Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #94, дата: 01 август 2013 16:45

А легенда об агульских корнях Магомеда Ярагского, придуманная отцом и сыном Рамазановыми, не выдерживает никакой критики, ибо никаких документальных или иных данных, заслуживающих внимания, в природе на этот счет  НЕ СУЩЕСТВУЮТ!


Комментарий #93, дата: 01 август 2013 16:20

Цитата: AGUL
Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно: 1) Курали-Магому в сел. Яраге, 2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса, 3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и 4) Магома-Дебира в сел. Арчу; Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди. В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке. По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усугъ, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата. В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.


А вот уже пишет о нем Козубский. Оригинала у меня нет. Потому точность воспроизведения пусть останется на совести Агула.  Информатором Козубского наверняка был сам Алкадари.
Но, здесь сразу бросается в глаза то, что Козубский, в отличие от Алкадари,вольно обращается с фактами, что в общем то характерно для любого иноземца, пишущего чужую для него историю. Магомед Усухский у него вдруг становится Курали-Магомой, по аналогии с Ярагским. Известно, что именно последнего  в горах называли Курали-Магомой. А Усухский вряд был так известен и знаменит, чтобы заслужить, чтобы его так величали.
И еще интересно, что Усухского шейх Джамалуддин вроде как собирался назначить себе в преемники в селении ...... Яраг! Совпадение или опять автор явно что-то путает? Тоже вопрос.
В общем я склонен верить тому не многому, что есть у Алкадари про этого шейха.
А Козубского я считаю несерьзным историком. Достаточно прочитать его "Историю Дербента"


Комментарий #92, дата: 01 август 2013 15:39

"Также известными муршидами были: кюринец Усухский Магомед-эфенди, казикумухец Хакалу Магомед-эфенди, оба после сдачи Шамиль-эфенди отправились в священную Мекку, причем второй там умер, а первый вернувшись оттуда в Кюринский округ, умер в своем селении. иХ наставником был шейх Джамалуддин"

Алкадари Г. Асари-Дагестан.Исторические сведения о Дагестане. Махачкала, 1994.С.120.

 

Вот все, что есть об этом шейхе у Гасана Алкадари.Обратите внимание: Алкадари называет его не Усугским, а Усухским! Похожих корней у лезгинских топонимов  не мало! И потом Алкадари без зазрения совести называет его Кюринским,а не Агульским, что ему не характерно. Хотя про агульский язык он пишет в начале книги!


Комментарий #91, дата: 01 август 2013 15:16

Цитата: AGUL
Знаем мы то время когда ни кто нам не навязывал лезгинство и весь южДага был подписал в лезгины это исторический факт

У вас есть шанс встать во главе антилезгинской коалиции из обиженных представителей малых этносов. Рамазанов будет идейным предвадителем. А что? Почему нет? laughing


Комментарий #90, дата: 01 август 2013 15:13

Вай, вай, вай! Оказывается, AGUL - вовсе не агул! Оказывается, все это время мы общались с агулом по языку, а арчинцем по происхождению! Даже их собственный сайт убеждает в этом. Нехорошо присваивать себе чужие этнонимы! Зачем арчинцу по происхождению убеждать лезгин в том, что Ярагский - агул по происхождению?? Вашу сказку необходимо скорректировать - Ярагский - арчинец по происхождению! Никаких агулов!


Комментарий #89, дата: 01 август 2013 15:00

Цитата: Жуванбур
И из какого из пяти квардальских родов был Ярагский? wink
 

АГУ, ну и?


Комментарий #88, дата: 01 август 2013 14:51

Цитата: Жуванбур
(именно так звучит на аварском)
 

Я хотел сказать, что так звучит на агульском.


Комментарий #87, дата: 01 август 2013 14:48

Цитата: Alpan
А вообще, жалко, агульцев! Отломали ветку от дерева и бросили на произвол судьбы. И вполне естественно, что эта ветка стремится теперь обзавестись корнями и тем самым выжить. Но, увы, это ей не удастся....Она обречена на гибель!

_____________________________
Вот опять какие то метафарические высказывания вроде деревьев веток )) ну спасибо за пожелания )))) Если будет угодно Аллагьу Тааля то мы не пропадем в лица Земли.


Комментарий #86, дата: 01 август 2013 14:48

Цитата: AGUL
Отвечу вам если вы прочли всю стаью то должны были заметить селу около 2 тыс. лет это не малый срок и мы являемся основателями его.
 

Вау, вот это да! Сельчане помнят, что пришли с Чародинского района ДВЕ ТЫСЯЧИ лет назад!))))))) Воистнину удивляюсь, почему среди квардальцев нет всемирно известного писателя-фантаста.

На мой взгляд, вы банально курды. Курдал (именно так звучит на аварском) в переводе с аварского означает "курды". Т.е. сначала твои предки курды пришли в аварские горы, или были насильственно туда приведены в качестве рабов. Там за ними закрепилось имя Курдал, они перешли на аварский язык. Потом, в силу того, что жизнь у курдов среди аварцев не заладилась, они решили уйти в более миролюбивый Юждаг, и поселились среди агульских сел, и назвали себя Курдал. Постепенно в село стали переезжать агулы с соседних сел,стесняя курдов и навязывая свой язык. Вот и все. Такая моя версия. Докажи, что не так. wink


Комментарий #85, дата: 01 август 2013 14:44

Alpan,
Безусловно чтоб удердать эти племена должен был быть единый язык видимо он и был .В виду того что племена были родственны можно плерположить что отличия их в те времена были на диалектном уровне , наряду со своим государственным языком если мне память не изменяет был еще и армянский как международный.

Неплохо было бы если нашу языковую подгруппу назвали бы нейтральным названием было бы меньше раздора сегодня.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия