Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Всем смертям назло». Пример самосохранения крымских татар полезен для лезгин

Руслан Курбанов, вице-президент ФЛНКА, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

 

На страницах сайта ФЛНКА было проанализировано много примеров социальной самоорганизации, сплочения, самосохранения и общественной борьбы разных народов Кавказа – аварцев, кумыков, лакцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, черкесов…


У каждого из этих народов в прошлом – своя трагедия, будь то депортация, или потери родных земель, или невозможности вернуться на свою родину… А в наши дни – свой ворох проблем перед лицом размывающей их идентичность потребительской идеологии, утраты родного языка, культуры, разложения нравов молодого поколения…


Но с присоединением к России Крыма у кавказских народов появился еще один сосед не менее трагичной судьбой, с не менее удивительной судьбой, жизненной стойкостью и выкованным десятилетиями лишений характером народа. Речь идет о крымских татарах.


Этот народ многие сотни лет назад превратил свою маленькую родину в настоящую жемчужину кавказо-черноморского региона. Именно крымские татары сыграли ключевую роль в распространении духовного, интеллектуального наследия мусульманского мира на Западном Кавказе. Как и народы Дагестана несколькими столетиями ранее – на Кавказе Восточном.


Однако в советские годы крымские татары столкнулись с чудовищной угрозой своему существованию – депортации со своей родины в Среднюю Азию на долгие десятилетия по надуманным обвинениям.


При этом крымские татары, в отличие от остальных депортированных народов СССР не смогли вернуться на свою родину после смерти Сталина. Крымским татарам было запрещено заезжать в Крым и селиться здесь практически вплоть до краха СССР в начале 90-х.


То есть они были в изгнании на 30 с лишним лет дольше, чем остальные народы Союза – чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы и т.д., которые вернулись на свою родину из ссылки в 1957 году.


Эта страница из жизни крымско-татарского народа заслуживает особого внимания. Народ-изгнанник, отверженный всеми – и властями, и новыми жителями полуострова, которые заселили дома их дедов и прадедов…


Власти страны, когда крымские татары начали в начале 90-х возвращаться из Узбекистана в Крым, пугали остальных жителей полуострова тем, что возвращаются бандиты. Что они начнут отбирать свои дома, начнут мстить всем, кто жил на их землях все годы пока сами они были в изгнании...


Однако ничего этого не произошло. Несмотря на противодействие властей, недоверие и страх остальных жителей полуострова, вернувшиеся на свою родину крымские татары, не пошли на конфликт, не спровоцировали ни одно столкновение, не пролили ни единой капли крови…


Их не пускали в города – они начали селиться на голой земле по периметру городов… Им не отдавали отцовские дома – они начали строить новые и с нуля обустраивать свой быт… Их не хотели реабилитировать – они сами начали восстанавливать свои права на достойную жизнь…


Ведь более чем 20 лет с момента краха Союза киевские власти так и не приняли закон о реабилитации крымских татар и восстановлении их в правах на своей же родной земле. Все, чего за эти годы добился крымский народ, он добился самостоятельно.


Крымские татары начали самостоятельно интегрироваться в сообщество жителей полуострова, несмотря на все чинимые ими препятствия. Они сумели-таки начать переселение в города… Они начали заново выкупать дома… Они начали давать своим детям образование…


Это удивительный пример жизненной силы народа, преодолевающей любые препятствия. И старики, и молодежь крымского народа, несмотря на неопределенность сегодняшнего положения, уверены, что они справятся с любой новой задачей.


Ведь теперь им предстоит новая жизнь – в огромной стране, которая пока немного настораживает их своими масштабами. Им предстоит жизнь в соседстве с десятками различных народов, судьба многих из которых шла параллельно с их судьбой.


Для разделенного лезгинского народа, теряющего свои позиции на своей же родной земле, может быть очень интересным и востребованным пример стойкости и самосохранения крымско-татарского народа, как говорится «всем смертям назло».


Ведь, если народ, несмотря на все испытания, несмотря на все лишения, готов буквально вгрызаться в родную землю, нет такой силы, которая сумела бы изгнать его с нее. Если народ выжил в чудовищные годы сталинской политики – он сможет выжить в любое другое время.


Была бы воля народа…

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Стратегия выживания депортированных народов как пример самосохранения для лезгин

Президент Турции поддержал позицию России по крымским татарам

Крым ждет открытия филиалов кавказских организаций

Президент РФ заявил о возможной реабилитации репрессированного народа крымских татар

Вице-президент ФЛНКА Руслан Курбанов избран председателем Исполкома Российского конгресса народов Кавказа

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 17 сентябрь 2014 20:07

Для лезгин полезен другой пример.Пример тех кто сумел избавиться от ига пантюркизма!


Комментарий #1, дата: 20 июль 2014 23:44

Для разделенного лезгинского народа, теряющего свои позиции на своей же родной земле, может быть очень интересным и востребованным пример стойкости и самосохранения крымско-татарского народа, как говорится «всем смертям назло».


А может, наоборот, Руслан! Трагедия Лезгинского народа как раз и состоит в том, что их тихо и мирно гноили на собственной земле. А это , поверь мне,  гораздо хуже.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия