Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тысячелетняя боль Албании глазами удинского беженца

На прошлой неделе многие интернет-сайты перепечатали материал «Удины в стороне не останутся» - пронзительное интервью удинского беженца, который в 1988 году со своей семьей попал под массовые погромы, учиненные азербайджанскими молодчиками в Кировабаде, переименованном позже в Гянджу. Эти погромы осуществлялись в отношении армянской части населения города.

Однако из погромщиков никто тогда и не пытался разбираться в национальности остальных неазербайджанских жителей города. Именно поэтому удины, жившие в Кировабаде, также попали в этот кровавый водоворот. В те дни в Кировабаде, наряду с армянскими, громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома.

Как известно, многие удинские семьи исповедуют христианство. А это, как поведал рассказчик, в глазах азербайджанцев является смертным грехом. С его слов, удинские семьи города хорошо понимали, что рано или поздно настанет их очередь. Что, в конце концов, и произошло.

Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Куткашенском районе Азербайджана) покинуло свыше двух тысяч человек. К сожалению, у удин в Азербайджане на момент трагических событий оказалось слишком мало и недостаточно людских ресурсов, и они не имели возможности защитить свою Родину.

Удины, как известно один из древнейших народов Восточного Кавказа. Удины являются прямыми потомками кавказских албан. Несмотря на свою малую численность – около 10 тысяч человек, они в настоящее время проживают в Азербайджане, России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах.

Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали к Албанской церкви.

В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось.

С распространением в регионе Ислама большая часть албанцев-христиан ассимилировалась с армянами. Из всех христианских албанских племен, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины. Хотя языком богослужения и письменным языком удин по-прежнему был армянский.

Оттого, как утверждается в интервью, очень много удин обармянились. Многие удинские национальные герои даже сегодня приписываются армянам. Такие, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян.

При этом намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере.

До середины XIX в. (т. е. до начала фиксации в русских официальных документах) численность удин, видимо, неуклонно сокращалась. За последние 100 лет динамика их численности, по некоторым источникам, выглядит следующим образом:

1897 г.около 4000 чел.,

1926 г.2500 чел.,

1959 г.3700 чел.,

1979 г.6863 чел.

Как видно, в послевоенный период удинами был преодолен процесс вымирания и их численность стала расти. В начале 1960-х гг. она уже достигла уровня 1897 г. А за десятилетие 1979-1989 гг. возросла не менее чем на 15 %. Сегодня специалисты говорят уже о 10 тысячах удинского населения.

В 19 веке в обоих селениях удин — Нидже и Варташене — жизнь удин складывалась по-разному. Нидж был в большей степени цент¬ром притяжения для удин из еще оставшихся маленьких селений, попавших в окружение азербайджанцев.

Главной отличительной чертой ниджские удины считали приверженность к христианству. Несмотря на то, что они принадлежали к Армянской церкви и обучались в армянских школах — арменизации здесь не происходило.

Современ¬ные ниджские удины часто вообще не знают ар¬мянского языка, не видят различий между армян¬ским исповеданием христианства и православи¬ем. Более того, в России они предпочитают крестится в православных церквах.

Но при этом они, в основном сохраняют армянс¬кие фамилии, Хотя после последнего армяно-азербайджанского конфликта часть этих удин сменила оконча¬ния -ян на традиционные удинские или азербай¬джанские, например, Кочарян — Кочарли и т. д.

В Варташене, напротив, с конца 19 века шел активный процесс арменизации удин. Помимо мусульман и евреев здесь жили армяне, удины-григориане и удины-православные. В 1920 — 1930-е гг. удины продолжали считать себя только православными.

В отличие от армян (и удин, считав¬шихся с ними), они носили грузинские фамилии и фамилии на -ов. Они в основном арменизировались, как и удины окрестных сел (Баян). После переселения части варташенских удин в Грузию у них возобладали фамилии на -ов.

Среди варташенских удин в России есть семьи, в которых родители сохраняют двойное удинско-армянское самосознание, а их дети считают себя армянами. Переселенцы из обоих сел в России держатся обособленно. Удины Варташена переселяются, в основном, в Минводы, Пятигорск, Краснодар, Саратов.

Выходцы из обоих сел предпочитают браки внутри своей группы, но конфессионального барьера между ними нет. При этом удины России, как уже отмечалось, считают себя прихожанами Русской православной церкви. И в отличие от армян они гораздо меньше вов¬лечены в процесс религиозного возрождения.

