Поэт, просветитель, революционер
Рассказ о Нуреддине Шерифове к столетию Октября и в преддверии 145-летнего юбилея
Нуреддин Шерифов – человек, оставивший огромный след в жизни лезгинского народа в 20 веке. С именем Нуреддина Шерифова связано издание первой в Азербайджане газеты на лезгинском языке, образование Кусарского района как административной единицы, в целом борьба за развитие национального языка и культуры. Он, наряду с другим классиком — Кесибом Абдуллахом – стал одним из основоположников лезгинской советской литературы на правобережье Самура.
В советскую эпоху его имя нередко упоминалось среди близких соратников революционеров-лезгин Казимагомеда Агасиева и Мухтадира Айдинбекова. Еще смолоду ознакомившись с тяжелой долей своих земляков-отходников, их бытом и трудом, Нуреддин стал внимательно вникать в классовую борьбу, увидев в ней ростки справедливости и достойной жизни. А первое настоящее революционное крещение он прошел еще весной 1905-года в Яламе на рыбных ватагах капиталиста Горбачева, организовав там восстание рабочих. Урезав зарплату, хозяин предложил рабочим трудиться только за еду. Утратив возможность кормить свои семьи, рыбаки стали возмущаться. Во главе с Н.Шерифовым они остановили работу и окружили контору Горбачева. Тот вызвал из Худата вооруженный отряд, после чего произошла стычка между ним и рабочими. Во время стычки Нуреддин получил тяжелое ранение, но друзья его выручили и тайком отвезли в родное село.
Борьба за справедливость неслучайно превратилась в дело всей нелегкой жизни Нуреддина Шерифова. Он родился в 1883 году в селении Гюндюзкала в семье известного на Кавказе духовного лица, алима Хаджи Шерифа-эфенди. Шериф-эфенди прославился не только глубокими знаниями в различных областях науки, теологии и языков, но и человечностью, справедливостью. Его, активного участника бунта 1877-года против царского гнета, прошедшего в Лезгистане, заточили в Дербентскую тюрьму, а затем и вовсе сослали из родного села Микрах в село Гюндюзкала Кубинского уезда.
Маленький Нуреддин с помощью отца изучил Коран, овладел арабским, персидским, турецким, позднее и русским языками. Далее он окончил двухгодичную светскую школу и курсы учителей в Бахчисарае. В 1909-1920 гг он преподавал в селах Кубинского уезда, продолжая пропагандировать идеи справедливости и равенства. К концу своей жизни Н.Шерифов еще вернется к поприщу народного образования и несколько лет проработает завметодкабинетом в Кусарском райОНО. В 1919-году он стал членом организации «Гуммет» при Бакинском комитете РСДРП. Вместе с Мухтадиром Айдинбековым, Казимагомедом Агасиевым, Фейзуллахом Абасовым, Бабаханом Агасиоглы он вел активную работу в Кусарах и в близлежащих лезгинских селах.
В 1920-1928 гг Н.Шерифов был секретарем Кусарского парткома Кубинского уезда и членом исполкома . В дальнейшем он занимал руководящие посты в Гильском и Кусарском районах, основал первую в Азербайджане районную газету на лезгинском языке «Социализмадин темп» («Темп социализма») и стал первым редактором этого издания, не забывая при этом о всесторонней общественной и просветительской работе. В 1927-году Н.Шерифов был избран членом ЦИК Азербайджана, вплоть до 1935-года с честью выполняя возложенные на него задачи. Он также был избран делегатом 2-6 съездов коммунистов Закавказья, 7-10-съездов парторганизации Азербайджана, нескольких съездов работников советских органов. Невзирая на занимаемые им высокие посты, Н.Шерифов до конца жизни сохранил простоту, душевность, доступность. В северо-восточных районах Азербайджана и на юге Дагестана он был уважаем и известен как грамотный, справедливый и мудрый человек, к которому в любое время можно было обратиться за советом и помощью. В народе его смолоду в знак уважения называли Нуреддин буба.
Как гласит пословица, цари канут в лету, а поэты вечно будут жить в памяти народа. Н.Шерифов боролся за справедливость, за свободное развитие родного народа не только делами, он старался претворять свои мечты в жизнь с помощью публицистического, а чаще поэтического слова. Еще в 1911-году он открыто, смело призывал народ к вооруженному восстанию в своем стихотворении «Экъечlа!» («Выходи!»):
Авуна суракь,
Жагъура яракь,
Девлетлуяр кьаз,
Зулумд даях хаз
Рекьел экъечlа!
Особое внимание читателей в творчестве Нуреддина Шерифова привлекает тема развития родного языка, бережного отношения к нему. В стихотворениях «Дидед ч1алал к1елун-кхьин» («Читать и писать на родном языке»), «Социализмадин темп» («Темп социализма») поэт приветствует преподавание в школах лезгинского языка и издание газеты на родном языке как дар нового строя простым трудящимся. Однако радость поэта длится недолго.
В 1936-году по указанию сверху в лезгинских селах стали проводить собрания актива, на которых народу предлагалось отказаться от родного языка и перейти на «более перспективный» турецкий. Нуреддин Шерифов оказался единственным интеллигентом от народа, который выразил свой внутренний бунт против этого открытого акта ассимиляции и вандализма. С обливающимся кровью сердцем он тогда написал стихотворение «Гьайиф» («Жаль»):
Мад вуч лугьун за ваз, Актив,
Дидедин чlал кьабулдачир?!
Дидед гайи нек ваз гьайиф,
Чидайтlа вун ик1, гьич хачир.
Удручающие темпы ассимиляции родного народа отображены в стихотворении «Куьркуьнар ва алпанар» («Кюркюнцы и алпанцы»), в котором поэт излагает, что в годы его детства жители сел Кюркюн и Алпан Кубинского района лучше и чище чем он сам (поэт-Г.А.) владели лезгинским языком. Но окончив учебу и вернувшись, поэт встретился со знакомыми жителями этих сел, которые наотрез отказались говорить на родном языке:
«Йух,-лагьана ада заз,-
У ч1ал мен билмия вар!»
С досадой на душе поэт образно, с глубоким сарказмом резюмирует услышанное:
Чурчул гъуьлягъ хьун патал
Миллион йисар герек я.
Хва текьейдан хва инсан,
Вун ц1алайни зирек я.
К сожалению, в этом огне потухло не одно лезгинское село…
Творчество Нуреддина Шерифова многогранно и разнообразно. При жизни он редко публиковал свои произведения, ибо в Азербайджане в те годы для этого не были созданы соответствующие условия, а создание их именно в этой республике, где лезгины являются вторым по численности народом, для поэта было принципиально. Эту миссию возьмет на себя в 60-х гг прошлого века литературное объединение «Рик1ин гаф» («Сердечное слово»). Лезгинский читатель знает Н.Шерифова по газетно-журнальным публикациям, стихами, которые вошли в разные годы в альманахи и антологии, также в школьные учебники. В 1966-году в издательстве «Азернешр» вышел в свет сборник его стихов «Чигедин ст1ал» («Капля росы»),составленный известным поэтом и прозаиком Забитом Ризвановым.А в 2012-году Дагестанское книжное издательство выпустило томик произведений Н.Шерифова «Ватандикай мани» («Песня о Родине») с предисловием доктора филологических наук Курбана Акимова, куда вошли множество неопубликованных стихотворений и четыре поэмы автора.
Поэзия Н.Шерифова публицистична, она опирается на реалии истории и современной ему жизни. Он первый в истории лезгинской литературы еще в 1933-году обратил свой поэтический взор на древнюю Кавказскую Албанию (стихотворения «Давдак» и «Католикос Виро»), отобразил борьбу горцев против Иранского шаха Шейха Джунейда (поэма «Душман п1ир» («Святилище-враг»)), написал поэму «Канал», посвященную строительству Самур-Дивичинского канала, оставив заметный след в родной литературе. Однако, наследие поэта остается недочитанной и не полностью изученной, ждет своего глубокого научного анализа.
В 2018-году исполнится 145 лет со дня рождения поэта, революционера, истинного патриота лезгинского народа и человека с большой буквы Нуреддина Шерифова. Ставим точку в конце данной статьи с большой надеждой, что лезгинская общественность достойно отметит эту, пусть и не круглую, дату, не ограничившись лишь газетными публикациями, как это происходило раньше.
Гилал АСКЕРОВ, поэт, публицист. Специально для сайта ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.