Стратегия выживания депортированных народов как пример самосохранения для лезгин
|
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник ИВ РАН
В очередную годовщину депортации народов
Кавказа (чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и крымских татар) я хотел бы
привлечь внимание лезгинской общественности к тому, что народы, прошедшие
через ужасы сталинской депортации, нашли в себе силы сохранить себя
среди народов Средний Азии.
В течение 13 лет, а в случае крымских
татар и в течение полувека, вдали от малой родины они не только сумели сохранить
свою культуру, язык, желание вернуться на родину, но они смогли это сделать,
несмотря на препятствия властей.
Они начали потихоньку осваивать свои
земли. Например, цезы, единственный из народов Дагестана, который был выселен
со своей земли полностью, начал восстанавливать свои дома на голой земле, а
крымским татарам вообще было отказано возвращаться на свои земли вплоть до
краха Советского Союза.
Татары только при поздней советской власти
потихоньку начали просачиваться в Крым. При этом их туда не пускали,
не разрешали въезжать и селиться в Крыму. А они селились в примыкающих к Крыму
областях юга Украины и даже в Краснодарском крае России.
Местным жителям в Крыму было запрещено
продавать им земли и дома. Не было возможности у крымских татар получить постоянную
или временную регистрацию. Столкнувшись с противостоянием советских властей,
крымские татары разработали целую стратегию возвращения на родную землю и
закрепления на ней.
И, несмотря на масштабные препятствия со
стороны советской Украины, несмотря на отсутствие какой-либо помощи со стороны
независимой Украины, они собирали средства, покупали старые заброшенные здания,
пришедшие в негодность сельскохозяйственные постройки, склады, и совместно
создавали национальные школы, где проходили уроки на крымско-татарском языке,
строили культурные центры, мечети и т.д.
В последующем, общими усилиями они шаг за шагом добивались от украинской власти
признания на законодательном уровне своих прав на реализацию своей культурной,
духовной и социальной составляющей в жизни всего населения Крыма.
И опыт депортированных народов, выраженный
в сохранении своей культуры, единства, сплоченности, возвращении ими своих
земель, должен быть для лезгин примером для выживания, сохранения и дальнейшего
развития нашего разделенного народа.
Это пример того, какой необходимо нам
достигнуть уровня общей консолидации, единения и самоорганизации в деле
сохранении ареала проживания и своей культуры.
Поэтому лезгинам и другим разделенным
между двумя государствами народам лезгинской группы необходимо этот опыт
тщательно проанализировать и брать на вооружение.
Только
разработка общей консолидированной стратегии выживания, самосохранения и
дальнейшего развития перед лицом глобализации, ассимиляции и растворения может
спасти наши народы с уникальной историей и культурой.
ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
В Карачаево-Черкесии отметили день возрождения карачаевского народа
«Всем смертям назло». Пример самосохранения крымских татар полезен для лезгин
Экс-лидер Меджлиса угрожает дестабилизировать обстановку в Крыму
Президент РФ заявил о возможной реабилитации репрессированного народа крымских татар