В России удинское население преимущественно живет в городах. А в Закавказье удины — почти исключительно сельское население. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Оттого, как утверждает удинский собеседник в цитирующемся нами интервью, он верит, что возрождение удинского народа возможно. Ведь сами удины, с его слов, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. «Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди», - утверждает он.

«Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами…, - утверждает удинский рассчказчик, - И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем».

Именно оттого интервью так и называется «Удины в стороне не останутся». Как он верно подметил, «национальная психология – очень тонкая, но очень крепкая субстанция». При этом интервьюер в ходе своей беседы напрочь отвергает утверждения о, якобы, имеющем месте негативном отношении армян и удин друг к другу.

При многих поднятых им проблемах, и при столь эмоциональном и личностном отношении к этим вопросам, собеседник озвучил в этом интервью самую ключевую боль албанских народов. Она касается осознания того, что албанская нация так и не состоялась. «Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию», - утверждает он.

Эта боль пронизывает сознание многих народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Но осознание исторической трагедии, постигшей наши народы, должно еще больше воодушевлять наши сердца на то, чтобы мы наверстали исторические провалы.

Сегодняшнее стремительное информационное и политическое развитие современного мира вкладывает в наши руки мощные инструменты и рычаги решения проблем наших народов. Примеры новых независимых государств бывшего СССР, демократизация Восточной Европы и события арабской весны – самые яркие тому свидетельства.

Замира Мамедова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

Стратегическая "любовь" Баку к удинам

Беженцы из Сумгаита настаивают на признании погромов 1988 года геноцидом

Энвер Кисриев: Азербайджан использует удин для «удревления» своей истории и противопоставления их армянам

Удины в стороне не останутся

Комментарии (14)
Комментарий #4, дата: 21 май 2012 18:19
Довольно сырая статья. Надеюсь, некоторое "щадящее" отношение к армянам это всего лишь субъективное отношение автора к армянам, а не отношение всего ФЛНКА к армянам. Говоря о непростой судьбе малочисленных удин, надо стараться быть объективными, а не обвинять азербайджанцев во всех грехах и оставлять без внимания проделки армян. Немалая часть проблем удин, как раз заключалась и в том, что их еще до азербайджанцев довольно успешно пытались ассимилировать армяне. Теперь армянская версия на счет удин заключается в том, что никаких удин нет, есть только армяне говорящие на другом диалекте. По мнению самих же удин, они стали жертвой противостояния армян и азербайджанцев. Еще один малоизвестный факт из жизни удин. Говорят, что основателем Армянского переулка в Москве, был генерал удин, с армянским окончанием в фамилии.
Сейчас в Москве созданна общественная организация удин "Община удин"( вот их данные http://www.k-agent.ru/?mod=obj&id=5738123 ) Возможно ФЛНКА имеет смысл работать с удинами активистами напрямую, а не через политически ангажированных персонажей. Также оставляю ссылку на журнал посвященный диаспорам Москвы, где описан быт агулов и удинов, живущих в Москве http://issuu.com/big_city/docs/bgmsk_297_all_small?mode=window&viewMode=singlePa
ge

Комментарий #3, дата: 21 май 2012 17:59
Предатели-эт все те ,кто отреклись от своих корней и превратились в чужой народ по происхождению и по языку..а что касается религии,все кто отреклись от христианства,от заустратизма и т.д. в пользу Ислама,спаслись от гнева Аллагьа и спасли свои души в Эхирате!!!

Комментарий #2, дата: 21 май 2012 17:08
Abdullah,Вы правы в том случае, если не считать, тот факт, что до прихода арабских военных сил (с мусульманством) на Кавказ, Все Кавказцы были христианами...)))
Если принять этот факт за правду (она - эта правда не оспоримо), то выходит, что не Удины предатели..... Надо же иногда правильно и логично мыслить, не так ли?

Комментарий #1, дата: 21 май 2012 16:44
Аллагь лишает предателей Родины,участ удинов ожидает и лезгин,если они не вернутся быстрыми темпами в религию Аллагьа и не восеединться в Единный Джамагьат!!!

Аллагь наказывает любой народ,когда забывает свои корни!Удины забыли свои лезгиноязычные корни и превратились в армян ,отрекшись этим от самих себя и от своего народа..предателей не любять ни на небесах,ни на земле..таков закон!!!




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия