Надо уважать местные традиции!
Напряжение в межэтнической сфере, охватившее нашу страну, имеет много аспектов, одним из которых является противостояние «местного» и «пришлого» населения. Оно все чаще преподносится СМИ и многими чиновниками как справедливое возмущение местных жителей, недовольных миграционным притоком в их регион, связанных с этим фактом неудобствами и даже неуважением к себе и агрессивным поведением со стороны представителей других народов, переселившихся к ним. Данное противостояние приобрело определенные этнические очертания русские (местные) и нерусские (пришлые).
Дифференциация нашей страны на богатые и бедные регионы порождает миграцию населения, желающего улучшить свое благосостояние. Богатые регионы – это в первую очередь Москва и другие крупные города, а также районы добычи нефти и газа. Именно туда и стремятся люди. Абстрагируясь от гораздо более мощного потока мигрантов из-за рубежа, остановимся на внутренней миграции. В ней определенное место занимают выходцы из Северного Кавказа, которые наиболее негативно воспринимаются местными жителями, особенно горожанами.
Что же порождает такое восприятие русскими представителей кавказских народов? Одной из причин повышенная конфликтность мигрантов, которая в свою очередь связана с рядом особенностей и обстоятельств. Выходцы с Кавказа представлены в основном молодежью, более подверженной девиантному поведению. Социально-экономическая и политическая нестабильность на Кавказе, самым негативным образом повлияла на молодые, еще неокрепшие умы. На Кавказе сохраняется атмосфера 90-х годов, и культ силы определяет поведение многих молодых людей. Культурно-исторические особенности обуславливают большую сплоченность и взаимопомощь в кавказской молодежной среде, которая и так характерна для мигрантов, попадающих в иноэтничную среду. А слабость правоохранительной системы не создает серьезных препятствий для дерзкого и вызывающего поведения части этой молодежи. Однако уровень конфликтности кавказской молодежи все же сильно преувеличен, представление о ней сильно стереотипизировано. Тиражируется образ выходцев Кавказа как необразованных, неадекватных людей, живущих грабежом местного населения. Не стоит объяснять, что все это не соответствует действительности и основные причины негативного восприятия другие. Это наличие культурной дистанции. У кавказского населения сохраняются более ярко выраженные культурные особенности, которые выделяются на общем фоне. В этом отношении можно говорить о повышенной чувствительности горожан к иной культуре. Русское население по сравнению с другими народами испытывает больший дискомфорт при появлении относительно большого количества носителей других культур. Об этом свидетельствует достаточно распространенные в городской среде жалобы на иноэтничное, прежде всего кавказское население: «они навязывают нам свою культуру!», «они заполонили наши города и выживают нас отсюда», «русские превращаются в меньшинство» и т.д. Эти ложные страхи не имеют под собой оснований. Существенно ни в одном из крупных городов доля русских не изменилась, и она оказывается гораздо выше, чем доля «титульных народов» во многих столицах и городах республик России. Сложно представить себе реакцию местных жителей, если бы доля иноэтничного населения в Ярославле или Твери превысила долю русских. Но в Черкесске, например, доля русских составляет 55,5%, и местные народы не протестуют против такого количества русских.
Русскому народу, русской культуре и русскому языку в России на самом деле никто не может угрожать, в том числе кавказские народы, которые интегрированы в российское общество. О том, что они интегрированы в российское общество свидетельствуют и тот факт, что выходцы с Кавказа не создают в городах этнические кварталы наподобие «чайна-таунов». По данным переписи 2010 года в Москве проживает менее 60 тысяч человек представителей народов Северного Кавказа или полпроцента от населения города. Ну как они могут кому-то чего-то навязать? А вот угрозы потери собственной самобытности над остальными народами России нависают гораздо более явственно, но не приводят к протестным акциям, подобным тем, которые организовывались русскими националистами.
Владимир Путин в статье «Россия: национальный вопрос» пишет: «тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое – неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное – поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ». Этот отрывок должен был успокоить русских националистов, которые постоянно поднимали этот вопрос уважения прав и традиций русского населения. Но вот вопрос: где местные обычаи уважаются?
В одной из книг серии «Модель этологического мониторинга», посвященной республике Башкортостан, написано: «часть русских вовсе не отличает башкир и татар ни по внешним признакам, ни по культуре и тем более по языку. И тех и других называют татарами». Похожая ситуация наблюдается буквально по всей России. На самом деле уважать, точнее даже воспринимать местные традиции, менее всего настроены этнические русские. Я знаю случаи, когда в кафе в Марий Эл русские ребята могли попросить сидящих за другим столом марийцев говорить по-русски, так как для них это непонятный язык, и они хотят быть уверены, что ничего плохого в их адрес не будет сказано.
Вот некоторые цифры, показывающие уровень владения местными языками русскими в республиках России. В Адыгее адыгейский знает 1683 русских или 0,6%, в Кабардино-Балкария на кабардино-черкесском умеет разговаривать 3099 русских (1,4%), на карачаево-балкарском 619 (0,3%). Примерно также обстоит дело в других республиках. Если из приведенных данных вычесть русских, создавших межнациональные семьи или родившихся в них, то конечная цифра будет совсем маленькая. По этому показателю они уступают другим народам, которые, при переезде в другой регион, охотнее осваивают новый язык и знакомятся с местными традициями. Но требование «Надо уважать местные традиции!», которое «по умолчанию» направляется кавказским народам, прежде всего следует адресовать русскому населению, проживающему в той или иной республике, и которое нередко вообще не обращает внимание на сложный культурно-языковой ландшафт территории и не утруждает себя изучением его. Уважение традиций должно быть взаимным, только тогда наступит гармония в межнациональной сфере.
Амиль Саркаров
Информационно-аналитический центр ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Сенатор Олсон: Если Путин вторгнется в Азербайджан, мы ничего не сможем сделать