населенного преимущественно населением, исповедующим Ислам.

Ассамблея полностью осознает происходящий конфликт с Арменией, связанный с Нагорным Карабахом, который в большей степени доминирует в вопросах внешней политики Азербайджана.

Ассамблея сожалеет о том, что до сих пор переговоры не привели к ощутимым результатам, а резолюции Парламентской Ассамблеи, ОБСЕ и Совета Безопасности ООН все еще не выполнены.

4.

Ассамблея с удовлетворением отмечает, что власти всегда заявляют о своих про-европейских устремлениях и проводят политику интеграции с Евро-Атлантическими структурами.

Взаимоотношения с Европейским Союзом основываются на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном. Кроме того, Азербайджан является частью таких стратегических документов, как Европейская Политика Добрососедства (ЕПД), выполняемая с 2004 года, Восточное партнерство, реализуемое с 2009 года, а также является членом-учредителем Парламентской Ассамблеи Восточного Партнерства – «Евронеста».

5.

Со времени присоединения Азербайджан сделал существенный прогресс в отношении подписания и ратификации правовых документов Совета Европы. Азербайджан подписал и ратифицировал все, кроме одного, правовые документы, включенные в список обязательств.

Ассамблея призывает Азербайджан ратифицировать оставшуюся конвенцию, Европейскую Хартию региональных языков и языков меньшинств (EST No 148), которую он подписал в 2001 году.

6.

Очевидный прогресс был достигнут в деле создания законодательной базы в некоторых областях, имеющих огромное значение для функционирования демократических институтов в соответствии с европейскими стандартами.

В особенности это касается создания в 2005 году Судебного юридического совета, что было существенным шагом на пути осуществления юридической реформы страны.

Недавно принятые правовые акты, устанавливающие обновленную процедуру для назначения судей, поправки к Закону о борьбе с коррупцией и к Уголовному кодексу в отношении криминализации коррупции являются показателями дальнейшего прогресса в этом направлении.

Ассамблея выражает похвалу властям Азербайджана за плодотворное сотрудничество с Европейской Комиссией за демократию через право (Венецианская Комиссия). Недавняя просьба, полученная от властей в отношении написания нового закона о диффамации (клевете), является хорошим примером такого сотрудничества.

7.

К сожалению, прогресс в выполнении некоторых законов не был удовлетворительным. Ограниченное применение или нарушение некоторых из них вызвали растущую озабоченность в отношении верховенства закона и уважения прав человека.

8.

С момента присоединения Азербайджана к Совету Европы ни одни из парламентских или президентских выборов не отвечали полностью демократическим стандартам, что также было подтверждено Европейским Судом по правам человека, согласно которому только семь из 35 дел были признаны допустимыми в отношении парламентских выборов 2005 года.

Большое число дел, относящихся к выборам 2010 года, еще не рассмотрены Судом. Большое число недостатков и нарушений в процессе выборов, особенно в отношении избирательного кодекса, состава избирательных комиссий, регистрации кандидатов, наблюдателей и процедуры рассмотрения жалоб и заявлений, должны быть рассмотрены и учтены в следующих выборах.

9.

Ассамблея выразила глубокое убеждение, что это будет в интересах демократического процесса и самой правящей партии, если конфронтация с оппозицией будет осуществляться в репрезентативном органе и внутри парламента и, кроме того, будет проводиться настоящий политически значимый диалог.

Однако со времени последних выборов в 2010 году некоторые хорошо известные оппозиционные политические партии Азербайджана не представлены в Парламенте, и только правящая партия Азербайджана имеет право создавать политические группы.

Независимые парламентарии, зачастую настроенные критически в отношении правительства, не имеют шансов быть услышанными.

10.

К сожалению, вне парламента не существует политического диалога с оппозиционными партиями. Ассамблея озабочена существующей ограничительной средой для осуществления деятельности внепарламентской оппозиции, которая жалуется на ограничения свободы самовыражения и свободы собраний, а также на отсутствие доступа к средствам массовой информации.

11.

Создание инклузивной политической системы и подлинно конкурентного и свободного политического климата требует неукоснительного выполнения основных свобод, включая свободу самовыражения, свободу собраний и свободу объединений. Ситуация в Азербайджане тревожная, и в связи с этим Ассоциация выражает свою глубокую озабоченность.

12.

Недавно принятые поправки к Уголовному кодексу и Административному кодексу, ужесточающие наказание организаторам и участникам «несанкционированных» митингов, вызывает озабоченность.

Принимая во внимание существующий в настоящее время полный запрет на проведение актов протеста в центре Баку, эти поправки похоже будут отрицательно влиять на свободу собраний и свободу выражения своих взглядов.

Ограничительное применение некоторых статей Уголовного кодекса, в особенности Статей 221 и 223, против участников мирных, хотя и «несанкционированных» демонстраций, является еще одной причиной озабоченности Ассамблеи.

13.

Ассамблея напоминает о том, что независимость судебной власти является одной из предпосылок верховенства закона, также как и демократический принцип разделения власти и системы сдержек и противовесов.

Отсутствие независимости судебной власти является проблемой для Азербайджана, где исполнительная ветвь, в некоторых особых случаях, продолжает оказывать давление на судебную власть. Справедливость судебных процессов, включая досудебные разбирательства, а также равенство сторон являются еще одной вызывающей большую озабоченность проблемой.

14.

Вызывают тревогу доклады правозащитников, а также местных и международных неправительственных организаций (НПО) в отношении предполагаемых так называемых сфабрикованных обвинений против активистов и журналистов.

Сочетание ограниченного предоставления свобод с несправедливыми судебными разбирательствами и чрезмерного влияния исполнительной власти приводит к систематическим задержаниям людей, которые могут рассматриваться как узники совести.

15.

Также вызывают озабоченность Ассамблеи предполагаемые случаи пыток и других форм плохого обращения с задержанными в полицейских участках во время допросов и в пенитенциарных учреждениях, а также безнаказанность виновных лиц.

16.

Ассамблея озабочена критикой со стороны местных и международных сообществ в отношении нарушений, выявленных во время проведения начатой в 2009 году в Баку кампанией по экспроприации.

Она призывает власти обеспечить прозрачность данного процесса и его соответствия с конституцией и внутригосударственным правом, а также полное уважение прав человека.

Она призывает пересмотреть все случаи, вызывающие оправданные сомнения и справедливую озабоченность в отношении их соответствия закону, а также изучить доклады по предполагаемым нарушениям и злоупотреблениям, возникшим во время процедур экспроприации и реконструкции, за которыми должны последовать адекватные компенсации, а нарушители законы должны быть отданы под суд.

17.

Несмотря на прогресс, достигнутый при введении законодательной базы, направленной на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, главная проблема заключается в эффективном применении этого законодательства. Результаты анти-коррупционной кампании, начатой в 2011 году, еще предстоит увидеть.

18.

Принимая во внимание все вышеперечисленные вызывающие озабоченность проблемы, Ассамблея призывает азербайджанские власти

18.1.

в отношении функционирования плюралистической демократии

18.1.1.

решить вопросы, связанные с недостатками в проведении последних парламентских и президентских выборов, выявленными международными наблюдателями;

18.1.2.

создать неограниченную и инклузивную политическую среду; проводить значимый диалог с внепарламентской оппозицией;

18.1.3.

рассмотреть вопрос о финансировании политических партий в соответствии с Рекомендациями Комитета министров (2003 года) об общих правилах, направленных против коррупции при финансировании политических партий и выборных кампаний.

18.1.4.

усилить реальное применение гарантированных конституцией принципов разделения власти и усилить парламентский контроль над исполнительной властью и в особенности:

18.1.4.1.

пересмотреть внутренние правила парламента с точки зрения увеличения возможностей выполнения парламентских функций каждым отдельным депутатом, не являющимся членом парламентской группы правящей партии;

18.1.4.2. пересмотреть внутренние правила парламента с точки зрения уменьшения числа членов парламента, необходимых для создания парламентской фракции, чтобы они могли формироваться, как в других европейских странах из от 3% до 5% членов;

18.2.

В отношении судебной власти:

18.2.1.

обеспечить полную независимость судебной власти, особенно по отношению к исполнительной власти, и воздерживаться от оказания давления на нее;

18.2.2.

принять закон о роли Судебного правового совета, как гаранта независимости юридической власти и эффективно выполнять данный закон;

18.2.3.

установить фиксированный пенсионный возраст для всех без исключения судей;

18.2.4.

провести анализ недостатков в практике судебной власти и тщательно рассмотреть доклады о предполагаемых злоупотреблениях, результатом которых были несправедливые судебные разбирательства, и принять по ним соответствующие меры;

18.2.5.

развивать стратегию человеческих ресурсов, которая стимулировала бы профессионализм, независимость и честность, установить униформу и разработать последовательный механизм для оценки работы судей, от которой должен зависеть карьерный рост;

18.2.6.

установить единую, эффективную систему произвольного общегосударственного распределения судебных дел;

18.2.7.

воздержаться от оказания давления на адвокатов, защищающих активистов и журналистов, критикующих власти и обеспечить эффективное расследование всех известных случаев давления с целью привлечения нарушителей к ответственности в соответствии со Статьей 10 Европейской Конвенции по правам человека (EST NO 5);

18.2.8.

обеспечить эффективное расследование в отношении всех случаев предполагаемой коррупции в судебной власти;

18.2.9.

стимулировать вовлечение гражданского общества в разработку и проведение мониторинга дальнейшей стратегии реформирования судебной власти;

18.3.

В отношении коррупции и организованной преступности:

18.3.1.

активизировать усилия, направленные на эффективное выполнение существующего анти-коррупционного законодательства;

18.3.2.

выполнять рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО);

18.3.3.

продолжить работу по написанию проекта закона по предотвращению конфликта интересов;

18.3.4.

стимулировать вовлечение гражданского общества в разработку и проведение мониторинга стратегий по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

18.4.

В отношении предполагаемых политических заключенных и узников совести:

18.4.1.

пересмотреть судебные дела правозащитников, активистов и журналистов, задержанных и приговоренных по обвинению в уголовных преступлениях, соответствие которых установленным стандартам прав человек вызывают сомнение гражданского общества и международной общественности;

18.4.2.

использовать все имеющиеся правовые инструменты для освобождения тех заключенных, чье задержание вызывает оправданное сомнение и законную озабоченность;

18.4.3.

освободить на основании гуманного подхода предполагаемых политических заключенных, чье состояние здоровья вызывает озабоченность;

18.4.4.

полностью выполнять резолюции Ассамблеи, относящиеся к предполагаемым политическим заключенным в Азербайджане;

18.5.

В отношении пыток и плохого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов:

18.5.1.

продолжить предпринимать усилия с целью предотвращения злоупотреблений со стороны правоохранительных органов посредством эффективного выполнения мер, направленных на искоренение безнаказанности и отсутствие отчетности о таких злоупотреблениях; в особенности с целью обеспечения надлежащего расследования каждого отдельного случая;

18.5.2.

обеспечить эффективное расследование всех известных случаев предполагаемых пыток и плохого обращения с заключенными с целью привлечения виновных к суду;

18.5.3.

принять более эффективные меры и обеспечить процессуальные гарантии против плохого обращения и пыток в полицейских участках, соответствующие европейским стандартам, такие как установление камер слежения;

18.5.4.

способствовать проведению мониторингов гражданским обществом, разрабатывать программы обучения и меры по улучшению осведомленности;

18.5.5.

продолжить предпринимать усилия по выполнению Государственного механизма по предотвращению пыток и плохого обращения, вовлекая в этот процесс гражданское общество;

18.6.

В отношении свободы самовыражения:

18.6.1.

продолжать прилагать усилия для разработки нового закона о дефамации в сотрудничестве с Венецианской Комиссией;

18.6.2.

создать соответствующие условия для выполнения журналистами их работы и воздерживаться от давления на них;

18.6.3.

прекратить практику преследования журналистов и других лиц, выражающих критические взгляды и оценки;

18.6.4.

эффективно расследовать убийство г-на Эльмара Хусейнова и г-на Рафика Таги и отдать виновников в руки правосудия;

18.6.5.

эффективно расследовать случаи избиения, о которых пишут журналисты и отдать виновников в руки правосудия;

18.7. В отношении свободы собрания:

18.7.1.

обеспечить уважение свободы собрания и в особенности:

18.7.1.1.

находить компромиссные решения, чтобы разрешить проведение протестных акций в некоторых районах центра Баку, соответствующих требованиям безопасности и приемлемых как для организаторов акций, так и для властей;

18.7.1.2.

воздержаться от использования непропорциональных сил полиции против мирных демонстрантов;

18.7.1.3.

воздержаться от ограничительного использования определенных статей Уголовного кодекса, и в особенности Статей 221 и 233 против мирных, хотя и не санкционированных демонстраций;

18.8.

В отношении свободы ассоциаций;

18.8.1.

пересмотреть закон о НПО в свете принятия во внимание озабоченности, сформулированные Венецианской Комиссией;

18.8.2.

улучшить и ускорить процедуру регистрации международных НПО;

18.8.3.

создать благоприятный климат для НПО для осуществления ими своей деятельности, включая выражение критических мнений;

18.9.

В отношении свободы совести и религии:

18.9.1.

пересмотреть закон о свободе религии в свете принятия во внимание озабоченности, выраженной в Венецианской Конвенции;

18.9.2.

улучшить и ускорить процедуру регистрации групп религиозных меньшинств.

19.

Ассамблея призывает власти активизировать усилия, направленные на выполнение законодательства в тех сферах, которые являются основополагающими для соответствующего функционирования демократических институтов. Учитывая все вышесказанное, Ассамблея решила продолжить процесс мониторинга в отношении выполнения Азербайджаном своих обязательств.

Абдулла Магомедов, политолог

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ариф Юнусов о задержаниях

Сайт Организации наций, не имеющих представительства, рассказал о лезгинских политзаключенных в Азербайджане

Правозащитники Азербайджана против депутатов ПАСЕ, не поддержавших доклад Штрассера о политзаключенных

Лезгины-политзаключенные. Доклад о правах человека в Азербайджане не поддержан ПАСЕ

Делегация Азербайджана в ПАСЕ подвергла сомнению объективность доклада Штрассера

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия