Отходничество в Лезгистане XIX-XX вв. - 1
Особенности распространенного социального явления прошлого
09 08 2014, 20:40
Просмотров: 13 892
Комментарии: 0
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / ИсторияЗначительный след в истории лезгин оставило такое социально-экономическое явление, как отходничество, получившее в среде лезгинских народов широкое распространение.
Отходничество или отхожий промысел это, как правило,
временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного
жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей,
уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в
конце XIX века один из значительных источников дохода крестьянского населения.
В конце XIX века крестьяне-лезгины, не имевшие
собственных земельных наделов, уходили на заработки в крупные экономические
центры. Где, к слову, молодые лезгины становились отходниками в надежде
накопить деньги на свадьбу, поскольку необходимо было расплатиться с долгами и
содержать семью. Но главной причиной, заставлявшей крестьян уходить на
заработки, являлась бедность местного населения.
Большинство отходников уходило осенью, вместе со скотом,
перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в
Северном Азербайджане. Отходники, как правило, нанимались копать оросительные
канавы, сажать деревья, выжигать уголь, работать каменотесами, чернорабочими и
т. д. Другая же часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где
многие оседали на постоянной работе.
Одновременно город Баку стал кузницей подготовки
квалифицированных рабочих кадров из числа южнодагестанцев, куда приезжали
особенно лезгины из Самурского и Кюринского округов, где они работали на
нефтепромыслах, на механических и нефтеперегонных заводах.
Среди тех, кто уходил на заработки и работал в
городах Азербайджана, были такие видные деятели лезгинской культуры как поэт и
певец Саид из Кочхюра, основоположник современной лезгинской национальной
литературы поэт Етим Эмин, а также поэт Тагир Хрюгский.
В пролетарском Баку формировалось также творчество
поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в
лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.
О большом влиянии революционного Баку на Южный
Дагестан свидетельствовало донесение наместнику царя на Кавказе от 1905 года
военного губернатора Дагестанской области: «Жители чутко прислушиваются и
интересуются всем тем, что происходит в России и на Кавказе, и в особенности в
Баку.
С этим последним население округа (то есть
Самурского округа — прим.), и в особенности селения Ахты, тесно связано как с
пунктом, где оно всегда находит заработок… Несомненно, что жизнь в Баку и все
тамошние события растлевающим образом действуют на пребывающих там лезгин».
К 1917 г. среди лезгин существовала уже значительная
прослойка промышленного пролетариата, принявшая активное участие в борьбе
большевистской партии за утверждение Советской власти в Южном Дагестане и
северном Азербайджане.
Лезгинский революционер активно вёл революционную
работу среди рабочих-нефтяников, организовывал в лезгинских районах северного
Азербайджана красные партизанские отряды, подготавливая восстание против
иностранных интервентов и мусаватистов.
«Внутридагестанское»
отходничество
Внутреннее отходничество выражалось, прежде всего, в
выполнении в соседних обществах и в других округах мастеровыми людьми
(каменщиками, плотниками) работ по профилю своего мастерства, а также в поисках
и выполнении там же всякого рода работ не мастеровыми людьми.
Часть отходников, обычно уходившая в более
отдаленные районы – в промышленные центры Кавказа и во внутренние губернии
России, - не возвращались на период летних сельскохозяйственных работ.
Из-за отсутствия профессии и определенных
(требуемых) навыков труда, они вынуждены были соглашаться на любые виды работ и
условия труда. Заработок отходников был невысок и составлял приблизительно от
80 до 150 рублей в год на одного человека, отправляющегося на заработки. Размер
заработка зависел от вида работы, её продолжительности, и даже от знания
русского языка и т.д.
«Внешнее»
отходничество
В Дагестане первые волны отхода крестьян начались в
1892-1893 (74 610 чел.) и 1905 гг. (81 881чел.) и охватили в значительной
степени Кази-Кумухский, Самурский, Кюринский и Андийский округа.
Крестьяне-лезгины из южнодагестанских районов семьями уходили на заработки в
Тифлисскую, Елисаветпольскую, Бакинскую губернии и Закатальский округ.
Из архивных источников известно, что в 1894 году
рабочие – дагестанцы составляли 14 % всех рабочих Баку. В то же время по
переписи населения 1905 г. в Баку проживало 15 тыс. лезгин. До этого в 1900 г.
из Самурского округа переехало на постоянное место жительство в другие районы 6
500 местных семей, в составе 23 150 человек.
Общее число всех дагестанцев в нефтяной
промышленности в городе Баку в 1910 г. насчитывало 2850 человек, т. е. 8,2%
всех постоянных рабочих и служащих Бакинского нефтепромышленного района
составляли дагестанцы.
В 1913 г. крестьян-отходников в Кюринском округе
было 8 600 человек, Кайтаго-Табасаранском - 3 828, Самурском - 23 189. По
местам выхода отходников в Южном Дагестане, да и во всем Дагестане все время
ведущее место занимал Самурский округ. В число лидеров входил также и Кюринский
округ.
Между тем, экономические показатели Самурского
округа были ничуть не хуже показателей Казикумухского и Гунибского округов: на
душу населения здесь приходилось почти одинаковое количество пашни, а скота на
тысячу жителей населения Самурского округа было в два раза больше, чем в
сопоставляемых округах.
В Ахты на 4 912 населения приходилось 2 096
отходников. Для сравнения в соседнем с Кумухом районом центре Чародинского
района, селении Чарода на 1 091 жителей приходилось только 11 отходников.
В 1921 г. среди рабочих только нескольких бакинских
нефтяных промыслов лезгины составляли 0,9 %, в 1927 г. – 3,2 % (1,5 тыс. чел).
Нередко крестьяне из Юждага отправлялись на отходничество после официальных
просьб властей соседней республики.
Отходничество было постоянным промыслом. Часть
отходников оставалась в городах на постоянное жительство, другие с окончанием
сезонных работ возвращались домой, приобретая хозяйственные и культурные
навыки, почему и пользовались у народа особым уважением.
Кроме того, если для лезгинских народностей
экономическими центрами в Северном Азербайджане были города Баку, Куба, Кусары,
Нуха (совр. Шеки) и Закаталы, то для Южного Дагестана таким центром был город
Дербент.
Здесь
необходимо отметить особую роль в налаживании экономических и культурных связей
между североазербайджанскими и южнодагестанскими лезгинами таких городов
Лезгистана, как Куба и Дербент.
Статья подготовлена по материалам книги «Народности лезгинской группы» М. Ихилова
Алихан Амрахов
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.