«Всем смертям назло». Пример самосохранения крымских татар полезен для лезгин
Руслан Курбанов, вице-президент ФЛНКА, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
На страницах сайта ФЛНКА было проанализировано много примеров социальной самоорганизации, сплочения, самосохранения и общественной борьбы разных народов Кавказа – аварцев, кумыков, лакцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, черкесов…
У каждого из этих народов в прошлом – своя трагедия, будь то депортация, или
потери родных земель, или невозможности вернуться на свою родину… А в наши дни
– свой ворох проблем перед лицом размывающей их идентичность потребительской
идеологии, утраты родного языка, культуры, разложения нравов молодого
поколения…
Но с присоединением к России Крыма у кавказских народов появился еще один
сосед не менее трагичной судьбой, с не менее удивительной судьбой, жизненной
стойкостью и выкованным десятилетиями лишений характером народа. Речь идет о
крымских татарах.
Этот народ многие сотни лет назад превратил свою маленькую родину в
настоящую жемчужину кавказо-черноморского региона. Именно крымские татары
сыграли ключевую роль в распространении духовного, интеллектуального наследия
мусульманского мира на Западном Кавказе. Как и народы Дагестана несколькими
столетиями ранее – на Кавказе Восточном.
Однако в советские годы крымские татары столкнулись с чудовищной угрозой
своему существованию – депортации со своей родины в Среднюю Азию на долгие
десятилетия по надуманным обвинениям.
При этом крымские татары, в отличие от остальных депортированных народов
СССР не смогли вернуться на свою родину после смерти Сталина. Крымским татарам
было запрещено заезжать в Крым и селиться здесь практически вплоть до краха
СССР в начале 90-х.
То есть они были в изгнании на 30 с лишним лет дольше, чем остальные народы
Союза – чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы и т.д., которые вернулись на свою
родину из ссылки в 1957 году.
Эта страница из жизни крымско-татарского народа заслуживает особого
внимания. Народ-изгнанник, отверженный всеми – и властями, и новыми жителями
полуострова, которые заселили дома их дедов и прадедов…
Власти страны, когда крымские татары начали в начале 90-х возвращаться из
Узбекистана в Крым, пугали остальных жителей полуострова тем, что возвращаются
бандиты. Что они начнут отбирать свои дома, начнут мстить всем, кто жил на их
землях все годы пока сами они были в изгнании...
Однако ничего этого не произошло. Несмотря на противодействие властей,
недоверие и страх остальных жителей полуострова, вернувшиеся на свою родину
крымские татары, не пошли на конфликт, не спровоцировали ни одно столкновение,
не пролили ни единой капли крови…
Их не пускали в города – они начали селиться на голой земле по периметру
городов… Им не отдавали отцовские дома – они начали строить новые и с нуля
обустраивать свой быт… Их не хотели реабилитировать – они сами начали
восстанавливать свои права на достойную жизнь…
Ведь более чем 20 лет с момента краха Союза киевские власти так и не приняли
закон о реабилитации крымских татар и восстановлении их в правах на своей же
родной земле. Все, чего за эти годы добился крымский народ, он добился
самостоятельно.
Крымские татары начали самостоятельно интегрироваться в сообщество жителей
полуострова, несмотря на все чинимые ими препятствия. Они сумели-таки начать
переселение в города… Они начали заново выкупать дома… Они начали давать своим
детям образование…
Это удивительный пример жизненной силы народа, преодолевающей любые
препятствия. И старики, и молодежь крымского народа, несмотря на
неопределенность сегодняшнего положения, уверены, что они справятся с любой
новой задачей.
Ведь теперь им предстоит новая жизнь – в огромной стране, которая пока
немного настораживает их своими масштабами. Им предстоит жизнь в соседстве с
десятками различных народов, судьба многих из которых шла параллельно с их
судьбой.
Для разделенного лезгинского народа, теряющего свои позиции на своей же
родной земле, может быть очень интересным и востребованным пример стойкости и
самосохранения крымско-татарского народа, как говорится «всем смертям назло».
Ведь, если народ, несмотря на все испытания, несмотря на все лишения, готов
буквально вгрызаться в родную землю, нет такой силы, которая сумела бы изгнать
его с нее. Если народ выжил в чудовищные годы сталинской политики – он сможет
выжить в любое другое время.
Была бы воля народа…
ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Стратегия выживания депортированных народов как пример самосохранения для лезгин
Президент Турции поддержал позицию России по крымским татарам
Крым ждет открытия филиалов кавказских организаций
Президент РФ заявил о возможной реабилитации репрессированного народа крымских татар