Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тысячелетняя боль Албании глазами удинского беженца

На прошлой неделе многие интернет-сайты перепечатали материал «Удины в стороне не останутся» - пронзительное интервью удинского беженца, который в 1988 году со своей семьей попал под массовые погромы, учиненные азербайджанскими молодчиками в Кировабаде, переименованном позже в Гянджу. Эти погромы осуществлялись в отношении армянской части населения города.

Однако из погромщиков никто тогда и не пытался разбираться в национальности остальных неазербайджанских жителей города. Именно поэтому удины, жившие в Кировабаде, также попали в этот кровавый водоворот. В те дни в Кировабаде, наряду с армянскими, громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома.

Как известно, многие удинские семьи исповедуют христианство. А это, как поведал рассказчик, в глазах азербайджанцев является смертным грехом. С его слов, удинские семьи города хорошо понимали, что рано или поздно настанет их очередь. Что, в конце концов, и произошло.

Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Куткашенском районе Азербайджана) покинуло свыше двух тысяч человек. К сожалению, у удин в Азербайджане на момент трагических событий оказалось слишком мало и недостаточно людских ресурсов, и они не имели возможности защитить свою Родину.

Удины, как известно один из древнейших народов Восточного Кавказа. Удины являются прямыми потомками кавказских албан. Несмотря на свою малую численность – около 10 тысяч человек, они в настоящее время проживают в Азербайджане, России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах.

Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали к Албанской церкви.

В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось.

С распространением в регионе Ислама большая часть албанцев-христиан ассимилировалась с армянами. Из всех христианских албанских племен, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины. Хотя языком богослужения и письменным языком удин по-прежнему был армянский.

Оттого, как утверждается в интервью, очень много удин обармянились. Многие удинские национальные герои даже сегодня приписываются армянам. Такие, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян.

При этом намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере.

До середины XIX в. (т. е. до начала фиксации в русских официальных документах) численность удин, видимо, неуклонно сокращалась. За последние 100 лет динамика их численности, по некоторым источникам, выглядит следующим образом:

1897 г.около 4000 чел.,

1926 г.2500 чел.,

1959 г.3700 чел.,

1979 г.6863 чел.

Как видно, в послевоенный период удинами был преодолен процесс вымирания и их численность стала расти. В начале 1960-х гг. она уже достигла уровня 1897 г. А за десятилетие 1979-1989 гг. возросла не менее чем на 15 %. Сегодня специалисты говорят уже о 10 тысячах удинского населения.

В 19 веке в обоих селениях удин — Нидже и Варташене — жизнь удин складывалась по-разному. Нидж был в большей степени цент¬ром притяжения для удин из еще оставшихся маленьких селений, попавших в окружение азербайджанцев.

Главной отличительной чертой ниджские удины считали приверженность к христианству. Несмотря на то, что они принадлежали к Армянской церкви и обучались в армянских школах — арменизации здесь не происходило.

Современ¬ные ниджские удины часто вообще не знают ар¬мянского языка, не видят различий между армян¬ским исповеданием христианства и православи¬ем. Более того, в России они предпочитают крестится в православных церквах.

Но при этом они, в основном сохраняют армянс¬кие фамилии, Хотя после последнего армяно-азербайджанского конфликта часть этих удин сменила оконча¬ния -ян на традиционные удинские или азербай¬джанские, например, Кочарян — Кочарли и т. д.

В Варташене, напротив, с конца 19 века шел активный процесс арменизации удин. Помимо мусульман и евреев здесь жили армяне, удины-григориане и удины-православные. В 1920 — 1930-е гг. удины продолжали считать себя только православными.

В отличие от армян (и удин, считав¬шихся с ними), они носили грузинские фамилии и фамилии на -ов. Они в основном арменизировались, как и удины окрестных сел (Баян). После переселения части варташенских удин в Грузию у них возобладали фамилии на -ов.

Среди варташенских удин в России есть семьи, в которых родители сохраняют двойное удинско-армянское самосознание, а их дети считают себя армянами. Переселенцы из обоих сел в России держатся обособленно. Удины Варташена переселяются, в основном, в Минводы, Пятигорск, Краснодар, Саратов.

Выходцы из обоих сел предпочитают браки внутри своей группы, но конфессионального барьера между ними нет. При этом удины России, как уже отмечалось, считают себя прихожанами Русской православной церкви. И в отличие от армян они гораздо меньше вов¬лечены в процесс религиозного возрождения.

В России удинское население преимущественно живет в городах. А в Закавказье удины — почти исключительно сельское население. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Оттого, как утверждает удинский собеседник в цитирующемся нами интервью, он верит, что возрождение удинского народа возможно. Ведь сами удины, с его слов, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. «Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди», - утверждает он.

«Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами…, - утверждает удинский рассчказчик, - И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем».

Именно оттого интервью так и называется «Удины в стороне не останутся». Как он верно подметил, «национальная психология – очень тонкая, но очень крепкая субстанция». При этом интервьюер в ходе своей беседы напрочь отвергает утверждения о, якобы, имеющем месте негативном отношении армян и удин друг к другу.

При многих поднятых им проблемах, и при столь эмоциональном и личностном отношении к этим вопросам, собеседник озвучил в этом интервью самую ключевую боль албанских народов. Она касается осознания того, что албанская нация так и не состоялась. «Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию», - утверждает он.

Эта боль пронизывает сознание многих народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Но осознание исторической трагедии, постигшей наши народы, должно еще больше воодушевлять наши сердца на то, чтобы мы наверстали исторические провалы.

Сегодняшнее стремительное информационное и политическое развитие современного мира вкладывает в наши руки мощные инструменты и рычаги решения проблем наших народов. Примеры новых независимых государств бывшего СССР, демократизация Восточной Европы и события арабской весны – самые яркие тому свидетельства.

Замира Мамедова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

Стратегическая "любовь" Баку к удинам

Беженцы из Сумгаита настаивают на признании погромов 1988 года геноцидом

Энвер Кисриев: Азербайджан использует удин для «удревления» своей истории и противопоставления их армянам

Удины в стороне не останутся

Комментарии (14)
Комментарий #14, дата: 01 июнь 2014 22:07
Цитата: УДИНКА
Эй, Абдулла, это кто предатель? Удины, которые, несмотря на предательство армян, гонения и резню со стороны турков, назвавших себя азербайджанцами, выжили и сохранили свой язык и христианскую веру? А, может быть, ты предатель? Ты отрекся от христианской веры своих предков и вопишь здесь, что мы предатели. Да кто ты такой, чтобы жалеть или не жалеть мой народ, на себя со стороны посмотри! Предатели-это прежде всего те, кто отрекся от веры своих предков и принял другую веру, как ты!
уважаемая удинка пожалуйста не пишите того чего Вы точно не знаете. Армяне благодаря тем же туркам потеряли 5/6 своей земли и более половины своего населения при этом на кавказских территориях удины защищались от агрессивных мусульман на тех территориях и там где марзпанами или меликами были армяне.Именно там они и сохранились.Можете проверить.А то что удины здавали армянские семья в Сумгаите и Баку Вы знали?Стыдно нам армянам и удинам ругаться между собой.Берите пример с удин и армян живущих как братья и сестра вне Азырбыйджина.Извените за грубость.

Комментарий #13, дата: 31 май 2014 13:48

Эй, Абдулла, это кто предатель? Удины, которые, несмотря на предательство армян, гонения и резню со стороны турков, назвавших себя азербайджанцами, выжили и сохранили свой язык и христианскую веру? А, может быть, ты предатель? Ты отрекся от христианской веры своих предков и вопишь здесь, что мы предатели. Да кто ты такой, чтобы жалеть или не жалеть мой народ, на себя со стороны посмотри! Предатели-это прежде всего те, кто отрекся от веры своих предков и принял другую веру, как ты!


Комментарий #12, дата: 31 май 2014 13:36

Цитата: Abdullah
мне не жалко этих удин,которые стали армянами и азерами неоценив свою национальную самобытность,предавших свою нацианальную"Я" и растворивших себя в чужих нациях и подаривших свой Арцах армянам и ещё жаждающих подарит Утику в придачу..только люди без Чести и женаподобный народ так предаёт и унижает себя!!почему эти удины стали армянами по духу,когда они Аллагь их сотворил из одного корня как и лезгинов,и почему они не стали лезгинами,а чужим себе по корню народом???вот именно это продажное предательство в котором они обрекли себя,является причиной ихнего исчезновения и унижения!!! Горе каждому кто ищет Чести в бесчестии!!! Лезгины,братья мои не будтье из тех кто ищет Чести в бесчести,требуйте и боритесь за свои национальные права на своей земле и сохроните своё"Я",просто будтье самим собой-Мужчинами,а не такими лизоблюдами как Рустам Азимов,Шаир Алхасов и подобные им лезгины,воистину они предатели и их имена как и их фамилии до эхирата покроются позором,а имена и фамилии наших братьев которых жертвовали свободой и жизнью за свой народ,навсегда останется в сердцах нашего Лезгинского народа и воистину они наши Светилы освещающие нам путь к Свободе!!!Тьфу на каждого кто предаст религию Аллагьа,отца нашего Давуда Муьшкуьрви и всех братьев наших ,которых пожертвали собой за Свободу и Целостность нашего многострадального Лезгинского народ!!!
Цитата: Abdullah
Предатели-эт все те ,кто отреклись от своих корней и превратились в чужой народ по происхождению и по языку..а что касается религии,все кто отреклись от христианства,от заустратизма и т.д. в пользу Ислама,спаслись от гнева Аллагьа и спасли свои души в Эхирате!!!



Комментарий #11, дата: 11 июнь 2013 01:43
Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.

Комментарий #10, дата: 22 май 2012 10:29
Abdullah, просто мурашки по коже бегают от Ваших экстремистских суждений о предательстве удин, которые забыли свои "лезгиноязычные" (?) корни. Удины являются одним из народов Кавказской Албании как и лезгины. Исторические процессы ассимиляции одних народов другими очень трудно приостановить, происходят они искусственно или естественным путем. Поэтому нам, лезгинам, вместо осуждения удин самим очень необходимо приостановить искусственую ассимиляцию лезгин в азербайджанской среде. И, кстати, порою сознательно.
И еще. Аллах или бог, он един, и он накажет и за предательство, и за присвоение нашей истории, и за попытки искусственно ассимилировать каких бы ни было народов.

Комментарий #9, дата: 22 май 2012 08:22
Интересно очень. Ассаламалейкум гьуьрметлу джамаат ! Абдуллагь,Аллагьди хуьрай вун,дуьз лугьузва !

Комментарий #8, дата: 22 май 2012 00:35
а что касается моих комментарий,я просто называю вещи своими именами,не более этого и неменее этого,и это не значит что я националист,а эт значит что я муслим среди муслимов и лезгин среди националистов!!!

Комментарий #7, дата: 22 май 2012 00:10
хусен,счастье понятие растяжимое..для меня счастье это то,что люблю свой народ больше чем жизнь,эт то что я-лезгин остался в религии Аллагьа и распространяю это вокруг себя в реалье,как и распространяю историю моего народа и внушаю патриотизм и собираю близких себе по духу братьев ,эт и то что я с уважением называю себя Лезгином среди всех кавказких наций и веду себя подобающе,чтоб в моём лице,в правильных и адекватных моих поступках уважали Лезгин,а не осмеивали их,разве не счастье что мой народ не потерял в моём лице одного из своих сыновей как лезгина и как муслима? если каждый лезгин не потеряет себя как лезгина и как муслима ,разве эт не счастье всего лезгинского народа и разве это уважение к самому себе как лезгину не делает нас Единым и Сплочённым народом???а что ещё нужно для счастья??? еду Аллагь всем дал,и добро и помощ которые руки могут оказать тоже делаем и будем делать Иншаллагь!

Комментарий #6, дата: 21 май 2012 22:54
мне не жалко этих удин,которые стали армянами и азерами неоценив свою национальную самобытность,предавших свою нацианальную"Я" и растворивших себя в чужих нациях и подаривших свой Арцах армянам и ещё жаждающих подарит Утику в придачу..только люди без Чести и женаподобный народ так предаёт и унижает себя!!почему эти удины стали армянами по духу,когда они Аллагь их сотворил из одного корня как и лезгинов,и почему они не стали лезгинами,а чужим себе по корню народом???вот именно это продажное предательство в котором они обрекли себя,является причиной ихнего исчезновения и унижения!!! Горе каждому кто ищет Чести в бесчестии!!! Лезгины,братья мои не будтье из тех кто ищет Чести в бесчести,требуйте и боритесь за свои национальные права на своей земле и сохроните своё"Я",просто будтье самим собой-Мужчинами,а не такими лизоблюдами как Рустам Азимов,Шаир Алхасов и подобные им лезгины,воистину они предатели и их имена как и их фамилии до эхирата покроются позором,а имена и фамилии наших братьев которых жертвовали свободой и жизнью за свой народ,навсегда останется в сердцах нашего Лезгинского народа и воистину они наши Светилы освещающие нам путь к Свободе!!!Тьфу на каждого кто предаст религию Аллагьа,отца нашего Давуда Муьшкуьрви и всех братьев наших ,которых пожертвали собой за Свободу и Целостность нашего многострадального Лезгинского народ!!!

Комментарий #5, дата: 21 май 2012 22:28
да вот скажу я вам мы все братья одной крови .....Агульский, Арчинцы, Будухи, Крызы, Лезгины, Рутульцы, Табасараны, Удины, Хиналуги, Цахуры а тот кто НАС разделил вы знайте почему принцип простой...... РАЗДЕЛЯЙ И КОМАНДОЙ ...... ПУСКАЙ ДРУГ НА ДРУГА КОСИТСЯ.... ГОРДИТСЯ МЫ 10 БРАТЬЕВ КОТОРЫЙ НЕ КОГДА НЕ БУДЕМ В МЕСТЕ ...




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия