Лезгины имеют право подать на Азербайджан в Суд по правам человека
|
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России.
- О положении жителей Храх-уба, российских граждан, оказавшихся на территории Азербайджана, уже широко известно в экспертном сообществе. Удивляться произволу азербайджанских чиновников в их отношении не стоит. Как российские чиновники давят на своих граждан, так и азербайджанское руководство принадлежат к общему номенклатурному полю.
И власть той или иной страны одинаково презирает свое население. Поэтому, я думаю, что жители этих двух российских анклавов, поменяв административный контроль над собой, ничего не потеряли и не приобрели. Может, даже где-то что-то и выиграли. В любом случае российские силовики сегодня ведут явную войну против Северного Кавказа. А Баку еще этим не занимается в такой открытой форме.
В Абхазии живут наши же российские граждане. В Южной Осетии живут наши же российские граждане. Это нормально. А то, что дети храх-убинцев не могут ходить в школу – это уже тема для правозащитного международного скандала. Учинить его – дело таких международных организаций вроде Суда по правам человека.
То есть это тема для крупного скандала. Азербайджан очень уязвим в этом плане. Потому что он нуждается в хорошем отношении к себе. По крайней мере, со стороны Евросоюза. Поскольку он все еще висит на крючке Карабаха и международного сообщества, которое так или иначе вовлечено в эту тему.
Россия гораздо больше имеет возможность игнорировать международную позицию. Поэтому здесь нужно просто обращаться в международные инстанции, подавать иски в Европейский суд по правам человека. Убежден, что решения этих судов имели бы на территории Азербайджана гораздо большие последствия, чем на территории России.
Тем не менее, для России выгодно сотрудничество с Азербайджаном. Я не понимаю, чем выгодно было до сих пор России сотрудничество с Арменией. Кроме того, что Армения является занозой для всех своих соседей. И через нее Россия может дестабилизировать общую ситуацию на Южном Кавказе. Сотрудничество с Азербайджаном – это сотрудничество со страной, откуда происходит трехмиллионная диаспора на территории России.
Азербайджанская диаспора, как правило, состоит из заметных членов общества - коммерсантов, организаторов производства, участников административного процесса. Многие азербайджанцы находятся в правоохранительных органах. Многие занимаются наукой. И эти три миллиона являются важным и постоянным компонентом российского общества.
Второй момент - Азербайджан производит углеводороды и является, кроме этого, и транзитным для углеводородов. Что само по себе представляет для России геополитический интерес. Третий момент- Азербайджан потенциально гораздо ближе к Тегерану, чем Армения. Хотя в современной ситуации Тегеран и Ереван союзники, в частности, против Баку.
Но эта ситуация нездоровая принципиально. Если давить на Иран, то гораздо эффективнее это сделать через Баку. Как это было в сталинские времена, когда Первый секретарь Компартии Азербайджана Мир Джафар Багиров был одним из компонентов шантажа Ирана. Это имело место в 40-е годы, когда советские войска заняли Иранский Азербайджан и установили там просоветское правительство.
Когда Багиров проводил свои спецоперации на оккупированной территории, там, в частности, работало несколько тысяч специалистов из ЦК Компартии Азербайджана. Они были привлечены для формирования нового идеологического и культурного пространства в Южном Азербайджане. В конечном счете, было принято решение вывести оттуда советских азербайджанцев и специалистов к 43-му году, что позднее было признано ошибкой.
То есть, Азербайджан является более мощным, более эффективным рычагом давления на Иран. А Иран страна, которая представляет стратегические интересы для России. С помощью Армении Тегеран наоборот шантажирует Баку и демонстрирует хорошее отношение к Москве, учитывая армяно-российские связи.
И четвертый момент - Азербайджан является составной и важной частью туранской цепи, или тюркского пояса, который тянется от Синьцзяня до Мраморного моря. Этот пояс в силу своих культурных ресурсов, позиций может оказать влияние и на Малую Азию, и на Центральную Азию одновременно.
Поскольку сам этот туранский пояс включает в себя порядка 150 миллионов человек и представляет собой стратегический фактор Евразии. И Азербайджан является своеобразным шарниром между Западом и Востоком в этой туранской цепи. Ну и в силу своей мобильности и численности Азербайджан будет играть важную роль для Северного Кавказа и Предкавказья. Вот основные причины для развития сотрудничества России и Азербайджана.
Возвращаясь к разделенности лезгин, скажу, что разделенность всегда является не только ментальным, но и очень серьезным физическим шлагбаумом на пути развития народа. Человек должен иметь право в любой момент встать и поехать к своим родственникам. Поехать из Азербайджана в Россию, или наоборот из России в Азербайджан.
Надо дать лезгинам, живущим на территории России и Азербайджана особый статус, не меняя их гражданства и территориальной принадлежности. Дать им возможность свободного прохода через границу. Свободного сообщения с семьями родственниками. То есть дать лезгинам определенную экстерриториальность. И в этом смысле проблема будет решена.
Информационно-аналитический центр ФЛНКА