Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О причинах деградации нашей молодежи. Взгляд из Кураха

 

Сейфудин Курбанов, глава сельского поселения «Сельсовет Курахский»

Проблема ценностных ориентиров и морального облика нашей нынешней молодежи является одним из основных вызовов, стоящих перед нашим обществом. Идущая сейчас в Курахском и соседнем Сулейма-Стальском районах КТО, известная причина, вызвавшая начало спецоперации, вновь возвращают нас к вопросу о моральном и идеологическом состоянии нашей молодежи.

Мы, старшее поколение, прекрасно понимаем, что молодежь сейчас уже совсем другая, нежели в наше время, между разными поколениями бывают разногласия и недопонимания, это всё понятно. Что привело к имеющимся у нас проблемам -  я думаю, что на первом месте в ряду способствующих этому факторов стоит развал СССР.

Долгое время люди жили в определенной идеологической системе. Жили по определенным законам, в частности, в Дагестане, по определенным адатам. Но проходит время и в течение быстрого времени все меняется, претерпевают изменение жизнь людей, сознание, появляются совсем иные законы, формируются новые модели поведения.

Всё это происходило на фоне резкого понижения благосостояния людей, имевшие место процессы вывели в приоритет самые низменные инстинкты человека, основанные на жульничестве, нечестности, стремлении к личному обогащению скользкими путями, в то же время в общественном сознании падала приоритетность созидательного труда.

Как было сказано в романе «Унесенные ветром», «большие деньги накапливаются при развале или создании государства». В то время на арену вышли такие люди, которые сделали большие состояния на развале государства. В эти структуры вовлекалась и вовлекается молодежь, которая стремится получить большую прибыль.

Мотивы при этом самые разные. Возможно, человек хочет вытащить из нищеты свою семью, но методы, которые он применяет, зачастую бывают отвратительными, антисоциальными. Это оставляет отпечаток на формировании сознания молодежи. В то же время, надо признать, даже у думающей, инициативной молодежи опускаются руки, когда они сталкиваются с несправедливостью со стороны властей, коррупционными схемами.

К сожалению, социально-политическая обстановка в сельских районах такова, что молодежи негде применить свои способности и реализовывать свой потенциал. Например, в южных районах Дагестана, в частности в Курахском, отсутствуют типовые спортзалы. В соседнем Сулейман-Стальском районе ситуация несколько лучше, но и тамошние были построены за счет частных средств, а не бюджетных. Молодежь хочет заниматься спортом, но негде.

Свой вклад в деградацию подрастающего поколения вносит и нынешняя система образования, в которой отсутствует всякая мотивация к саморазвитию. Я могу сравнить ситуацию в этой области с тем, что было еще лет 12 назад, так как я сам пришел в муниципальное управление из сферы школьного образования. Так вот, уровень подготовки сегодня совершенно иной, гораздо хуже того, что было.

При советской власти существовал и закон, но вместе с ним были и горские адаты наряду с нормами Шариата, которые все же продолжали играть свою роль, несмотря на то, что воинствующий атеизм был частью государственной идеологии. Вследствие погони за материальным достатком нечестными путями, сейчас мы имеем ситуацию, при которой не работают ни законы, ни адаты, ни Шариат.

Раньше всех с детства привлекали к труду, а сейчас даже сельская молодежь лучше разбирается в новых гаджетах, нежели в сельскохозяйственном инвентаре и технике. Наши ребята не могут фильтровать тот нескончаемый поток информации, который они встречают в социальных сетях.

Раньше человек учился, получал соответствующее образование, и был уверен, что не пропадет, что он обеспечен жильем и работой. А теперь люди практически уверены в том, что образование не даст им путевки в жизнь, оставит их насущные проблемы нерешенными. Когда молодой человек не видит для себя перспектив, а в обществе царит произвол и несправедливость, в нем вполне справедливо рождается желание исправить ситуацию, создать лучшее будущее для себя и своих потомков, бороться с суровой реальностью.

А если царящему в обществе хаосу предложить альтернативу в виде норм Шариата, добавив туда радикальные примеси, то этот человек очень легко попадает на удочку определенных групп и уходит в подполье и начинает уничтожать, вместо того, чтобы созидать. И в этом большая трагедия нашего общества.

В последнее время можно часто слышать о гражданском обществе. Причем, у многих отсутствует понимание того, что оно собой являет.  А наличие гражданского общества проявляется в самых простых вещах, не надо приводить сложные для понимания людей социологические термины и определения.

К примеру, гражданское общество - это когда джамаат видит, что у них в селе что-то идет не так, как должно быть и берет в свои руки решение имеющихся проблем, не рассчитывая на стороннюю помощь, или полагая, что ответственность за решение их проблем лежит на ком-то другом. То есть, гражданское общество – это осознание людьми ответственности за свое будущее.

В этом плане очень многое зависит от отдельных структур гражданского общества – общественных движений и организаций. В Курахском районе, например, эта сфера – непаханое поле. Существует лишь одно общественное движение «За возрождение Кураха», находящееся пока на начальном уровне своей активности.

Сразу надо оговориться, что как правило, общественные организации, созданные сверху, являются мертворожденными проектами и относиться к гражданскому обществу никак не могут, так как созданы не по внутреннему побуждению энтузиастов, а инициативой со стороны власти. Соответственно, отсутствует личная заинтересованность людей, некий запал, мотивирующий на продуктивную работу во благо обществу.

Со стороны власти здесь самое главное – просто не мешать молодым ребятам заниматься тем, чем они хотят заниматься, причем совершенно бесплатно. Возвращаясь к движению «За возрождение Кураха», хочу отметить, что на данный момент ребята занимаются налаживанием контактов с выходцами села, которые смогут поддержать их в реализации тех или иных полезных социальных проектов, будь то благоустройство или благотворительность.

И тем не менее, без содействия со стороны органов власти, сами по себе общественные силы не смогут добиться построения подлинно гражданского общества. Тут власть и общество должны работать рука об руку.

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мультимедийная молодежь

В Курахском районе за присвоение денег ветеранов арестован глава села

В Курахском районе готовятся к празднованию эпоса "Шарвили"

Замир Азизов: «Все проблемы у нас в Курахском районе мы решаем за круглым столом»

Было время, когда нас не делили на лезгин, аварцев, чеченцев и русских

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 30 май 2015 14:06

Сейфудин Курбанов полностью прав, отмечая, что в южных районах Дагестана, в частности в Курахском, отсутствуют типовые спортзалы. Но что мешает руководству района продавливать строительство спортивных объектов через республиканский бюджет? Активнее надо работать, настойчивее. Почему-то другим это удается.


Комментарий #2, дата: 26 май 2015 07:59

Чтоб жить хорощо надо работать!....


Комментарий #1, дата: 25 май 2015 11:55

Сейфудин муаллим, полностью согласен с вами!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия