На пути к единству России
Наше государство переживает очередной этап исторического развития, который наполнен множеством противоречий. Возросли доходы государства и уровень ВВП, но только благодаря продаже природных ресурсов, и вопреки появившимся возможностям мы не смогли осуществить диверсификацию экономики. Улучшилось материальное благополучие большинства жителей нашей страны, но и пропасть между самыми бедными и самыми богатыми увеличилась и стали происходить массовые социально-политические протесты. Нам удалось сохранить единство России, вернув субъекты федерации в рамки Конституции. Но при этом главы субъектов стали назначаться, а не избираться, а построенную вертикаль власти источил червь коррупции. И, наконец, во многом победив дезинтеграционные тенденции и сепаратистские настроения, мы столкнулись с ростом межэтнического противостояния и откровенной ксенофобии в российском обществе.
Владимир Путин вступил в третий срок своего президентства в точке бифуркации. Одна часть страны замерла в ожидании дальнейших изменений, другая – сама проявляет активность в попытках преобразовать ее жизнь, исходя из собственных представлений о том, какой она должна быть. И такая нестабильность при внешнем относительном благополучии сулит много неожиданностей. Наиболее опасными тенденциями для России является рост национализма и религиозного экстремизма, которые формирующуюся гражданскую нацию разбивают на этнорегиональные общности.
У многих народов России можно наблюдать начало второго этапа национального возрождения, которое наступает после инерционного периода второй половины нулевых. Государство после интенсивной поддержки инициатив в этнокультурной сфере, которыми было охвачено огромное количество людей, стало сворачивать деятельность в этом направлении. В крупных мегаполисах, в первую очередь в Москве это серьезным образом отразилось на межэтнических взаимоотношениях. Сворачивание этнокультурных мероприятий, в первую очередь массовых, привело к росту ксенофобии. Социальные протесты для концентрации своего потенциала нашли самую удобную нишу – образ врага в лице представителей других национальностей. Однако представители русских националистических движений успешно сеяли межнациональную рознь и сплачивали свои ряды, в том числе благодаря наличию другой угрозы целостности России – экстремистских сил, использующих религиозные знамена для достижения своих целей.
Для того чтобы справиться с негативными процессами, охватившими наше общество, надо лишить националистов и экстремистов социальной базы, обеспечивающей их притоком все новых и новых людей. Для этого надо бороться с явлениями, порождающими социальную несправедливость. Это тотальная коррупция, клановость и местничество, фактическое отсутствие судебной системы, наличие мощного лобби в лице высокопоставленных чиновников и представителей крупного бизнеса, выступающих против давно назревших преобразований в социально-экономической сфере и административной системе. И некоторые либеральные изменения, надо отметить, уже начинают происходить в стране.
Но для того, чтобы все жители нашей страны чувствовали себя полноценными гражданами надо обеспечить фактическое равенство всех жителей страны перед законом и следить за тем, чтобы у всех, вне зависимости от национальной принадлежности, были равные возможности в вопросах трудоустройства, получения образования, организации собственного бизнеса и т.д. Представители же разных народов должны получить самые широкие возможности для удовлетворения своих этнокультурных потребностей и поддержки идентичности во всех сферах жизни и деятельности. Как писал В.И.Ленин «Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». Когда придет понимание того, что для сохранения этнического многообразия каждому российскому народу нужно дать максимальные возможности для самовыражения, тогда мы и начнем двигаться к созданию единой российской нации. Ничто не мешает существованию единого правового и экономического пространства с одной стороны и богатой культурно-языковой палитры – с другой. Гражданская нация не просто может, а в нашем случае только и может существовать в полиэтничном виде. Но для достижения такого результата государству надо повернуться лицом к народам нашей страны.
Победив отрицательные процессы и заложив положительный тренд в межнациональной сфере Российской Федерации, мы сможем придти к созданию процветающего гармоничного государства. У российской власти имеются все возможности, чтобы проводить правильную национальную и социальную политику. Народы России ждут когда, наконец, начнутся преобразования. А возрождение полноценного министерства по делам национальностей, которое в новом правительстве РФ, к сожалению, так и не появилось, могло бы послужить прекрасным началом в этом процессе.
Амиль Саркаров
Информационно-аналитический центр ФЛНКА