Создание Таркинского района и сохранение кумыкской культуры
|
Константин Казенин, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара, редактор по Северному Кавказу информационного агентства «Regnum».
- В Дагестане представители трех поселков - Тарки, Кяхулай и Альбурикент привезли и сдали 5 февраля в администрацию президента России письмо о проблемах кумыков в регионе. Авторы письма просят Владимира Путина восстановить Таркинский район и вернуть кумыкам земли, изъятые в 1944 году.
Обращение подписали более 4200 человек, сбор подписей продолжается. Однако, насколько юридически и административно реализуемо требование кумыков о создании нового района – Таркинского?
Юридически ситуация с землями, о которых идёт речь, довольно-таки запутанная. Активисты рассматриваемых сёл – Тарки, Кяхулай и Альбурикент ссылаются на некоторые документы ещё советского времени, даже довоенного, свидетельствующие об их праве собственности на землю к северу от Махачкалы.
У их оппонентов есть некие свои юридические аргументы. Но в данный момент, конечно, решение вопроса о районе зависит всецело от властей Махачкалы. Потому как эти три посёлка на данный момент входят в состав городского округа Махачкала.
Насколько я знаю, мэр Махачкалы Саид Амиров против создания такого района. А Амиров достаточно влиятельная фигура в Дагестане. И я не думаю, что против его воли, против воли властей Махачкалы район будет создан.
При этом, эксперты задаются вопросом, какая проблема толкает кумыков к созданию нового района? Дело в том, что история сёл Тарки, Кяхулай и Альбурикент, активисты которых и выступили с инициативой создания нового района, драматичная.
Их выселяли, переселяли в 1944 году в Хасавюртовский район, потом обратно, когда им не позволили вернуть земли к северу от Махачкалы. Я думаю, что в новом районе предполагается создать структуры, которые позволят им бороться за свои права.
Также, дагестанские общественники задаются вопросом, способно ли создание нового национального района дать дополнительный импульс сохранению и развитию кумыкской культуры и идентичности?
Я думаю, что да. Это один из основных аргументов инициаторов создания такого района. Но естественно, при нынешнем состоянии земельного законодательства в Дагестане, как бы муниципальные границы ни менялись, я думаю, что фактически население никаких преимуществ не получит.
Стоит отметить, что вопрос о «национальных границах» на Северном Кавказе, о том, должно ли административно-территориальное деление в северокавказских регионах соответствовать расселению разных этнических групп, обсуждается в последние годы часто.
Федеральная власть публично не одобряет перекройку границ на Северном Кавказе по этническому принципу, как и вообще использование этого принципа в формировании управленческих структур.
Например, полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин на встрече с журналистами 17 октября 2011 года назвал формирование административных органов по национальному признаку «атавизмом прошлого».
Однако на практике этнический фактор в государственном строительстве на Северном Кавказе вовсе не игнорируется. Например, в последние годы там было создано два национальных района, названия которых отражали численное преобладание там одной из национальностей. Это Абазинский и Ногайский районы Карачаево-Черкесии.
.