Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Замир Азизов: «Все проблемы у нас в Курахском районе мы решаем за круглым столом»

Курахский район для дагестанцев – не самые известные места. Однако, у здешних сел невероятно богатая история и не менее суровые будни. Этот район один из немногих в Дагестане, где еще доведен газ до всех населенных пунктов, и где жители сами решают проблему водоснабжения своих домов. Проблемы района не решить за один присест.

Тем более, что некоторое время назад в период президентства Муху Алиева за руководство районом разгоралась нешуточная борьба. Сегодня районом руководит Замир Азизов – родной брат министра образования Дагестана Магомедфазиля Азизова. И беседа с ним посвящена самым актуальным проблемам этого горного района.

Наиболее тяжелые проблемы, насколько я знаю, перед районом стоят именно в социальной сфере. Детские сады, школы, безработица… С чего Вы начали решение этих проблем, возглавив район?

На сегодняшний день, социальные проблемы стоят на первом плане всюду, особенно у нас, в сельской местности, в горах. Что мы делаем в Курахском районе. С тех пор как я работаю, мы открыли 10 спортивных школ.

Есть у нас договоренность передать одну из них на баланс Министерства спорта. За счет освободившихся средств, мы планируем трудоустроить еще 10-15 человек. В прошлом году мы открыли детские сады в трех селах, в Курахе, Шимихюре, Ашаре.

К сожалению, в Дагестане проблема с дошкольными учреждениями большая, и на это внимания почти не уделяется. Раньше у нас было всего 8 садиков на район. Также мы сдали в эксплуатацию 2 спортзала. К первому сентября планируем сдать спортзалы в Моллакенте и Кочхюре. Это все дополнительные рабочие места для тренеров, воспитателей.

В этом году мы начали строительство пожарной части. Как объект будет сдан, будет возможность трудоустроить еще тридцать человек. Безработица у нас очень высока, не ниже чем общереспубликанские показатели. Многие заняты на сезонных работах, строительстве школ, газопровода.

После открытия школ, спортзалов у нас появилось около трехсот рабочих мест. Пока строятся пять школ и самый большой наш объект школа-интернат между селениями Икра и Кабир на 320 мест. Планировалось, что это будет интернат для детей из окрестных сел Ругун, Сараг, Ахниг, Бахцуг.

Но потом мы пришли к решению, что нужно строить школу интернат со спортивным уклоном. Набор будет осуществляться в первую очередь детей из нашего района, затем со всего Южного Дагестана. Планируем брать на работу только местных специалистов, это еще 70-80 рабочих мест.

- Как организуете досуг молодежи?

Что бы как то занять молодежь, у нас работает Дом Творчества в Курахе, музыкальные школы в крупных селах. И они востребованы.

- Отток молодежи большой из района?

- Был очень большой. Сейчас, благодаря открытию новых объектов и появлению рабочих мест, удалось снизить отток молодежи на 10-15 процентов.

- Выходцы из района, бизнесмены помогают в реализации социальных проектов?

- Помогают, но не в таком объеме, как хотелось бы. Много бизнесменов, людей у кого есть возможности, но пока помогают очень мало. Поддержка нам нужна, и не только финансовая.

- Насколько остро у вас стоит вопрос непонимания между верующей молодежью и старшим поколением?

- На сегодняшний день у нас в районе этой проблемы уже нет. Особенно если сравнить с соседними районами. Года полтора назад были недоразумения. В основном на бытовом уровне. Тогда имам стал собирать всех, вел разъяснительную работу. Сейчас все верующие ходят в одну мечеть. Ситуация у нас, слава Богу, спокойная.

- Есть ли выходцы из села, которые отучившись в Махачкале, других крупных городах, целенаправленно возвращаются в район? Или все же молодежь предпочитает оставаться в мегаполисах?

- Есть категория молодых специалистов, которые возвращаются домой. В основном же, к сожалению, большая часть ребят остается в городах. Каждый волен сам выбирать свой путь в жизни. Многие, получив образование в хорошем ВУЗе, остаются в городах делать карьеру. Но для нас эта большая проблема с молодыми кадрами в районе. Тот процент выпускников, что возвращается в район, для нас недостаточен.

- Другая проблема – это утрата молодежью собственной культуры. Забывается родной язык. Особенно в городах это происходит быстро. Как с этим обстоит дело в районе?

- У нас этот вопрос так остро не стоит. Мы работаем с молодежью, общаемся. Самый спорный вопрос был у нас с праздником Яран Сувар. Были сторонники возрождения празднований, а верующая молодежь этого не хотела. Пришлось садиться за круглый стол, беседовать. В итоге мы пришли к пониманию. Стали возобновлять традицию празднования Яран Сувар, как делали наши предки. И год от года мы стремимся проводить и другие старинные национальные праздники.

- Вам должно быть известно о том, что ФЛНКА каждый год проводит в Москве масштабные празднования Яран Сувар. Готовы ли Вы поддержать автономию в этом деле и направлять на наши праздники творческие коллективы от своего района?

- Конечно, я знаком с деятельностью ФЛНКА. Празднование Яран Сувар в Москве имеет огромное значение для сохранения родной культуры и языка столичными лезгинами, для их единения и консолидации.

Мы целиком поддерживаем ФЛНКА в этом благородном деле и готовы оказывать всяческое содействие. Если потребуется, я готов не только направлять на московские праздники Яран Сувар курахские творческие коллективы, но и призывать к тому же руководителей соседних районов.

Готовы мы поддержать ФЛНКА и в других проектах. Тем более, что о ее деятельности по защите прав и интересов лезгинского народа известно уже не только по всей России, но и за границей.

- Существуют ли в районе собственные СМИ? Газеты, журналы. Есть ли эфирное время на телевидении? Какие передачи выпускаются? Есть ли молодежный контент? Или только официальная информация?

- Есть. У нас выпускается газета «Горный родник». Ежедневно в эфир выходят телевизионные передачи разной направленности. Информационные, новостные, развлекательные. Есть передачи собственного производства.

Молодежь мы без внимания не оставляем. Сегодня это главная задача, помогать молодежи. Мы сами жили, учились в городах в свое время, все это прекрасно понимаем.

Хочется пожелать нашей молодежи, прежде всего, здоровья, благополучия, успехов. Где бы они ни были, чтобы сохраняли горскую нравственность, честь, не подводили нас, не заставляли краснеть.

Альбина Курбанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Замир Азизов вновь избран главой Курахского района

«Яран-Сувар» в Курахе

В Курахском районе началась газификация села Кутул

М. Меджидов совершил рабочую поездку в Курахский и Сулейман-Стальский районы республики

Курахский путь решения проблем

Комментарии (13)
Комментарий #13, дата: 01 сентябрь 2012 13:06
Вы великодушны. Спасибо.

Комментарий #12, дата: 29 август 2012 10:37
Ви лам еркекди хьурай, стха. Чи арадан къал макъал дахьурай лагьана, за гьа инал чи рахунар акъвазарда. К сожалению любая полемика так или иначе связанная с религиозной темой, рано или поздно приводит к конфликту... Я конечно мог бы и свои доводы привести к каждому пункту приведенному тобой, но вижу это не имеет значения... Пусть каждый останется при своем, лишь бы это "свое" не причиняло вреда остальным. Сагърай.

Комментарий #11, дата: 28 август 2012 17:01
Уважаемый Муртуз.
Свыше тысячи лет (за исключением двух-трех поколений советской эпохи) наши отцы являлись мусульманами и последователями имама Шафи, тысяча лет (вдумайтесь) с точки зрения одной человеческой жизни огромная цифра,- где Вы видите чужеродную, а тем более чуждую идеологию???
Религия наших отцов не виновата в том, что с помощью иных горе-просветителей и поклонников коллайдеров с одной стороны, и горе-мусульман с другой, превративших в испикских лесах молодых людей в пушечное мясо, из него сделали и продолжают делают пугало.
Ислам не запрещает народную музыку, не запрещает демер, не запрещает лезгинку, не запрещает яран сувар, не запрещает зиярат, не запрещает пIиры (делать дуа, просить в таких местах нужно у Аллагьа) и т.д. и т.п. Ислам запрещает только язычество, вакханалию, вульгарность, и как мы видим здесь на примере тех же хождений по нашим пIирер довольно легко скатиться к язычеству, когда вместо Аллагьа, страждущие зачастую обращаются к покойным. Я лично считаю, что это из-за недостатка исламского просвещения, а вместо него иные новые течения в Исламе решают вопрос обыкновенным вандализмом. Также и по танцу лезгинка, если молодые люди танцуют его достойно с чувством достоинства и уважением друг к другу и публике, за ним наблюдающей никакая религия того им не сможет запретит или как-то осуждать за это.

Касаемо какой-то особой национальной идеологии без религии - это утопия, причем чистой воды, без веры во Всевышнего и религии (свод правил этой Веры) любая нация - это, простите за сравнение, навоз для других народов на страницах истории как в прошлой, так и будущей; отдельный человек может еще как-то худо-бедно существовать без Веры по своим каким-то установкам, а вот народы обречены точно,- лично в том сомнений нет. Никаких.

Комментарий #10, дата: 28 август 2012 00:14
С Вами трудно не согласится, гьуьрметлу Гатагви, все о чем вы написали действительно имеет место быть, и действительно это прискорбно. Но дело в том что у нас видимо разное понимание того как нам избавится от всего того отрицательного, вызывающего у нас гореч боль и обиду. Вы, как мне кажется видите это "избавление" в возвращении подавляющего большинства Лезгин в лоно Ислама (если не прав, исправьте). Я же настаиваю, что "избавление" лежит совсем в иной плоскости - в просвещении, в нравственном, морально-культурном возрождении, в том что укладывается о одном слове - ЛЕЗГИВАЛ, и именно такая национальная идея должна ставится во главе угла. И я принципиально делаю разделение между религие (сводом законов, норм, правил и обязанностей), верой и нравственностью. Я не верю в ту внушаемую в последнее время многими идею, что мол - когда мы вернемся вновь в Ислам, то все встанет на свои места (волшебство прям кокое то, Вам не кажется?) - не верю! Но я верю в Единого Творца (и это мое личное, не показное). Есть только Он и я, и мне не нужны посредники. Я не хочу углублятся в религиозные моменты и объяснять почему имено так а не иначе... Я не понимаю, почему мы, Лезгины, так упорно пытаемся напялить на себя инородные идеологии и идеи (Христианство, Ислам, коммунизм), которые не приносят нам желаемой пользы, а лишь разочарование?!! Почему наши светлые головы должны становится пищей для развития этих самых НЕ НАШИХ идей? Почему мы вновь должны прыгать из одной крайности в другую? Почему либо "шерты", либо бриджи арафатка и хиджаб? Почему либо армяно-азеро-индийское бряканье, либо арабские нашиды? Почему либо пиво с сигаретами, либо невежды и кяфиры? - да по тому что у нас нет собственной национальной идеи! И именно она (я глубоко убежден) будет объеденяющим стержнем... Я лично хочу оставаться Лезгином - Горцем! Я не пью, не курю, занимаюсь спортом. Я хочу танцевать лезгинку! Я хочу изучать труды и биографию Сулеймана Ст1алского, Етим Эмина, Кьуьчхур Саида, а не забугорных арабов, которым до моих гордых предков - горцев, как до Китая ...! Я хочу слушать национальную народную музыку (пусть она нынче в упадке, поднимим, было бы желание), а не чуждые моему слуху арабские нашиды!... С уважением

Комментарий #9, дата: 27 август 2012 12:25
А то, о чем Вы говорите, уважаемый Муртуз, свидетельство, что в лезгинском обществе есть довольно серьезный протест против падение нравственного уровня, приходится только лишь крайне сожалеть, что это протест в данное время принимает такие вот абсурдные очертания в виде той же борьбы с могилами, причем с могилами достойнейших из наших предков...

Но диалог в обществе в любом случае необходим, а те кто вещает на своих сородичей ярлыки "кяфиров" или "вахабистов" так или иначе совершает преступление перед своим народом.Имхо.

Комментарий #8, дата: 27 август 2012 12:22
муртуз,
То о чем Вы говорите тревожит не только вас одного.
Но давайте попробуем взглянуть и с другой позиции. К примеру, молодые люди, хлестающие декалитрами напиток для оглупления мозгов, перестают быть широком понимании лезгинами? А молодые девушки, ставшие на практике самыми настоящими жертвами телесериалов?
Касаемо демер, так оно нынче как символ упадка нашей культуры- полупьяная молодежь, танцующая в основном под нытье в азерско-индийском стиле , та же лезгинка звучит значительно реже. А что ж до лезгинских песен, уж извините, не осталось на свете женских имен, которые там не перечислены, своих лезгинских имен оказывается мало: лена, зоя, зина, эсмеральда, марина, вилена и тд. и т.п., что ж их слушать?Касаемо одежды,никто ж не говорит, что нужно с головой одеться в хиджаб, но в кой веке лезгинки ходили в топиках и брюках? Или парни, разгуливающие в шортах, обнажив почти всю растительность на теле? Да лет так двадцать-тридцать назад, даже в ту атеистическую эпоху, эти шорты тому парню в любом лезгинском селении просто-напросто одели бы на голову. Или это все примеры из разряда мелочей?

Комментарий #7, дата: 27 август 2012 09:25
Вообще, ФЛНКА нужно открыть рубрику "интервью"с главами МО Южного Дагестана, где посетители и пользователи сайта могли бы задать насущные вопросы. Это был бы правильный подход.

Комментарий #6, дата: 27 август 2012 08:40
т1имил статьяяр ава

Комментарий #5, дата: 26 август 2012 16:07
Все очень просто, уважаемый Gatagvi. "Широкий смысл" для меня это не только знание родного языка (хотя это основа основ, не спорю), а так же осознание себя частицей Лезгинского народа (с Лезгинскими адатами и Лезгинской культурой), а не частицей псевдо мусульманского братства (именно такая тенденция в молодежной среде. Не спорите?). И проблем на самом деле достаточно - обвинение старшего поколения в невежестве, наглое и дерзкое уничтожение п1иров (я лично не суеверен, но и уничтожать не осмелился бы. Где тут уважение чувств старших- нет их!), неприязнь к демер, к лезгинки, к Яран Сувара, к народной и иной музыки, кроме чуждых арабских мотивов... и т.д. - все это так? -так. На самом деле я не пытаюсь обвинить кого либо, я лишь пытаюсь призвать к взаимоуважению, пониманию - Садвалу. Но если мы сегодня будем замалчивать о существующих, пусть не проблемах, пусть шероховатостях, или подкрашивать их в желаемые тона, то боюсь, что лет через надцать нас ждет раскол, и ни какого Садвала на горизонте. Проблемы не нужно отрицать, их нужно выявлять и решать. У нас нет национальной объединяющей идеи, идеологии, и мне кажется, что сегодня у каждого Лезгина свое видение будущего Лезгистана, и именно в молодежной среде этот контраст особенно заметен, где у каждого свой Лезгистан на уме (от Лакза в составе Имарата, до суверенного светсокого гос-ва) и враги у каждого свои, и внутренние и внешние(для кого то азеро тюрки, для кого русские, для кого даг.кланы, для кого то вахабисты, для кого то кафиры)... Нам нужна национальная (надрелигиозная) идея, объединяющая всех Лезгин (в независимости от внутренних религиозных убеждений) основанная на нравственно этических и моральных ценностях моего народа!... Как то так. Надеюсь понятно все выразил.

Комментарий #4, дата: 26 август 2012 09:04
муртуз,
не совсем понятно, в чем видится проблемы с религиозной молодежью, вроде на лезгинском никто из них не перестает разговаривать, более того, без преувеличения это одни из самых ярых поборников родного языка, "широкий смысл" заключается в чем ?




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия